Урок окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока:

1.ФИО: Баранова Татьяна Николаевна

2. Место работы: МАОУ «Лицей № 36» города Саратова

3. Должность: учитель начальных классов

4. Предмет: окружающий мир

5. Класс: 3. Программа Л.В. Занкова

6. Тема урока: Сезонные изменения в лесу. Осень.

7. Учебник: окружающий мир (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.) Издательский дом «Федоров» 2011 г.

8.Цель урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений и животных осенью.

9. Задачи урока:

- образовательные: совершенствовать умение наблюдать за природой в разное время года, анализировать, обобщать, делать выводы;

- развивающие: развивать аналитическое мышление, речь, память, внимание;

- воспитывающие: воспитывать умение работать в группах и коллективно, любознательность, любовь и бережное отношение к родной природе;

- здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности, создавать комфортную обстановку в классе.

10. Тип урока: открытия нового знания

11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах и в группах.

12. Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, книга для чтения Трафимовой «Тайны близкие и далекие», средства ИКТ, карточки - вопросники, костюмы деревьев, грибов.

13. УУД:

Предметные: владеют общими сведениями об осенних изменениях в природе.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе, заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний по окружающему миру.

Метапредметные:

- Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, поиск способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий.

- Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельный подбор способов деятельности для выполнения разных видов заданий.

- Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать собеседника и поддерживать диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Урок открытия нового знания.

Предметная тема: Сезонные изменения в лесу. Осень.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Метапредметная тема: планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений систематизировать знания об осенних изменениях в природе, обобщая и классифицируя информацию о растениях и животных леса.

Воспитательная цель: воспитывать доброжелательность, внимательное отношение к одноклассникам.


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)


  1. 1.Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивная: целеполагание

Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и одноклассниками


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


-Какое сейчас время года?

- Что вы знаете о нем?

(слайды 1-3).

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Рассматривают слайды, формулируют ответы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков



3.Постановка учебной задачи



- Н.Карамзин писал:

- Веют осенние ветры в мрачной дубраве,

С шумом на землю валятся желтые листья.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ответы детей).

- Для чего нам необходимы знания об осенних изменениях в природе?

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию


Ставят цели, формулируют тему урока

Дети высказывают свои варианты ответов, доказывают правильность выбора


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы



4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как мы можем их получить? (наблюдения, опыты, экскурсии, научно-популярная литература и т.д.).

Народная мудрость гласит: «От осени к лету повороту нету».

- Какие вы знаете осенние приметы?

- Задание: Назовите друг другу народные приметы, связанные с осенью.

- Дополните свои знания новыми приметами (слайд 6).

- Всех вас беру с собой в путешествие по осеннему лесу.

- Девиз путешественников (слайд 7).


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Организует работу в парах

Составляют план достижения цели и определяют средства ее достижения.

Дети высказывают свои варианты ответов, доказывают правильность выбора.

Работа в парах

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные - сотрудничество в поиске и выборе информации.




Физминутка (тематическая - «Прилетела к нам вчера…»)





5. Реализация проекта

- И вот мы в лесу.

- На какой поляне мы оказались? (на грибной - слайд 8.)

Игра - инсценировка. (дети в костюмах грибов читают стихи - ( слайды 10 - 14 ).

- Какие это грибы? (съедобные) - Дополните своими ответами. - Какие еще бывают грибы? (несъедобные). - Например? (мухомор, бледная поганка) (слайды 15 - 16).

- Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?

- Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы? (ими питаются лоси - слайд 17)

- «Хоровод деревьев». Информационные сообщения о разных породах деревьев - дети в костюмах: дуб, береза, липа, сосна (слайды 9, 35, 36, 37).

- Какова практическая ценность данных пород?

- Связь «береза-подберезовик».

- Какие еще знаете? (осина-подосиновик и т.д.)

- Работа в группах (по карточкам) - 5 групп. (примерные вопросы для одной группы: какие грибы растут под березами? Под елями? Под осинами? - Как заяц готовится к зиме? И т.д. - Подведение итогов групповой работы.


Привлекает учащихся к совместному рассмотрению проблемной ситуации




Учитель раздает карточки, обозначает цель данного вида деятельности, координирует работу учащихся в группах.



Дети высказывают свои варианты ответов, доказывают правильность выбора



Проверяют результаты работы в группах, доказывают правильность выбора своих ответов

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные: Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.




Регулятивные: контроль, коррекция.


6. Первичное закрепление

- Изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках; листопад.-

Работа по учебнику - с.124.

