Рабочая программа по русскому языку 3 класс 21 век ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 4-е изд, перераб.. - Москва, Вентана-Граф, 2011г.). Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», допущенным Министерством образования РФ и соответствующим федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует Базисному плану общеобразовательных учреждений России. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 160 с.: ил. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2009 - 48 с.: ил. Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 96 с.: ил. Целями обучения русскому языку являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей. Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • Решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

  • Сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • Избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Содержание программы.


«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (65 ч) Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч). Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч). Синтаксис (18 ч) Предложение. Главные члены предложения: подлежащее сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Морфология (40 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч) Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имея существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончании имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а. но). «Развитие речи» (35 ч) Продолжение работы над структурой текста, начатой во2 классе: «озаглавливание текстов» написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование описание, рассуждение) и создание собственных текста» заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной "открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА
По окончанию 3 класса учащиеся должны:

различать:

• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

• виды предложений по цели высказывания и интонации;

• главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

-предложения с однородными членами;

выделять, находить:

• грамматическую основу простого двусоставного предложения;

• в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать практические задачи:

• проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

• характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и

морфологические признаки);

• составлять план текста (при помощи учителя);

применять правила правописания:

• падежных окончаний имен существительных;

• суффиксов имен прилагательных -онок-, (-ёнок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;

• падежных окончаний имен прилагательных;

• словарных слов, определённых программой:

• постановки знаков препинания при однородных членах предложения.


Учебно-тематический план


урока


Наименование разделов, тем

Кол.часов


Дата

Характеристика деятельности

Универсальные учебные действия

Формы контроля

Практическая

Фактическая

1.

Фонетика.

Повторяем фонетику

1

Повторить классификацию звуков и соотношение «звук-буква»; транскрипцию; различать звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные.

Обозначение звуков на письме.

Сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Работает в информационной среде. Выполняет учебные действия в разных формах. Представляет информацию в виде схемы. «Читает» информацию, представленную в виде схемы.

2.

Вспоминаем правило написания большой буквы.

1

Повторить правила написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать имена существительные.

Работает в паре при выполнении орфографического тренинга. Определяет критерии оценивания совместной работы. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

3.

Фонетический анализ слова.

1

Закрепить умение различать звуки и буквы

Делить слова на слоги для переноса. Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове.

Правила переноса слов.

Применять алгоритм фонетического анализа слов.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

4.

Вспоминаем правила переноса слова.

1

Повторить и закрепить правила переноса слов.

Правила переноса слов.

Применять изученные правила в написании слов.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня

5.

Развитие речи.

Повторяем текст, его признаки и типы.

1

Повторить выбор заголовка текста, окончание текста. Типы текста, определение типа текстов, план.

Правила подбора заголовка, типы и признаки текста.

Выделять главное в тексте, называть признаки типов текстов.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

6.

Фонетический анализ слова.

1

Повторить деление слов на слоги. Различать согласные и гласные, звонкие и глухие.

Правила переноса слов.

Применять алгоритм фонетического анализа слов.

Задает вопросы. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

7

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих.

1

Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Разъяснять сущность усвоенного правила о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

8

Повторяем состав слова

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.

1

Повторить разбор слов по составу.

Части слова и их обозначения, образование слов в русском языке. Повторить и закрепить подбор однокоренных слов для проверки безударных гласных.

Выделять безударные гласные в корне слов, подбирать проверочные слова, форму одного и того же слова, классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного обобщения. Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

9

Входная контрольная работа.

«Орфограммы, изученные во 2 классе»

1

Выполнение контрольной работы.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха.

10

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторяем признаки и типы текстов.

1

Повторить признаки и типы текстов.

Различать предложение и текст, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план.

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного обобщения.

11

Разбор слова по составу.

1

Закрепить навык разбора слов по составу. Составлять слова по образцу.

Части слова и их обозначения.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Отрабатывает операции алгоритма разбора слова по составу. Решает проблемные задачи. Работает фронтально и в парах.

12.

Повторяем правила правописания согласных в корне слова.

1

Повторить правила правописания согласных в корне слова.

Знает правила написания парных согласных в корне слов и на конце.

Выполняет упражнения на повторение данной орфограммы: отрабатывает действия контроля, списывания, заменяет звуковую запись слов буквенной, классифицирует слова.

13.

Повторяем словообразование. Контрольный словарный диктант

1

Повторить способы образования слов - суффиксальный и приставочный. Образование слов, их объяснение и толкование.

