- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Оценивание в начальной школе
Доклад на тему Оценивание в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева С.П. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Текели 2015год Свое выступление хочу начать словами Майкла Барбера: "В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогрессучеников". Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Совершенствование обучения возможно через оценивание и данная тема актуальна. Я прошла третий (базовый) уровень курсов и стараюсь активно внедрять идеи Программы в своей работе. Хочу поделиться опытом оценивания из своей практики. Преподавание не мыслится без оценивания. Основные принципы оценивания:
- Оценивание - это постоянный процесс, одно из основных измерений учебного процесса,один из главных видов школьной деятельности. Современный учебный процесс основывается на трех китах: преподавание-обучение-оценивание. Считается, что оценивание занимает главное место в учебном процессе.
- Оценивание выявляет, стимулирует успех ученика, но не его неудачи, не наказывает его, определяет, что и сколько знает ученик, а не то, что не знает.
- Оценивание основывается на необходимости сопоставления подготовленности учащихся с ключевыми целями по предмету и операциональными целями каждого урока. Задания по оцениванию должны соответствовать ключевым и операциональным требованиям.
- Оценивание основывается на государственных стандартах и целях, направленных на выявление того, что должен знать ученик, что должен уметь делать и каким он должен быть на завершающем этапе обучения.
- Оценивание включает применение разнообразных методов (традиционных и современных).
- Оценивание - это процесс, корректирующий, направляющий и определяющий качество учебной деятельности.
- Оценивание направлено на выработку у ученика правильной самооценки и постоянного улучшения результатов обучения.
Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Суммативное или итоговое оценивание (итоговый тест, срез, контрольная работа и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
«Основной принцип педагогических действий - способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать
и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей.
В процессе прохождения Программы курсов третьего (базового) уровня я познакомилась с основными компоненты формативного оценивания:
1) знание и понимание учащимися целей обучения;
2) эффективная обратная связь с учениками;
3) активное участие учащихся в процессе собственного познания;
4) знание и понимание учащимися критериев оценивания;
5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия);
6) корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик. Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами: устная похвала, письменные или устные комментарии, смайлики, создание портфолио учащихся. Портфолио - один из самых интересных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, фотографии, результаты тестов. Этот документ принадлежит ребенку и он сам решает, что в него вложить. Создание портфолио способствует участию ученика в оценке своего труда. Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех. Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу возрастных особенностей ребенка. Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать оценивание прозрачным, ясным, объективным и безболезненным. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты. Это «лестница успеха», «сова», «ладошки». - «Самооценивание» в различных видах: а) самооценивание при помощи целей, которые они сформулировали в начале урока; б) самооценивание как обзор группы; в) самооценивание при помощи образцов ответов. Взаимооценивание - это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. Ребёнок в школе постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Выполняя такой вид оценивания ученики: учатся взаимодействию, учатся доверять и помогать друг другу, чувствуют себя более уверенными, чем работая в одиночку. «Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов. «Взаимооценивание в группе» - с помощью «оценочного листа», при наличии критериев для оценивания оценка будет объективной. -«Две звезды, 1 желание». Этот вид работы способствует видеть «минусы» и делать критические замечания, но и говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально. Немаловажным является комментарий, как учителя, так и ученика. - Сигналы рукой - «Большой палец». Оценить работу другой группы и выразить согласие или несогласие (Большой палец вверх - согласен, вниз - не согласен). -«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет - «Мне нужна консультация», красный цвет - «Мне нужна помощь». При планировании уроков, меня постоянно мучили одни и те же вопросы: - Как оценить работу каждого ученика? Ведь, работая в группах, не все учащиеся принимают активное участие. Есть еще дети, которые просто сидят и отмалчиваются. Группа решала задачу и выпускала постер. Но, однако, вся группа получила смайлик за выполненное задание. и здесь стало ясно, что для оценивании нужны четко разработанные критерии. Вместе с детьми мы разработали четкие критерии для оценивания того или другого задания. Начиная любую работу на уроке, дети сразу обращают внимание на критерии оценивания. Все мои уроки объеденены одной целью - приобретение учащимися навыков самооценивания и взаимооценивания на основе разработанных критериев. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, изученного на уроке. Хочу отметить, что при самооценке не все дети оценивали себя объективно, часто оценки были завышены. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия и доводила это до учеников. После этих замечаний ученики стали более объективны при выставлении оценок. При работе в группах, когда нужно было выставить оценки при взаимооценивании, листы с работами меняла между группами. Тогда ученик не знал, кто проверит и оценит его работу и также были объективны. Самооценка и взаимооценка еще удобны тем, что экономят время на уроке. Если же нужно было оценить ответ ученика, например, при использовании приема «горячий стул», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценивали работу товарища. Это была новая работа в классе, но дети были объективны в выставлении оценок и доброжелательны по отношению друг к другу. Оценивание - очень сложный процесс, поэтому нужно внести в процесс оценивания такие формы, которые бы влияли на эмоциональный настрой учащихся. И тут помогли стратегии критического мышления: «Шесть шляп», «Дерево успеха», «Две звезды и одно пожелание», «Закончи фразу». При использовании данных методов заметила, что это оказало влияние на эмоциональное состояние учащихся. Такие виды оценивания вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации. Как пишет Блэк, (2003г): «Оценивание одноклассников играет важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своём языке, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». Многие ученики, услышав слова похвалы стараются работать ещё лучше и активнее. Но не все легко дается во время практики. Были свои трудности: развитие речи у детей, не всегда могли обосновать свои ответы, не всегда объективное оценивание самого себя и товарища. Но я надеюсь, что дальнейшая работа по Программе и внедрение модулей в свою работу поможет мне справиться с трудностями. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. В своей дальнейшей работе при планировании урока: продолжу применение данных форм оценивания; буду стараться более тщательно продумывать этап оценивания.
Использованная литература.
- Руководство для учителя. 2012г.
- П.Блэк и Д.Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
- Методическое руководство «Формативное оценивание в начальных классах».