Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературное краеведение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

РАССМОТРЕНО

на заседании

МО учителей

начальных классов

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Е.В. Костылева

Приказ №____________

от «______»_________2014г

от «____»______2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

4 «Г» класс



Учитель: Хабибулина Руфа Хантимировна


с. Мужи

2014 год





Пояснительная записка. Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю. Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы.


Общая характеристика учебного предмета, курса
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию. Цели: 1.Расширять и углублять знания по краеведению Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). 2.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.

Место учебного предмета, курса в учебном плане Учебный курс «Литературное краеведение» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год

Личностные, метапредметные и предметные результаты

  • В результате проделанной по предмету работы учащиеся приобретут следующие универсальные учебные действия:
  • - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;
  • - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
  • - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
  • - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;
  • - приобретут понимание роли книги в жизни человека;
  • - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
  • - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
  • - приобретут знание особенностей северного фольклора;
  • - усвоят географию родного края;
  • - усвоят понятие о народной сказке;
  • - приобретут основы литературной речи
  • - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
  • - самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.
  • - научатся различать особые виды фольклора народов Севере;
  • - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;
  • - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
  • - умение различать жанры художественной литературы;
  • - приобщатся к чтению книг как источнику познания;
  • - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
  • - приобретут умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
  • - приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;
  • - приобретут чувство гордости за родную землю;
  • - приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;
  • - научатся строить монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
  • - научатся называть имена известных писателей Ямала и их произведения;
  • - научатся различать малые формы фольклора народностей округа;
  • - приобретут умение высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.

Содержание учебного предмета «Литературное краеведение» Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал - обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг». Раздел 2. Фольклор - колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки. Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), «Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», Л.Ефремова «Влюбленные звезды», Н.Дудников «Завистливый осетр» Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. Моя маленькая родина - Шурышкарский район. Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем. Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев. Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос» Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев - Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». В. Ледков «Ламдоко». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом». Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».





















Календарно-тематическое планирование №

Тема уроков

Кол-во час.

УУД

деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту 1. Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал - обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт».

1

Знание фольклорных произведений своего родного края;

Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека.

Знание фольклорных произведений своего родного края;

Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека

2. Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг».

1

3-4 Раздел 2. Фольклор - колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки.

2

5-6 Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки),

2

7 Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки),

1


8 «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки).

1

Знать особые виды фольклора народов Севера;

начальные сведения по истории православия на Ямале;

этнологическая тема в литературе;

воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире;

привитие любви к книге как источнику познания; умение сравнивать, сопоставлять - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края; - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах; - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю; - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках; - приобретут понимание роли книги в жизни человека; - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему; - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение; - приобретут знание особенностей северного фольклора; - усвоят географию родного края; - усвоят понятие о народной сказке; - приобретут основы литературной речи - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения; - самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок. - научатся различать особые виды фольклора народов Севере; - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале; - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире; - умение различать жанры художественной литературы; - приобщатся к чтению книг как источнику познания; - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;


9 Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые»,

1

10 Л.Ефремова «Влюбленные звезды»,

1

11 Н.Дудников «Завистливый осетр»

1

12 Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав.

1

13-14 Природные богатства нашего округа.

2

15-16-17 Моя маленькая родина - Шурышкарский район. Экскурсия

3

18-19 Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном.

2

20-21 Кто живет в краю моем. Красная книга Ямала. Экскурсия

2

22 Красная книга Ямала.Стерх - символ надежды.

1

23 Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй

1

24 Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев.

1

25-26 Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос»

2

27 28 Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев - Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках.

2

29 Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта».

1

30 Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач».

1

31
В. Ледков «Ламдоко» М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».

1



32 Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».

1

33 Проверочная работа.

1

34 Экскурсия.

1


материально-техническогообеспечения
образовательногопроцесса «Ямальский калейдоскоп» Л.В. Федорова, «Край ямальский» Л.В. Федорова, «Северные родники» Л.В. Федорова телевизор. мультимедийный компьютер. мультимедийный проектор. экран проекционный. Интернет ресурсы












ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №1.