Применять суффиксы и приставки для образования новых слов.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции.

14.

Повторяем правила правописания непроизносимых согласных в корне слова.

1

Закрепить навыки правописания непроизносимых согласных в корне слов. Учить различным способам проверки.

Правила написания непроизносимых согласных в корне слова.

Выполняет упражнения на повторение данной орфограммы: отрабатывает действия контроля, списывания, заменяет звуковую запись слов буквенной, классифицирует слова.

15.

Развитие речи.

Текст и его заглавие.

1

Учить соотносить заголовок текста с его основной мыслью; уметь подбирать возможные окончания к незаконченным текстам.

Выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

16.

Разбор слова по составу. Словообразование.

1

Повторить разбор слов по составу.

Выделять значимые части слова.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции.

17.

Вспоминаем правописание суффиксов.

1

Повторить всё о суффиксе.

Конструировать и классифицировать слова.

Принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

18.

Повторяем правописание приставок. Подготовка к диктанту.

1

Повторить правописание приставок.

Письмо слов на изученные орфограммы.

Принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

19.

Контрольный диктант «Правописание приставок.»

1

Проверка применения полученных знаний.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.

Понимает причины успешной и неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха и успеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

20.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Заглавие и начало текста.

1

Учить выбирать заголовок текста. Начало текста.

Выделять главное в тексте, анализировать и корректировать текст.

Задает вопросы. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

21.

Предложение и его смысл. Слова в предложении. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1

Повторить все о предложении. Учить определять границы предложения; определять предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Связь слов в предложении, различать слово, словосочетание и предложение, составлять из слов предложение. Определение предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

22.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Последовательность предложений в тексте.

1

Учить осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте.

Излагать текст последовательно устно и письменно, восстанавливает последовательность предложений в тексте.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

23.

Деление текста на абзацы

Контрольный словарный диктант

1

Учить делить текст на абзацы, определять микротему, восстановление последовательности в тексте.

Делить текст на смысловые части, видеть в тексте нарушение последовательности изложения материала, определять в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции.

24.

Главные члены предложения.

1

Учить находить грамматическую основу предложения.

Понятия главные члены предложения, грамматическая основа в предложении.

Умеет находить грамматическую основу в предложении.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Умеет задавать вопросы от подлежащего к сказуемому.

25.

Повторяем написание разделительных ь и ъ знаков.

1

Повторить написание разделительных ь и ъ знаков.

Доказывать правильность выбора знака.

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Самостоятельно находит и исправляет ошибки. Комментирует и обосновывает свой выбор. Классифицирует слова по типу орфограммы.

26.

Главные члены предложения. Подготовка к контрольной работе.

1

Учить находить главные члены предложения.

Выделять в предложении грамматическую основу.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

27.

Контрольная работа. «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

1

Проверка знаний и умений по данной теме.

Выполнять тестовые контрольные работы.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха.

28.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Учимся писать приставки.

1

Учить правильно писать слова с приставками на з- и с-.

Анализировать и писать слова с приставками на з- и с-.

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного обобщения. Группирует слова по заданному признаку. Выполняет работу в парах.

29.

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з и с.

1

Правило написания приставок на з- и с-.

Применять правило написания приставок на з- и с-.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

30.

Подлежащее.

1

Введение понятия подлежащего.

Определять подлежащие в предложении.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

31.

Сказуемое.

1

Введение понятия сказуемого.

Находить сказуемое в предложении.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

32.

Учимся писать письма.

Контрольный словарный диктант

1

Познакомить с жанром письма.

Понятие обращение.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции.

33.

Подлежащее и сказуемое.

1

Учить выделять сказуемое в предложении и грамматическую основу.

Выделять сказуемое в предложении и грамматическую основу

Обобщаем знания по теме в виде таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

34.

Контрольная работа по теме «Подлежащее и сказуемое.»

1

Проверка знаний.

Списывать с заданием.

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

35.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Учимся писать письма

1

Введение понятия адресат.

Подписывать письма, обращаться к адресату.

Задает вопросы. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

36.

Второстепенные члены предложения.

1

Введение понятия второстепенные члены предложения.

Понятия второстепенные члены предложения, грамматическая основа.

Различать распространенное предложение и нераспространенное.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Находит и исправляет ошибки. Задает вопросы по изучаемой теме.

37.

Обстоятельство.

1

Проверка написания словарных слов. Учить находить второстепенные члены предложения.

Соотносит графическую модель с предложением. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Выполняет работу в парах.

38.