- Рассмотрим образование плодов и семян, их распространение (схема в учебнике - с.126, слайды 19, 20, 27, 37).

- Проверим ваши ответы:

- Изменения в природе зависят от времени года?

- Какие изменения происходят осенью в растительном мире? - В мире животных? - С чем они связаны?

- Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих и культурных растений.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Дают ответы на вопросы об изменениях в зависимости от сезона (по алгоритму)

Делают свои выводы, заключения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий.

Познавательные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение произвольно и осознанно строить свои высказывания.



Разминка для глаз





7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Экологическая минутка.

- Правила, которые нужно соблюдать в лесу?

- Для чего это необходимо?

- Если бы вы были экологами, как бы вы изобразили их на бумаге?

- Нарисуйте свой мини-плакат на тему охраны леса. ( Выставка мини-плакатов).

Обозначает цель данного вида деятельности

Создает условия для формирования путей решения проблемы.



Самостоятельная работа учащихся


Регулятивные: контроль, коррекция

Личностные: самоопределение


8. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Что узнали нового, интересного?

- Что должны помнить?

- Берегите землю, берегите!

- Жаворонка в голубом зените.

- Бабочку на листьях повилики.

- На тропинке солнечные блики. -Ласточку, мелькающую в жите.

Домашнее задание: с. 124- 130 учебника, печатная тетрадь - №55.

Оценки за работу на уроке.

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.



Вариативная часть




Урок

окружающего мира на тему:

»Сезонные изменения в лесу. Осень»




Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 36»

г. Саратова

Баранова Т.Н.


2013 - 2014



Список литературы:


  1. Рабочие программы УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» - Самара, издательский дом «Федоров»;

  2. Начальная школа (требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности). /С.П. Казачкова, М.С. Умнова/ - Москва, «Планета», 2012;

  3. Окружающий мир 3 класс, методика обучения/Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков/ - Самара, издательский дом «Федоров», 2011;

  4. «Тайны близкие и далекие». Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир»/Г.В.Трафимова/ - Самара, издательский дом «Федоров», 2010.






























































Технологическая карта урока окружающего мира в 2.4 классе. Учитель: Лисичкина Т.В.

1.Дидактическое обоснование:

«Окружающий мир 2 класс» (1 часть) Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Растения и животные осенью ».

3.Дидактическая цель: создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как основу познавательной активности младших школьников.

4.Тип урока: урок-дискуссия

5.Задачи урока:

Предметные:

- формировать у обучающихся представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе, уметь наблюдать за изменением растений и животных в зависимости от сезонных изменений, научиться выделять по внешнему виде растений и животных признаки, характерные для определенного времени года;

- обсуждение правил поведения в лесу.

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных экологических норм поведения.

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные:

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения - формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила взаимопомощи; строить понятные для партнёра высказывания.

6.Методы обучения: беседа, дискуссия.

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

8.Средства обучения: учебник и печатная тетрадь, хрестоматия Трафимовой «Тайны далекие и близкие», карточки, средства ИКТ.

9.Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности

Настрой на работу.

- Веют осенние ветры

в мрачной дубраве, с шумом на землю валятся желтые листья. - О каком времени года писал Н.Карамзин? - Какова тема нашего урока?

(слайды 1-3)

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний учащихся.

- Народная мудрость гласит: «От осени к лету поворота нету». - Какие осенние приметы знаете вы?

Моделирование ситуации по подбору и делению осенних примет на две группы: о животных и растениях.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.Введение в тему урока

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию. Как можно назвать эти группы животных?

-Куда можно отнести медведя, собаку и ИЗМЕНИТЬ!!!

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Логические - формулирование проблемы.

4.Работа с новым материалом.

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

- По каким внешним признакам можно животных разделить на группы?

Оценка примеров зависимости внешнего строения животных с признаками, указывающими на способы питания.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5 Применение новых знаний.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Что особенного в строении животных-охотников? - Если среди домашних животных хищные и растительноядные?

-Сравните современных человекообразных обезьян и древнего предка человека. Чем они похожи и чем питаются?

Работа по учебнику с.12-13 рассматривание рисунков. Формулировка понятий «хищные» и «растительноядные». Нахождение общих признаков и различий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,

формулировать своё мнение.

6.Закрепление.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Учебник стр.13 (работа в паре)

Ответ на вопросы учебника. Иллюстрирование в альбоме животных двух видов.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра

7.Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

Вопрос: Что тебя удивило или о чём бы ты хотел ещё узнать?

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

Кл. руководитель: Герасимова И.А.

© 2010-2022