1 вариант 2 вариант 1. Год рождения города: А) 1974. Б) 1984. В) 2004. Г) 1994. 1. ЯНАО в 2005г. исполнилось: А) 60 лет. Б) 65. В) 75. г) 70 лет. 2. Какие животные изображены на гербе ЯНАО: А) олень и нерпа. Б) лось и орлан. В) олень и медведь. Г) лось и белка. 2.Сколько цветов на флаге ЯНАО: А) три. Б) два. Г) четыре. Д) пять 3. Назовите имя губернатора ЯНАО: А) Быковский В.А. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В. 3. Кто является мэром города Муравлеко: А) Путин В.В. Б) Неёлов Ю.В. Г) Быковский В.А. 4. Население округа насчитывается около: А) 600тыс. Б) 300тыс. В) 400тыс. Г) 500тыс 4. Какие три крупных полуострова включает территория округа: А) Гыданский. Б) Ямал. В) Таймыр. Г)Тазовский 5. "Сырэй" - по ненецки: А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень. 5. "Тангы" в переводе с ненецкого: А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень. 6. Какое море омывает западное побережье Ямальского полуострова: А) Баренцево. Б) Черное. В) Карское. Г) Лаптевых 6. С каким округом граничит ЯНАО на западе: А) Ненецкий автономный округ. Б) Ханты-Мансийский автономный округ. В) Красноярский край. 7. Не являются столицей ЯНАО: А) Надым. Б) Салехард. В) Ноябрьск. 7. Крупнейшие реки округа: А) Таз. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым. 8. Дата образования ЯНАО: А) 1сентября 1984г. Б) 10 декабря 1930г. 8. Три крупнейших озера округа: А) Байкал. Б) Нейто. В) Телецкое. Г) Ямбуто. Д) Балхаш. Е) Ярато. 9. Углеводородное сырье на ЯНАО: А) уголь. Б) руда. В) газ. Г) нефть. 9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири: А) Муравленко В.И. Б) Губкин И.М. В) НестеровИ.И. 10. Что обозначает "Я-мал" в переводе с ненецкого: А) "край земли". Б) "полуостров". В) "конец мира" 10. Коренные народы Ямала: А) русские. Б) ненцы. В) селькупы. Г) ханты. Ответы 1 вариант: 1.Б; 2В; 3Б; 4Г; 5А; 6В; 7А,В; 8Б; 9В,Г; 10А. Ответы 2 вариант: 1.В; 2.А; 3Г; 4.А,Б,Г; 5.В; 6.А; 7.А,В,Г; 8.Б,Г,Е; 9.Б; 10Б,В,Г.
  1. Назовите представителей животного мира ЯНАО.
  2. Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.
  3. Красная Книга ЯНАО (примеры).
  4. Какие современные экологические проблемы нашего округа вы можете назвать и предложите возможные пути их разрешения.
  5. План - описание города Муравленко (предприятия, школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи и т.д. ).
  6. Составьте карту ЯНАО (схематически: с указанием основных объектов округа: три полуострова, крупнейшие озера, реки, города и с кем граничит наш округ).
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №2.
1 вариант. 2 вариант 1. Сколько муниципальных образований насчитывается в ЯНАО: А) 10. Б) 5. В) 17. Г) 13. 1. Дата образования нашего округа: А) 10 декабря 1930г. Б) 1сентября 1984г. 2. Как ранее назывался город Салехард: А) Северск. Б) Обдорск. В) Обск. Г) Аксарка. 2. Сине-голубой цвет на гербе ЯНАО: А) цвет мужество и жизни. Б) цвет миролюбие. В) цвет моря, воды, неба и газа 3. Кто внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли страны и чьим именем назван один из северных городов: А) Муравленко В.И. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В. 3. Сколько цветов на флаге г. Муравленко: А) три. Б) два. В) четыре. Г) пять 4. Население округа насчитывается около: А) 600тыс. Б) 500тыс. В) 400тыс. человек. 4. Какой самый крупный полуостров находится на территория нашего округа: А) Таймыр. Б) Ямал. В) Гыданский. Г) Тазовский. 5. Единственный в мире город, расположенный на Полярном круге: А) Якутск. Б) Салехард. В) Лабытнанги. 5. В округе насчитывается озёр более: А) 300тыс. Б) 200тыс. В) 400. Г) 300. 6. Ценные промысловые рыбы, добываемые в бассейне Оби и Обской губы: А) осетр. Б) нельма. В) стерлядь. Г) муксун. 6. С каким округом граничит ЯНАО на юге: А) Ненецкий а.о. Б) Ханты-Мансийский а.о. 7. Крупнейшие реки округа: А) Енисей. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым. 7. Бывший Обдорск, основанный казаками в 1595г., переименован в 1933г.: А) Салехард. Б) Пурпе. В) Ноябрьск. 8. Озеро, расположенное не в ЯНАО: А) Ярато. Б) Нейто. В) Байкал. Г) Ямбуто. 8. Полезные ископаемые ЯНАО: А) нефть. Б) руда. В) газ. Г) уголь. 9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири: А) Губкин И.М. Б) Муравленко В.И.В) НестеровИ.И. 9. Что обозначает "Я-мал" в переводе с ненецкого: А) "конец мира". Б) "край земли". В) "полуостров" 10 Коренные народы Ямала: А) ханты. Б) ненцы. В) селькупы. Г) манси. 10. Основные отросли коренных народностей: А) нефтегазовая. Б) оленеводство. В) рыболовство. Г) охотоводство. Ответы 1 вариант: 1.Г; 2.Б; 3.А; 4.Б; 5.Б; 6.А,Б,В,Г; 7.В,Г; 8.В; 9.А; 10.А,Б,В,Г. Ответы 2 вариант: 1.А; 2.В; 3.В; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.А,Б,В; 9.Б; 10.Б,В,Г.