Учимся писать приставку ⌐с

1

Учить выделять приставки с- в словах.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Работает в парах. Комментирует выполнения задания.

39.

Обстоятельство.

1

Учить находить второстепенные члены предложения.

Выполняет операцию контроля. Принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

40.

Повторение «Подлежащее и сказуемое.»

1

Учить приемам самоконтроля.

Писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

41.

Повторение. Второстепенные члены предложения.

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

42

Учимся писать письма.

1

Познакомить с жанром письма. Учить составлять план письма.

Понятие обращение.

Принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи. Строит сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

43.

Определение.

1

Введение понятия определение.

Работать с правилом, разбирать предложения.

Работает в парах с взаимопроверкой. Комментирует выполнения задания. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

44.

Определение.

Контрольный словарный диктант

1

Учить искать определение в предложении, разбор предложений.

Применять правило, выделять в предложении второстепенные члены предложения.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

45

Учимся писать слова с двумя корнями.

1

Учить выделять корни в словах с двумя корнями.

Писать сложные слова.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

46.

Запоминаем соединительные гласные о, е.

1

Учить писать слова с соединительными гласными.

Находить сложные слова, записывать их правильно.

Работа в парах. Классифицирует по заданному признаку. Активно использует речь для решения разнообразных коммуникативных задач. Понимает причины неуспешной учебной деятельности. Конструктивно действует в условиях неуспеха.

47.

Учимся писать письма.

1

Учить составлять примерный план письма, корректировать текст.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

48

Дополнение.

1

Учить разбирать предложение по членам, находить дополнение в предложениях.

Активно использует речь для решения разнообразных коммуникативных задач. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

49

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

1

Учить писать буквы о, е после шипящих в корне слова.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей. Классифицирует по заданному основанию.

50.

Дополнение.

1

Учить находить дополнение в тексте, значение дополнения.

Находить второстепенные члены предложения.

Выполняет работу в паре с последующей проверкой по самостоятельно определенным критериям оценивания. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

51.

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

1

Учить писать буквы о, е после шипящих в корне слова.

Писать слова с данной орфограммой.

Выполняет работу в парах. Проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; воспринимает другое мнение и позицию. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

52.

Учимся писать письма.

Контрольный словарный диктант

1

Познакомить с понятием фразеологизм.

Называть фразеологизмы, использовать в тексте письма фразеологизмы.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции.

53.

Однородные члены предложения.

1

Учить находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются.

Выполняет работу в парах. Точно выражает собственное мнение и позицию. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

54

Учимся обозначать звуки /ы / после звука /ц/.

1

Учить обозначать звуки /ы / после звука /ц/.

Находить данную орфограмму в словах.

Приемы проверки.

Задает вопросы. Подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Строит сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей. Планирует результат своей работы. Графически доказывает правильность своего ответа.

55.

Однородные члены предложения.

1

Учить находить в предложениях однородные члены. Союзы при однородных членах.

Находить предложения с законченным и незаконченным перечислением.

Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

56.

Контрольная работа.

«Члены простого предложения»

1

Учить применять изученное правило на практике.

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

57.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Задает вопросы. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

58.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Познакомить со знаками препинания при однородных членах предложения.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

59.

Учимся писать письма. Подготовка к контрольной работе.

1

Учить составлять план текста.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

60.

Однородные члены предложения.

1

Учить составлять предложения с однородными членами предложения.

Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей. Подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

61.

Учимся ставить знаки препинания.

Контрольный словарный диктант

1

Учить доказывать правильность постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

«Читает» схемы. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос.

62.

Однородные члены предложения. Подготовка к диктанту.

1

Учить правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.

Принимает информацию в графическом виде Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

63.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Учить выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

64.

Учимся писать письма.

1

Учить подписывать точный адрес на конверте.

Принимает и сохраняет учебную задачу. Принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

65.

Контрольная работа.

«Однородные члены предложения».

1

Проверка полученных знаний по изученной теме.

Писать под диктовку.

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

66.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторяем фонетику и состав слова.

1

Повторить состав слова, деление слов на слоги.

Доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор.

Задает вопросы. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос. Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

67.

Повторение. Части речи.

1

Учить доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

68.

Части речи.

1

Учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.

понятие части речи.

Различать слова, относящиеся к различным частям речи.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

69.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Учить устанавливать связь с ранее изученным, находить и определять части речи.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

70.

Повторение. Развитие речи.

Контрольный словарный диктант

1

Проверка навыков осознанного прочитывания текста и применения изученных правил.

