«Использование таблиц при критериальном оценивании работ учащихся с целью повышения мотивации к обучению»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ г. Москвы СОШ №641 имени С. Есенина

структурное подразделение СОШ №1469



Учитель начальных классов

Жаворонкова Елена Владимировна



«Использование таблиц при критериальном оценивании работ

учащихся с целью повышения мотивации к обучению»


На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
• Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
• Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
• Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
• Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Система оценивания - основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. Эти функции с успехом может выполнить критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Задачи критериального оценивания:
• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.
• Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения
• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы
• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности
• Отслеживание эффективности учебной программы
• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я - по другому. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Данный вид оценивания позволяет родителям:
• Получать доказательства уровня обученности ребенка;
• Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
• Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Технология критериального оценивания способствует формированию у учащихся навыков самоанализа и самооценивания , ответственности за результаты своего труда.

Критериальная система оценивания основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащегося, предусмотренных образовательной программой.

Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию - это определение степени приближения ученика к данной цели.

Образовательный эффект:

  • Ученик может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;

  • Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;

  • Открытость, прозрачность процесса оценивания;

  • Возможность высказывать свою точку зрения;

  • Снижение школьной тревожности ученика.

Заинтересовавшись системой критериального оценивания, я поняла, что для условий начальной школы её необходимо адаптировать в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, так как пока она нашла своё применение в средней и старшей школе. Я решила применить критериальное оценивание при проверке некоторых ключевых, особо значимых работ. При этом, сочла целесообразным сводить результаты оценивания в таблицы. Оказалось, что это интересный процесс, позволяющий учителю проявить свои творческие способности и фантазию, и одновременно наиболее рациональная и наглядная форма подведения итогов выполненной работы. Для учеников 3-его класса заполнение таблиц по итогам своих работ действительно оказалось очень интересным и полезным делом. Большую роль здесь играет использование цветовых сигналов. Например, зелёный - отлично, жёлтый - надо немного поработать, а красный - есть над чем задуматься. Детям очень нравится анализировать результаты своей работы. Они начинают понимать конкретное направление своей работы над пробелами в знаниях. А когда дети приносят свои таблички домой, то у родителей тоже появляется ясная картина успешности ребёнка. Для себя я составляю большую таблицу на весь класс, тоже используя цветовую сигнальную систему. Оказалось, что она тоже очень информативна и полезна для учителя и учеников одновременно. В результате использования критериального оценивания, учащиеся, учитель и родители действительно имеют возможность ясно понять направление своей деятельности в учебно-воспитательном процессе. У детей на деле повышается мотивация к обучению, так как они видят перед собой конкретную цель и понимают, как её достичь. Считаю необходимым отметить, что наш опыт переняли педагоги 1-ых классов и успешно используют элементы критериального оценивания в своей практике.













Приложение №1

Таблица ученика

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3

Фамилия

1.знание таблицы умножения

1.знание таблицы деления

1.определение порядка действий

2.решение комбинированной задачи

3.восстановление равенства

4*.расстановка арифметических действий

Отметка

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ



Таблица ученика

Самостоятельная работа

Ф.И.

Умение применять изученные орфограммы

Умение находить в тексте имена существительные

Умение составлять словосочетания: С-П

Умение находить главные члены предложения

Отметка за работу

Умею

Надо поработать

Нужна помощь!

Р.Н.Ош.(индивидуальное задание)

Таблица ученика

Упр. 3

Ф.И.

Умение находить в тексте имена прилагательные

Умение находить в тексте сложные слова

Умение разбирать по составу сложные слова

Умение составлять текст-описание и записывать его

Отметка за работу

Умею

Надо поработать

Р.Н.Ош. (индивидуальное задание)


Приложение №2

Таблица учителя

Упр. 3

Ф.И.

Умение находить в тексте имена прилагательные

Умение находить в тексте сложные слова

Умение разбирать по составу сложные слова

Умение составлять текст-описание и записывать его

Отметка за работу






















© 2010-2022