Урок по технологии: Пучок соломы превратись в куклу

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пучок соломы превратись в куклу!

(конструирование куклы из соломы)

Задачи:

1.Знакомство с искусством соломки.

2.Узнаем , как крестьянин ухаживал за хлебом.

3.Узнаем о поясе как важном элементе одежды.

4.Конструируем соломенную куколку.

5.Воспитываем бережное отношение к хлебу.

6.Знакомим с картинами великих художников.

Оборудование:

У учителя: презентация к уроку( к конспекту прилагается),нарисованные колоски к физкультминутке, материал для рефлексии, соломенная куколка.

У учеников: 2 пучка соломы, шерстяные нити для обвязывания пучков, стаканчик с водой и с одной соломинкой, часть соломки, фишки, стаканчик для складывания фишек ,светофорчик с цифрами 1 и 2,для выбора вариантов ответа, красная ленточка для пояска, зерна пшеницы, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы для творческой работы.

Ход урока.

1.Введение в тему.



Развиваем информационно-

ориентировочные

умения.

Развиваем умения самоконтроля и

самопроверки.

-Однажды с Мишкой Ивановым произошла такая история: встал он по утру, позавтракал, отправился в школу. После учебы побывал в бассейне. Вечером старательно приготовил уроки и пошел пить чай. Попив чаю, мальчик вымыл чашки, а остатки хлеба выбросил: завтра он купит свежий.

День как день, но только после этого с Мишкой стали происходить странные вещи: то забудет что-то, то проспит, то двойку получит, то выучит урок, да не тот, то забудет ключи, то опоздает куда-нибудь Одним словом жизнь стала невыносимой. И все после этого дня!

- Что сделал Миша не так в этот день?

-А ведь хлеб был самый главный, почитаемый продукт. Без него не обходился ни прием дорого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь? Что брали с собой в дальнюю дорогу?

К хлебу в старине относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкой. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если вдруг кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует его.

-Почему нельзя было выбрасывать хлеб ?

-Прочитайте текст и узнайте, кто начинает мешать людям, неуважительно относящимся к хлебу.

(дети читают текст с доски)

Рядом с теми, кто выбрасывает хлеб всегда черт. Как только ты выбросил кусок хлеба, черт- раз-и схватил его. И будет он всегда следовать за тобой и причинять неприятности. А потом будет самое страшное. Когда ты умрешь, душа твоя попадет к черту. А значит, она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. И это все потому ,что ты плохо обращался с хлебом.

-Поднимите нужный вариант ответа.

-Проверьте правильность.

-Положите в стаканчик красную фишку, если у вас правильный ответ.

-Получается ,что Мише мешал все это время черт( показ черта)!

-Сколько кусочков хлеба он уже собрал!

-А сколько зернышек пошло на этот кусочек! Хотите узнать их путь?

2.Работа с картиной.

Развиваем умение наблюдения.

-Закройте глаза.

(дети закрывают глаза, а когда открывают, перед их глазами появляется картина Ван Гога « Отдых после работы»)

- Люди отдыхают после работы. Как вы думаете, это был тяжелый труд? Найдите этому подтверждение на картине.

- Найдите на заднем плане, слева, поле с несжатыми зерновыми культурами.

- Найдите старые поношенные ботинки.

- Найдите отдыхающие от работы серпы.

- Обратите внимание на два больших стога.

- Посмотрите, как устали люди! Какое бескрайнее поле.

- Обратите внимание на размер стогов. ( рядом с ними крошечными кажутся фигурки быков).

- Найдите на картине связанные снопы.

- Снопы и стога- плод труда этих людей, и трудиться им придется еще очень много.

3.Узнаем о традициях ухода за хлебом.

Учитель рассказывает о процессе уборки хлеба.

- В далекие времена все больше не поля, а леса покрывали русскую землю. Шаг за шагом человек освобождал от леса землю, которая становилась его кормилицей.

С тех пор на Руси из года в год весной на полях начиналась пахота. Тянет лошадка деревянную соху, а пахарь идет сзади, правит, рыхлит землю. После пахоты поле боронили. Здесь помогала борона: решетка из продольных и поперечных планок с набитыми и деревянными зубьями.

