Методическая статья Интегрированный и пропедевтический подход к изучению ОРКСЭ по модулю Основы православной культуры

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на городском фестивале

«Талант без границ»



Интегрированный и пропедевтический подход к изучению курса ОРКСЭ по модулю « Основы православной культуры».







Самкина Н. В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 им. А.К.Просоедова

г. Георгиевска



2013 год.

интегрированный и пропедевтический подход к изучению

курса ОРКСЭ по модулю « Основы православной культуры»

Самкина Н. В.,учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 им. А.К. Просоедова г. Георгиевска



«Кто успевает в науках и отстает в добрых нравах,

тот скорее отстаёт, чем успевает»

/ античный афоризм/ Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Хотим мы того или не хотим, но все мы испытываем после этого обиду, боль, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Человека нельзя заставить или убедить быть миролюбивым, для этого у него необходимо выработать определённую модель поведения, способствующую развитию личностных качеств: - умение строить отношения со взрослыми, сверстниками и младшими; - использование нравственных знаний, как основы своих личных ценностей, ориентаций и мотивов; - активное включение в ситуацию нравственного выбора. Уроки комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений . Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию. Основными направлениями при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» я определила: - Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельное приобретение знаний в ходе изучения основных тем курса. - Воспитание уважения к истории, культуре своего народа, толерантности и уважения к другим культурам. - Использование приобретённых компетенций в повседневной жизни. Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:

  • повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала;
  • лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
  • развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;
  • раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;
  • оперативность и объективность контроля знаний.
В.А. Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Одно из эффективных направлений - организация и проведение интегрированных уроков, структура которых отличается следующими особенностями: - предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; - большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков при изучении ОРКСЭ даёт сочетание предметов: ОРКСЭ - окружающий мир - литературное чтение - риторика - изобразительное искусство - технология - музыка. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета и даёт возможность строить занятия, используя технологию критического мышления, конструирование познавательного конфликта. Опыт работы на уроках риторики даёт такую возможность. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены: - взаимные вопросы и задания групп, - интервью, - дискуссии (мозговой штурм, диспут, аквариум). Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если ученики будут не только получать готовые знания от учителя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи. Тексты литературного чтения: сказки, рассказы о природе, о героизме народа, о любви к Родине позволяют более ярко раскрывать изучаемый материал. Кроме восприятия материала на слух и просмотра, младшие школьники всё таки являются кинестетиками - лучше воспринимают через прикосновение своими руками к рассматриваемому предмету. Дети должны иметь « чувственный опыт» общения с миром, возможность сравнивать с изображением на картинках, музыкой, устными рассказами; пробовать выражать свои чувства в рисунке, лепке, изготовлении макетов. Включение в урок элементов изобразительного искусства , технологии, музыки - это даёт возможность строить работу на уроке в форме продуктивной деятельности. Важно, чтобы каждый ребёнок мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого успеха. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру обучения новизну и оригинальность, и имеют определённые преимущества: - повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; - способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления ( логического, художественно - образного, творческого); - обладая большой информативной ёмкостью, способствует увеличению темпа выпоняемых учебных операций, позволяет вовлечь каждого ученика в активную работу на каждой минуте урока и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания; - формируют в большей степени обшеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда Одной из возможностей использования ИКТ технологий является подготовка и проведение интегрированных уроков с использованием ЦОРов или презентаций, где осуществляется поиск информации, осмысление и осознанность, готовность слушать собеседника и вести продуктивный диалог. Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках. Это возможность проведения заочной экскурсии. В основу заочной экскурсии положены выступления учащихся - рассказы о местах, связанных с разными видами храмов и монастырей, внутренним устройством храмов, иконами . Для подготовки подобного выступления дети собирают иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, сайт конфессии, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории храма, иконах, традициях, а также дополнительные сведения. Пропедевтика - это предварительное сжатое структурированное изложение какого-либо курса. Таким образом, можно сказать, что это вводный курс, предназначенный для ознакомления с тем, что чуть позже будет изучаться более глубоко и серьезно. Идея довольно разумная. Пусть дети сначала получат некие основы предмета, а потом изучают его в полном объеме, и новые знания будут восприниматься уже подготовленными учениками.

ОРКСЭ в школе изучается с 4 класса, но с 1 класса ведётся духовно-нравственное воспитание, которое направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Эта работа ведётся с 1 класса: экскурсии по родному городу и краю, конкурсы стихов и рисунков к знаменательным датам страны, творческие и проектные работы, тематические классные часы и праздники. Вся работа строится по двум направлениям: - «Не позволяй душе лениться». - «Спешите делать добро» А в 3 классе постепенно приучаю к выполнению проектов, связанных с православной культурой, т.к. по заявлениям родителей, все ученики класса будут изучать « Основы православной культуры». Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. Одновременно с педагогами на ребёнка действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника. О школе судят по её ученикам. Она славна учениками, а жива - учителями, которые не только отдают свои знания детям, но и заботятся об умах и душах своих.

.

© 2010-2022