О взаимодействии учителя и родителей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Эффективность работы каждого учителя во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку. Основой взаимоотношений между педагогом и родителями должно быть сотрудничество. Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего, способного найти решение в любой ситуации. Именно поэтому взаимодействие с родителями я строю на доверии, взаимопонимании, на том, что размышляю вместе с родителями и помогаю им советом. Главная задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. В практической работе с родителями каждый учитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Первую встречу с родителями я провожу еще до знакомства со своими будущими учениками перед началом адаптационных занятий. Видеть родителей, знать их отношение к школе, учебно-воспитательному процессу - это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться в дальнейшем. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинаю с традиционной экскурсии по школьному зданию, на которой я знакомлю родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Затем знакомлю с теми требованиями, которые предъявляет школа своим ученикам с первых дней пребывания в ней. На этом же собрании в непринужденной обстановке прошу родителей высказать свои пожелания в работе с классным коллективом. По мере того, как родители высказываются, я записываю их соображения мелом на доске. Затем прошу сообщить, чего я вправе ожидать от них. Этот метод я заимствовала у Адольфа Селтца, который столкнулся с необходимостью пробудить энтузиазм у дезорганизованной группы людей. То обстоятельство, что мы вместе обсуждаем желания и стремления, и является необходимым моральным стимулом для родителей. Такой прием помогает учителю настроить родителей на сотрудничество. На протяжении всех адаптационных занятий ежедневно приглашаю для беседы несколько семей, назначая их на разное, удобное для родителей время, и прошу рассказать их о своей семье, о традициях, о своем ребенке, его привычках и особенностях. Одно из последних занятий провожу в виде небольшого утренника, на котором родители видят своего ребенка в роли активного участника. Малыши с удовольствием разучивают небольшие четверостишия, отгадывают загадки и получают диплом о зачислении в 1 класс школы из рук сказочных персонажей (их с удовольствием играют выпускники 4 класса), а также письмо - напутствие родителям и ребенку от классного руководителя. И вот наступает первое сентября. Этот день особенный, торжественный, волнующий. Это не только первый учебный день, не только День Знаний, но и день рождения класса. День рождения станет первой традицией класса. Сначала проводится торжественная линейка для учащихся 1 и 11 классов, затем старшеклассники заводят малышей в кабинет и дарят им подарки (так отмечается первый учебный день). Потом бывшие выпускники вместе с малышами опять в импровизированной форме (монотонные репетиции утомляют детей, к тому же слушать и видеть одно и то же неинтересно) отправляются в Страну Знаний. Затем торжество плавно переходит в празднование дня рождения. Мы собираемся через 2-3 часа на природе или в одном из детских развлекательных комплексов. Главное - сделать этот день запоминающимся и для ребят, и для их родителей. В первых числах сентября снова провожу собрание для встречи родителей с администрацией школы, учителями английского языка, музыки, физкультуры, библиотекарем, психологом. На этом же собрании избирается организационный комитет. Каждый родитель по своей инициативе выбирает посильную для себя работу по оказанию помощи классному руководителю во внеклассной работе, в проведении классных часов, конкурсов, в решении хозяйственных проблем. Обязательно избирается координатор и его заместители. На этом же собрании вместе с родителями планируем совместную работу на учебный год, где определяем не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме и организовать будущие встречи максимально эффективно. Первым совместным проектом родителей, детей и учителя станет праздник Осени. Его мы проводим в виде ярмарки и готовим с ребятами первую часть утренника, в котором обязательно будут зазывалы, цыгане с медведями, ряженые, коробейники. Затем все переместятся в холл, где организована выставка-продажа забавных поделок из овощей и фруктов, поделок из природного материала, варенья-соленья и т. д. Все поделки громко рекламируются родителями и детьми, группы соревнуются между собой. Заканчивается мероприятие чаепитием. Такой праздник позволяет лучше узнать друг друга, объединиться в группы по интересам. Обязательно планирую в первой четверти экскурсию или выезд на природу. Это интересно не только ребятам, но и самим родителям - они могут увидеть своего ребенка в непринужденной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и его сверстниками. Для того чтобы познакомить ребят с родителями одноклассников, провожу классные часы. К тому же детям всегда приятно видеть своих родителей на уроках в школе. Тематику классных часов подбираем вместе, затем каждый родитель выбирает понравившуюся тему. Запомнились ребятам рассказы родителей о своих друзьях (тема классного часа «Умейте дружбой дорожить»), о малой родине ("Ростов - моя родина, мой дом, моя семья"). Интересными были и такие темы, как "Что такое милосердие?", "Учись понимать и прощать других", "Всегда ли нужно говорить правду?". Многие родители связали выбор темы со своей профессиональной деятельностью: о религиях мира поведал настоятель храма, о профилактике кариеса рассказал врач - стоматолог, сотрудники ГИБДД подарили жезл и форму для дальнейшего проведения уроков ПДД. Сотрудник ГУВД рассказал о терроризме и обучил правилам самообороны, о своих спортивных достижениях поведал футболист ФК, вместе с пекарем дегустировали разные сорта хлеба. В День Победы организовали встречу поколений. В классе обязательно найдутся родители, которые могут помочь учителю в разработке сценариев различных мероприятий. Посещая уроки, общаясь с детьми, можно сочинить тексты на любой предложенный сюжет, в котором найдут отражение школьные дела и личные качества учащихся. Именно такие утренники запомнятся всем. Полной неожиданностью для ребят стал новогодний утренник, где режиссерами и артистами были родители! Дети не сразу смогли раскрыть наш замысел: им пришлось присматриваться, прислушиваться к интонации голоса. Взрослым тоже было приятно вспомнить свое детство и с удовольствием принять участие в спектакле. Помочь родителям понять своих детей, воспринимать их как личность, обладающую индивидуальными ценностями, помогают фольклорные праздники. Принимая участие в таких праздниках, как Масленица, ребята раскрывают свои таланты. Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей со специалистами в разных областях: врачами, психологами, руководителями кружков и клубов. Одну из таких встреч я провожу 7 апреля, во Всемирный день Здоровья. На него приглашаю врачей различных специальностей из детского диагностического центра, которые рассказывают о своем центре, о службе психологической поддержки семьи. На празднике проводятся различные конкурсы, родители рассказывают о способах закаливания, сочиняют буриме, подпевают песни. Итоговое родительское собрание превратила в церемонию вручения "Золотых дисков". Золотые диски (их выполнили следующим образом: в обычном кубике сделали прорезь, вставили СД диск, все это залили золотистой краской) вручали и родителям, и детям. Родителям - за активное участие в жизни класса, детям - за исполнение различных ролей на утренниках. В выборе лучших в представленных номинациях участвовали и родители, и ребята, независимо друг от друга, затем общим числом голосующих выбирались лучшие из лучших. Во взаимодействии с коллективом родителей стараюсь не повторяться, ищу новые идеи и формы их воплощения. Сложившаяся система взаимоотношений между учителем, родителями и учениками позволяет добиться главного - создать сплоченный коллектив родителей и детей.


© 2010-2022