Соха и борона в поле словно соревновались между собой, спор вели, кто важнее. Глубже да уже- упрекала борона соху. Шире да мельче - отвечала ей соха.

Весной наступала пора ярового сева. Накануне крестьянин мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. Надевал чистую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле. На сев приглашали священника. Забирал сеятель из лукошка пригоршню зерна и через каждые два шага разбрасывал его веером: налево, направо.

- Что сеял крестьянин? (рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху).

- Пшеница- самая прихотливая. Очень чувствительна к любым изменениям погоды. Повезет- будет добрый урожай и хороший заработок, ведь из благородной пшеничной муки пекли отменный белый хлеб. А нет, так весь труд пойдет насмарку. А рожь никогда не подводила.

Лето - самая напряженная трудовая пора на селе. Поспевали хлеба. Сразу же находилось немало охотников до чужого добра: и мыши, и птицы, и различные насекомые. Если Бог миловал крестьянина от всяческой напасти, и хлеб уродился добрый, наступала пора жатвы.

Первый сноп(срезанный пучок колосков) украшали цветами и лентами, вносили в дом и ставили в красный угол. Позже этот сноп обмолачивали, а его зернам приписывали чудодейственную силу.

На жатву( уборку хлеба, путем срезания колосков) выходил и стар и млад. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Жатва считалась самой страдной порой на селе. Само слово «страда» сродни страданиям, которые испытывал земледелец от тяжких трудов своих. И все ради того, чтобы на столе был хлеб.

- Как вы понимаете пословицу: « Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеб на стол и стол- престол.»

- Хлебом называют все то , что выпечено из муки.

- Сейчас мы узнаем, какое печево вы знаете.

4.Физкультминутка.

Развиваем умения обобщения, самопроверки, работы в группах.

Проводится игра, выполняющая роль физкультминутки. Соревнуются три команды- три ряда. Каждый из детей подходит к доске по очереди и заполняют « зернышки у колоска», записывая по одному продукту, сделанному из муки. Выигрывает тот ряд, который быстрее заполнит колосок.

- Последний сжатый сноп называли «именинником». Его часто превращали в куклу. И она до следующего урожая хранилась и напоминала о великой ценности- хлебе. И так же как и первый сноп, оберегала человека от невзгод- чтобы помочь Мише, спасти его от черта, мы сегодня сделаем куклу из соломы( учитель показывает соломенную куклу). Тема урока: « пучок соломы, обратись в куклу».

5.Исследование стебля соломки.

Развиваем умения

наблюдения, самопроверки,

самоконтроля.

- Прочитайте задачи нашего урока. Приступим к первой задаче. Исследуем стебель соломы.

(У каждого ребенка на парте лежат один стебель соломки и один стакан с водой, в котором находится небольшой стебель соломы. Также лежит светофорчик с цифрами один и два, для ответа.)

- Прокатите соломинку между ладонями.

- Какая форма у стебля?

- Поднимите светофорчик для ответа.

- Проверьте ответ.( Дети смотрят результаты на доске, если ответ правильный , то кладут фишку в стакан.)

-Проведите пальцами вдоль по трубочке соломки.

- Какого цвета стебель?

- Рассмотрите соломинку с обоих концов, подуйте в одно отверстие.

- Что внутри у стебелька?

- Поднимите светофорчик.

- Проверьте ответ.

- Протяните соломинку к свету.

- Какого цвета стебель?

- Поднимите светофорчик.

- Проверьте ответ.

- Попробуйте из соломки получить ленточку.

- Не получается? Для этого ее можно подержать в воде. Достаньте соломку из воды. Какая она?

- Как меняются свойства соломки, если ее намочить?

-Поднимите светофорчик.

- Проверьте ответ.

- Итак, назовите основные свойства соломки.

6.Знакомство с искусством соломки.