Списывать текст.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

71.

Имя существительное.

1

Учить классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

72.

Повторение. Учимся писать изложение.

1

Учить устанавливать связь изученного на уроке материала с ранее изученным, применять правила на практике. Введение понятий изложение, повествование. Написание изложения

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Принимает роль в учебном сотрудничестве, подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

73.

Итоговая контрольная работа по теме «Части речи.»

1

Проверка знаний и умений.

Выполнять тестовые контрольные работы.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Задает вопросы. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос.

74.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Учимся писать изложение

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Принимает роль в учебном сотрудничестве, подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

75.

Учимся писать изложение

1

Учить писать изложение.

Сведения, необходимые для написания изложения.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Принимает роль в учебном сотрудничестве, подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

76.

Род имён существительных.

1

Учить определять род имен существительных.

Классифицирует словарные слова по заданному основанию (род). Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

77

Род имён существительных.

1

Пронаблюдать над родом неизменяемых имен существительных.

Определять род имени существительного, неизменяемые имена существительные.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Работает в паре. Выполняет оценивание работы по заданным критериям.

78

Повторение. Части речи.

1

Учить приемам самоконтроля.

Осмысленно применять полученные знания на практике.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

79

Повторение. Имя существительное.

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Задает вопросы. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос.

80.

Учимся писать изложение.

1

Учить передавать содержание текста, прочитанного самостоятельно.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

81.

Число имён существительных.

1

Учить изменять существительные по числам, определять число существительных

Группирует слова по заданному основанию. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Работает в парах.

82.

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.

1

Учить писать слова с ь после шипящих у имен существительных.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Группирует слова по заданному основанию. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Работает в парах.

83.

Отработка правописания мягкого знака после шипящих у имён существительных.

1

Отрабатывать письмо слов с ь после шипящих у имен существительных.

Группирует слова по заданному основанию. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Работает в парах.

84

Число имён существительных.

Контрольный словарный диктант

1

Учить определять рода и числа у имен существительных, ставить имя существительное в определенную форму числа.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Группирует слова по заданному основанию. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Работает в парах.

85.

Изменение имён существительных по числам.

1

Учить определять род имен существительных во множественном числе, записывать слова в нужной форме.

Применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе.

Группирует слова по заданному основанию. Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Работает в парах.

86.

Изменение имён существительных по числам.

1

Отрабатывать умения в определении рода и числа имен существительных.

Применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе.

Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей. Точно выражает собственное мнение и позицию.

87.

Учимся писать изложение.

1

Учить передавать содержание услышанного текста, составлять план.

Точно выражает собственное мнение и позицию. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме: находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

88.

Изменение имён существительных по падежам.

1

Учить склонять имена существительные.

Понятие изменение слова по падежам.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

89.

Падежи имён существительных.

1

Учить различать падежи, определять падеж имени существительного в предложении.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

90.

Падежи имён существительных.

1

Учить определять падеж имени существительного в предложении, распределять имена существительные по падежам.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

91.

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова.

1

Учить писать слова с удвоенными согласными.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

92.

Учимся писать письма.

Контрольный словарный диктант

1

Учить писать письма с пересказом от первого лица.

Воспринимать на слух прочитанный текст.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

93.

Падеж имен существительных.

1

Учить изменять имена существительные по падежам.

Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

94.

Учимся писать суффиксы -ок- в именах существительных.

1

Учить писать суффиксы -ок- в именах существительных.

Выделять значимую часть слова, выделять суффикс.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

95.

Падеж имён существительных.

1

Учить изменять имена существительные по падежам.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

96.

Учимся писать суффиксы -ец-, -иц- и сочетания - ичк-, -ечк-

1

Учить писать суффиксы -ец-, -иц- и сочетания - ичк-, -ечк-

Состав слова. Суффикс.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

97.

Работа с текстом.

1

Учить составлять текст с элементами описания.

Различать различные типы текстов.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Умеет принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

98.

Склонение имён существительных.

1

Учить различать склонения имен существительных. Классификация по склонениям.

Задает вопросы. Умеет принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

99.

Учимся писать сочетания - инк - и -енк - .

1

Учить писать сочетания - инк - и -енк - .

Правило написания сочетаний - инк - и -енк - .

Принимает и сохраняет учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей.

100.

Склонение имён существительных.

Контрольный словарный диктант

1

Уметь выделять основные грамматические признаки имен существительных.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

101.

Контрольная работа. «Склонение имен существительных»

1

Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы.