11. Природные богатства и промышленность нашего края. 12. Особенности климата севера. Атмосфера. 13. Водная среда округа. Значение гидросферы. 14. Почвы и земельные ресурсы ЯНАО. Значение литосферы. 15. Что такое флора? Приведите примеры нашего края. 16. Что вам известно о фауне? Приведите примеры нашего края. 17. Заповедники. Заказники. Красная Книга ЯНАО (примеры, географический атлас ЯНАО). 18. Можете ли вы назвать проблемы округа, города (экологические, социальные и другие)? 19. Что такое дневник наблюдений по краеведению? Регулярно ли вы работаете с ним? 20. Когда вы посещали городской краеведческий музей? Какие выставки вам запомнились? 21. Какие книги вы читали о ЯНАО? Посещаете ли библиотеки и читальные залы? 22. Какие важные события происходят в округе, городе (праздники, выборы и т.п.)? 23. Что вы хотели бы обсудить на занятиях по краеведения (какие темы?) 24. С помощью исторического атласа ЯНАО опишите традиционные промыслы края. 25. Переведите на национальный язык термины - зима, осень и т.д. (Исторический атлас ЯНАО). 26. Составьте схему-диаграмму "Национальный состав края" (географический атлас ЯНАО.) 27. Прочитайте строки из стихотворений ненецкого поэта Л. Лапцуя, подчеркивая великую любовь автора к родной земле.
Для меня родная ты отныне!
И по праву первого в краю
Жителя тебе сегодня имя
Я на веки вечные даю.
Нарекаю я тебя Ямалом.
По - ненецки это -
Край земли. * * * Сейчас Ямал - обжитая планета.
Везде, на всем - соленый пот труда.
Безбрежны, как море, стада оленьи.
А рядом вышки нефтяные, в ряд
Построившись, моторов мощным пеньем
Любого новичка ошеломят. (Перевод А. Каныкина) Жизнь не имеет конца На всей планете каждый день и час
Удивляет мир рождение новых поколений -
Продолжателей родов и фамилий племен.
Знак - за поворотом не кончается жизнь…
Заря восхода над горизонтом
Распустила золотистые кудри свои,
На плечах Земли - матушки родной
Играют, как сполох, сиянья Севера.
В сладком сне ночами долгими
Земля набирает силы и мужает,
Как дитя в качалке - люльке,
Глядящее в мир удивительных чудес.
Полозья нарт - качели тундры
День за днем ведут рассказы
О делах, успехах новых,
Завтрашнем дне младенца.
Настанет день - ждать недолго,
Когда тот малый сын оленевода
Громким голосом заголосит:
- Хей - хать! Кохов - кохов! - упреждая стадо. * * * Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей -
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полетом… (Перевод Л.Шкавро). Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит страшно,
Словно моря Карского волна, -
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре - век двадцатый, наши дни! Затем поэт знакомит с историей родного края: Где вьюги вихрятся под полозом нарт,
Как малый ребенок, припал Салехард
К Оби - материнской груди…
К речному вокзалу со мной подойди -
Красивый какой пароход - погляди,
Волнуясь, выходит на старт.
Присядь на скамейку. Прекрасен и прост,
Вершиной в рассветное облако врос
Весь в красных цветах обелиск.
Над братской могилой венки шелестят
И ветер баюкает павших солдат,
Что здесь за свободу дрались. * * * Это - начало. С тех пор в Пуре
Высадили десант молодежи,
Стали к земным подбираться кладам
Смелые люди. Так начиналась
Ударная - Глебовская буровая.
С первым ударом бура возникла
Новая жизнь в Уренгое. Недра
Заговорили на всех наречьях
Древней земли. Так поднималась
Газовая целина Сибири. * * * О, Уренгой! Был ты неведом -
А теперь ты выходишь к миру.
О, Уренгой! По всему Союзу
Имя твое проносится со славой,
Смотрят люди с большой надеждой
В добрые глаза твои! (Перевод































© 2010-2022