- Преподавателю
- Начальные классы
- Две работы буквы З
Две работы буквы З
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Падаманова Г.М. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (по букварю Д.Б.Эльконина)
Тема: две работы буквы «3» Цель: познакомить учащихся с функцией буквы «Зз», обучение чтению слогов, слов с буквой 3; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к слову, к букве; развивать речь учащихся.
Оборудование: мягкая игрушка «Зайка», кукла «Зина». Касса букв классная и индивидуальная. Таблицы со словами. Карточки с буквами Зз Сс с гласными буквами. Звуковые схемы.
Урок начинает учитель с чтения загадки:
Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки
Мчится, что есть духу
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? Дети хором: Зайка.
Учитель достаёт и показывает детям мягкую игрушку зайца, спрашивает: - Кто к нам пришёл?
Дети: Зайчик. (Заяц пушистый и красивый) Учитель: Он вам нравится? Дети: Да.
Учитель: А хотите узнать как его зовут? Дети: Да. Учитель: Его имя начинается с этой буквы; показывает карточку с буквой «с».
Спрашивает: - Сможете ли вы её прочитать? Дети: Нет! Учитель: Почему? Дети: Мы не знаем, как её читать - твердо или мягко? После неё нет гласной буквы.
Учитель: Есть ли здесь имя? Дети: Есть. Саня.
Учитель: Как можно сразу узнать? Дети: Это слово написано с заглавной буквы. Учитель: Кого можно назвать Саня? Дети: И девочек, и мальчиков.
Учитель: Найдите слово, где согласная «с» читается мягко. Дети: гуси
Учитель:: Найдите слово. Которое поселим в этот домик
- - о -, докажите.
Дети: Слон.
Выходит ученик, берет указку и доказывает.
С - согл.,тв.,глухой
Л - согл.,тв.(звонкий
О - гласный Н - согл./гв. .звонкий Один слог, одна гласная.
Учитель переключает внимание детей на предложения. У Сони икра. У Сони игра. Спрашивает: Это что?
Дети: Предложения, здесь несколько связанных слов, есть мысль. Учитель: Чем они похожи? Чем отличаются?
Дети: Похожи 1 и 2 словом, отличаются 3-м словом и смыслом, отличаются одной буквой г-к (парные) Учьтель: изменилась буква и меняется смысл Игра И у нас сегодня в классе игрушка зайчик. Вы не забыли как его
30BVT?
Дети: Сима.
Учитель: Какой здесь 1-й звук. Дети: «с» согласный, мягкий, глухой. Учитель: добавим голос. Какой стал звук «3» Дети: Звонкий, мягкий Учитель берёт карточку с гласной буквой «и» и подставляет к согласной букве «с».
Спрашивает: А теперь сможете прочитать? Дети: Да! И читают - Си Учитель: Как прочитали букву «с»? Дети: Мягко! Учитель: Почему? Дети: Гласная буква «и» показывает, что согласный читается мягко.
Учитель: Вы догадались, как зовут нашего зайчика? Си... Дети: Сима!
Учитель: Составьте его имя.
Дети составляют на индивидуальных кассах слово «Сима».
Учитель: Проверим, такое ли слово у зайчика на визитке.
На игрушке у зайца приколота визитка. Учитель открывает её.
Дети читают «Сима» и радуются.
Учитель спрашивает: А кто так составил «сима»?
Дети: Никто, у нас нет Незнайкиных
Учитель: А что не знает Незнайкин? Дети: Имя собственное требует уважения и всегда пишется с большой буквы. Учмтель: Зайчик очень рад, что вы правильно прочитали и составили его имя, и он благодарит вас музыкой. А вы спойте и станцуйте ему. Дети выполняют физкультминутку, прыгают, как зайчики на месте со словами:
Будем мы как зайчики Весело скакать Вот так! Вот так!
Повтори опять! (Прыжки вокруг себя)
После дети садятся и учитель привлекает их внимание к доске. Учитель: посмотрите сюда: Что здесь написано? Детч: Слова! (читают)
слон
Саня
Гуси
Две гласные два слога ударный первый
Дети составляют слово «Зина» и проверяют по визитке у куклы.
Учитель: Поиграем «День, ночь».