- Все эти свойства соломки замечательны для работы. Чего только не делают из соломы: шляпы, корзины, сумки, мебель, игрушки. В крестьянском хозяйстве ничего не пропадало. И во все времена была одним из самых доступных и неприхотливых материалов. ( Идет показ изделий из соломки).

7.Изготовление соломенной куколки.

- Приступаем к изготовлению игрушки.

- Посмотрите на план изготовления куколки. Объясните как вы будете выполнять изделие.

- У вас на столе лежат два пучка соломы: длинный и короткий. Определите для каких частей тела будете их использовать.( длинный - туловище, короткий- для рук).

- Длинный пучок переворачиваем и перевязываем туго на месте шеи веревочкой, обрезать которую нельзя. Мы ее будем обрывать, потому что в старину считалось, что режущие предметы забирали волшебную силу игрушки. Короткий пучок перевязываем с двух сторон- получаются руки. В нижнюю часть пучка вставляем руки и перевязываем талию. Нижнюю часть расправляем так, чтобы получилась юбка.

Дети изготавливают игрушку и любуются поделками.

8.Узнаем о важном значении пояса.

- Ребята, давайте проверим, помогли ли наши куколки избавиться Мише от черта. ( На доске , рядом с Мишей снова появляется фигурка черта).

- Чего-то не хватает куколке! Отгадайте мою загадку: это лента, шнур, ремень для завязывания, застегивания по талии.

- Правильно, это пояс. Для наших предков он был прежде всего оберегом от нечистой силы. А также являлся источником жизненной силы. Как только ребенок рождался, первой его одеждой был пояс. Даже если его не было видно на одежде, он все равно был на теле человека. Снятие пояса означало приобщение к миру нечистой силы. Поэтому девушки при гаданиях снимали пояс перед сном, клали его под подушку и приговаривали : « Пояс мой, пояс, покажи жениха и поезд.» Снятие пояса означало также и то, что человек дошел до такого состояния когда его ничто не сдерживает, когда нормы поведения ему нипочем. О нем тогда говорили : совсем распоясался! Также для девушки пояс олицетворял скромность, а для молодых людей- мужество.

- Давайте обвяжем куколку пояском.

9.Развиваем творчество. Дети самостоятельно придумывают, где можно прикрепить зернышки на куколке(например, сделать из пластилина корзину и поместить туда зерна).

- Проверим, ушел ли чертик от Миши. На доске, рядом с Мишей, снова появляется фигурка черта.

- Все равно в наших куколках не хватает волшебной силы.

- Угадайте этот предмет:

На столбиках в гнездах

Лежат не птички

А золотые яички

- Правильно, это зернышки, которые придают волшебную силу кукле.

- Возьмите зерна и придумайте как их можно расположить на кукле.

Дети придумывают как можно расположить зернышки на кукле.

10.Подведение итогов.

Развиваем умение самопроверки.

- Проверим результаты своей работы.

На доске Миша оказывается без фигурки черта.

- Подведем итоги.

- Кто преследует людей, если они выбрасывают хлеб?

- Как называли последний срезанный сноп?

- Какие свойства соломы вы узнали?

- Какой предмет одежды оберегал человека с самого рождения?

- Что придает волшебную силу куколке?

- Посчитайте количество фишек заработанных за урок.

- Поставьте себе оценку пять, если у вас их семь, оценку четыре, если пять.

- Поставьте себе оценку за куколку, сравните ее с образцом. Третью оценку за работу вам поставит учитель.

- Вашу куколку можно также нарядить в одежду( учитель показывает наряженную куколку и дает детям задание дома одеть игрушку).

11.Проводится рефлексия.

- Мы рассмотрели процесс превращения зерна в хлеб.

-Видите знак вопроса? Он говорит о том, что на этом уроке мы узнали еще не все. Впереди нас ждут новые знания. А пока я бы хотела, чтобы вы помнили как тяжело доставался людям хлеб. Берегите его и помните: было хлеб всему голова!

-А теперь поместите на большой лист красное зернышко, если вам все понравилось и синее зернышко, если вам было скучно.

Урок по технологии : Пучок соломы превратись в куклу.


© 2010-2022