- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературное краеведение
Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературное краеведение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хабибулина Р.Х. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО
на заседании
МО учителей
начальных классов
Протокол № _____
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Е.В. Костылева
Приказ №____________
от «______»_________2014г
от «____»______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
4 «Г» класс
Учитель: Хабибулина Руфа Хантимировна
с. Мужи
2014 год
Пояснительная записка. Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю. Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию. Цели: 1.Расширять и углублять знания по краеведению Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). 2.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.
Место учебного предмета, курса в учебном плане Учебный курс «Литературное краеведение» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
- В результате проделанной по предмету работы учащиеся приобретут следующие универсальные учебные действия:
- - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;
- - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
- - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
- - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;
- - приобретут понимание роли книги в жизни человека;
- - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
- - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
- - приобретут знание особенностей северного фольклора;
- - усвоят географию родного края;
- - усвоят понятие о народной сказке;
- - приобретут основы литературной речи
- - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
- - самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.
- - научатся различать особые виды фольклора народов Севере;
- - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;
- - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
- - умение различать жанры художественной литературы;
- - приобщатся к чтению книг как источнику познания;
- - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
- - приобретут умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
- - приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;
- - приобретут чувство гордости за родную землю;
- - приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;
- - научатся строить монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
- - научатся называть имена известных писателей Ямала и их произведения;
- - научатся различать малые формы фольклора народностей округа;
- - приобретут умение высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.
Содержание учебного предмета «Литературное краеведение» Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал - обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг». Раздел 2. Фольклор - колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки. Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), «Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», Л.Ефремова «Влюбленные звезды», Н.Дудников «Завистливый осетр» Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. Моя маленькая родина - Шурышкарский район. Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем. Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев. Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос» Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев - Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». В. Ледков «Ламдоко». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом». Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».
Календарно-тематическое планирование №
Тема уроков
Кол-во час.
УУД
деятельности учащихся
Дата по плану
Дата по факту 1. Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал - обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт».
1
Знание фольклорных произведений своего родного края;
Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека.
Знание фольклорных произведений своего родного края;
Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека
2. Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг».
1
3-4 Раздел 2. Фольклор - колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки.
2
5-6 Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки),
2
7 Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки),
1
8 «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки).
1
Знать особые виды фольклора народов Севера;
начальные сведения по истории православия на Ямале;
этнологическая тема в литературе;
воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире;
привитие любви к книге как источнику познания; умение сравнивать, сопоставлять - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края; - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах; - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю; - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках; - приобретут понимание роли книги в жизни человека; - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему; - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение; - приобретут знание особенностей северного фольклора; - усвоят географию родного края; - усвоят понятие о народной сказке; - приобретут основы литературной речи - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения; - самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок. - научатся различать особые виды фольклора народов Севере; - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале; - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире; - умение различать жанры художественной литературы; - приобщатся к чтению книг как источнику познания; - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
9 Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые»,
1
10 Л.Ефремова «Влюбленные звезды»,
1
11 Н.Дудников «Завистливый осетр»
1
12 Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав.
1
13-14 Природные богатства нашего округа.
2
15-16-17 Моя маленькая родина - Шурышкарский район. Экскурсия
3
18-19 Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном.
2
20-21 Кто живет в краю моем. Красная книга Ямала. Экскурсия
2
22 Красная книга Ямала.Стерх - символ надежды.
1
23 Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй
1
24 Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев.
1
25-26 Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос»
2
27 28 Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев - Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках.
2
29 Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта».
1
30 Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач».
1
31
В. Ледков «Ламдоко» М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».
1
32 Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».
1
33 Проверочная работа.
1
34 Экскурсия.
1
материально-техническогообеспечения
образовательногопроцесса «Ямальский калейдоскоп» Л.В. Федорова, «Край ямальский» Л.В. Федорова, «Северные родники» Л.В. Федорова телевизор. мультимедийный компьютер. мультимедийный проектор. экран проекционный. Интернет ресурсы
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №1.
- Назовите представителей животного мира ЯНАО.
- Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.
- Красная Книга ЯНАО (примеры).
- Какие современные экологические проблемы нашего округа вы можете назвать и предложите возможные пути их разрешения.
- План - описание города Муравленко (предприятия, школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи и т.д. ).
- Составьте карту ЯНАО (схематически: с указанием основных объектов округа: три полуострова, крупнейшие озера, реки, города и с кем граничит наш округ).
И по праву первого в краю
Жителя тебе сегодня имя
Я на веки вечные даю.
Нарекаю я тебя Ямалом.
По - ненецки это -
Край земли. * * * Сейчас Ямал - обжитая планета.
Везде, на всем - соленый пот труда.
Безбрежны, как море, стада оленьи.
А рядом вышки нефтяные, в ряд
Построившись, моторов мощным пеньем
Любого новичка ошеломят. (Перевод А. Каныкина) Жизнь не имеет конца На всей планете каждый день и час
Удивляет мир рождение новых поколений -
Продолжателей родов и фамилий племен.
Знак - за поворотом не кончается жизнь…
Заря восхода над горизонтом
Распустила золотистые кудри свои,
На плечах Земли - матушки родной
Играют, как сполох, сиянья Севера.
В сладком сне ночами долгими
Земля набирает силы и мужает,
Как дитя в качалке - люльке,
Глядящее в мир удивительных чудес.
Полозья нарт - качели тундры
День за днем ведут рассказы
О делах, успехах новых,
Завтрашнем дне младенца.
Настанет день - ждать недолго,
Когда тот малый сын оленевода
Громким голосом заголосит:
- Хей - хать! Кохов - кохов! - упреждая стадо. * * * Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей -
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полетом… (Перевод Л.Шкавро). Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит страшно,
Словно моря Карского волна, -
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре - век двадцатый, наши дни! Затем поэт знакомит с историей родного края: Где вьюги вихрятся под полозом нарт,
Как малый ребенок, припал Салехард
К Оби - материнской груди…
К речному вокзалу со мной подойди -
Красивый какой пароход - погляди,
Волнуясь, выходит на старт.
Присядь на скамейку. Прекрасен и прост,
Вершиной в рассветное облако врос
Весь в красных цветах обелиск.
Над братской могилой венки шелестят
И ветер баюкает павших солдат,
Что здесь за свободу дрались. * * * Это - начало. С тех пор в Пуре
Высадили десант молодежи,
Стали к земным подбираться кладам
Смелые люди. Так начиналась
Ударная - Глебовская буровая.
С первым ударом бура возникла
Новая жизнь в Уренгое. Недра
Заговорили на всех наречьях
Древней земли. Так поднималась
Газовая целина Сибири. * * * О, Уренгой! Был ты неведом -
А теперь ты выходишь к миру.
О, Уренгой! По всему Союзу
Имя твое проносится со славой,
Смотрят люди с большой надеждой
В добрые глаза твои! (Перевод