Дети ложатся на парты и закрывают глаза.
Учитель ставит карточку со словом и говорит: День.
Дети читают хором слова:
лиса коса роса осёл
Лиза коза роза козел
Учитель спрашивает: Чем отличаются слова друг от друга. Дети: Они отличаются одной и двумя буквами и меняются смысл слова (доказывают).
Физкульминутка для куклы Зины. Будем мы как куколки Дружно приседать (Приседают прямо) Вот так! Вот так!
Повтори опять! (приседают влево, а потом вправо)
Дети садятся за парты.
Учитель: Будем дальше учиться читать.
К доске идут два ученика (читающие получше)
Они готовятся читать 2 текста.
1- й: Лиса читала. 2- й: Лиза шла по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала
Лиза на запах. А капкан цап Лизу за лапу.
И думать - Что не так?
А учитель работает в это время с классом по словам, прочитанным ранее, выборочное чтение. Предлагает детям найти слово - цветок (роза) - Что бывает на растениях рано утром? (роса)
-Что носят многие девочки и что нужно в хозяйстве, чтобы заготовить сено? (коса)
Слова - животные.-Почему одно слово с большой буквы? (Имя) -Теперь послушаем, как дети научились читать тексты у доски. Дети читают. Учитель: Произнесем твердо «з». А кто знает какой буквой мы будем обозначать эти звуки? Дети тянут руки, один ученик выходит и показывает две буквы «Зз». Учитель говорит: На эту букву посмотри: Она совсем, как цифра 3 и спрашивает:
-Почему есть буква большая и маленькая? Дети:- Есть слова, которые пишем с большой буквы (имена
собственные и начало предложения).
Учитель : Можно ли её прочитать одну?
Дети: Нет. Мы не знаем как её читать, нужны гласные. Учитель: Познакомим букву «3» со всеми гласными. Почему они
стоят в два ряда? Дети: Одни командуют согласным, читаются мягко, а другие твердо.
Дети читают слоги.
Учитель просит прочитать выборочно, где буква «3» читается мягко, твердо. Дети читают.
Учмтель: В гости к Симе пришла кукла, её имя при письме начинается с буквы «3», которая будет читаться мягко. Вы догадались, как её зовут? Дети: Зина.
Учитель: Подумайте, в какой домик вы поселите её имя «Зина». Даны следующие схемы:
= 0-0
-0 = 0
-0-6
= 0-0
Дети выходят и показывают последнюю схему.
Учитель: Почему?
Выходит ученик и доказывает:
3 согл. зв. Мягкий
И гл. уд.
Н согл.,зв. ТВ.
А гл.
Учитель: Что прочитала Настя? (Лиса читала)
Дети: Предложение.
Учитель: Вы заметили, что не так?
Дети: Лиса не умеет читать.
Далее читает текст про Лизу Олеся.
Дети смеются.
Учитель: Что прочитала Олеся? Дети: Текст.
Учитель: А почему вы смеялись? Дети: Буквы перепутались и было смешно. Учитель: А какие буквы перепутались? Дети: «3» и «С» и меняется смысл слова.
Учитель: Видите, как это важно правильно писать буквы. Какую букву отправим в 1-е предложение? - 3, а в текст С. А какую букву мы изучаем сегодня;'1 Дети: буквы Зз.
Учитель: А что вы про неё узнали?
Дети: Обозначает два звука [ 3 ] [3'] согласный, звонкий с голосом. Учитель: А вчера какую учили букву? Дети: Букву С с
Учитель: А чем они похожи и различны? Дети:,.Оба звука согласные, а произносим если с голосом то[3 3;, а
без [С ] [C ']
Учитель: Идём в букварь, страница 108.
Почему буква 3 держит две карточки.
Дети: Обозначает два согласных звонких звука 3 3'" Учитель предлагает детям рассмотреть схему в букваре, подумать,
какое слово спряталось в схеме.
Назвать животных, в названии которых есть звуки |3]|3'] Дети перечисляют.
Учитель: Итак, с какой буквой мы сегодня познакомились?? Дети: С буквой Зз, показывают. Учитель:: На что она похожа? Дети: Она похожа на цифру 3.
Учитель:: Завтра мы продолжим с вами работу с буквами Зз.