Выполнять самостоятельно тестовые задания.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

102

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

103.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1 - го склонения.

1

Учить писать безударные окончания существительных 1-го склонения.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

104.

Работа с текстом.

1

Учить работать с текстом.

Правила продолжения текста.

Выделять главное в тексте.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Умеет принимать роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

105.

Склонение имён существительных.

1

Учить склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

106.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

1

Учить объяснять выбор безударного падежного окончания существительного

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Умеет задавать вопрос от подлежащего к сказуемому.

107.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

Ввести понятие одушевленные и неодушевлённые имена существительные.

Классифицировать слова.

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Самостоятельно исправляет ошибки. Комментирует и обосновывает свой выбор. Классифицирует слова по типу орфограммы.

108.

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

Уметь писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

109.

Учимся писать изложения.

1

Уметь выполнять порядок действий при написании изложения.

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку. Выполняет работу в парах.

110.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Контрольный словарный диктант

1

Учить различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

111.

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

Познакомить с правописанием падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

разъяснять сущность усвоенных правил и применять их.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

112.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Познакомить с понятием имена существительные собственные и нарицательные.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

113.

Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

1

Познакомить с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

114.

Учимся писать изложение.

1

Написание изложения.

Выполнять порядок действий при написании изложения.

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

115.

Способы образования имён существительных.

1

Познакомить с приемом различения слов по способу их образования.

Классифицировать слова по способу образования.

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

116.

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

1

Учить развернуто объяснять выбор безударного окончания.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

117.

Способы образования имён существительных.

1

Учить образовывать имена существительные разными способами.

Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

118

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

1

Уметь писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

119.

Контрольная работа. «Фонетика»

1

Учить приемам самоконтроля.

Осмысленно применять полученные знания на практике.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

120.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Учимся писать изложение.

1

Познакомить с приемами анализа и корректировки текста изложения.

Правила корректировки текста.

Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

121.

Повторяем фонетику и состав слова.

Контрольный словарный диктант

1

Закрепить знания, полученных при изучении темы.

Выполнять транскрипции слова.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

122.

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

1

Отрабатывать правописание безударных окончаний имен существительных

Применять правила, изученные на предыдущих уроках.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

123.

Имя прилагательное.

1

Учить классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

124.

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

1

Учить изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные гласные окончания имен существительных множественного числа.

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку. Выполняет работу в парах.

125.

Повторение. Имя прилагательное

1

Совершенствовать умение восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирать заголовок, составлять план.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

126.

Контрольная работа. «Правописание окончаний имён существительных»

1

Проверка знаний и умений.

Осмысленно применять полученные знания на практике.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения.

127.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Имя прилагательное

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

128.

Имя прилагательное.

1

Учить изменять имена прилагательные по родам и числам

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

129.

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных.

1

Развивать умение классифицировать слова по орфограммам, орфографическую зоркость.

Правописание безудар- ных окончаний имен существительных.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

130.

Имя прилагательное.

1

Учить работать в коллективе, находить имена прилагательные в роли сказуемых.

Определять син- таксическую роль имени прилагательного в предложении.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

131.

Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

1

Учить работать с таблицей, формулировать правило.

Правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие,

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

132.

Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

1

Учить правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие,

Устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания.

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

133

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.

1

Учить применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения.

134.

Качественные имена прилагательные.

Контрольный словарный диктант

1

Учить сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним.

Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

135.

Качественные имена прилагательные.

1

Учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним, образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами -овсап-, -еват-, -оньк-, -енък-

сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

136

Изложение с элементами сочинения.

1

Познакомить с правилом составления текста-рассуждения. Развивать умение писать текст по плану.

Анализировать текст, самостоятельно писать текст по данному плану

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

137.

Степени сравнения качественных прилагательных.

1

Учить наблюдать за языковым материалом при использовании степеней сравнения качественных прилагательных в устной и письменной речи

Сравнивать признаки предметов, выполнять упражнения с комментированием. Сравнительная степень, превосходная степень имен прилагательных

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Делает вывод: предметы и явления, не имеющие общего основания, нельзя сравнивать.

138.

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

Учить изменять имена прилагательные по падежам.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

139.

Учимся писать изложение.

1

Учить анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения.

Что такое изложение с элементами сочинения.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Умеет задавать вопросы.

140.

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

Учить правильному написанию окончаний имен прилагательных

Пользоваться изученным правилом.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

141.

Контрольная работа. «Правописание окончаний имён прилагательных.»

1

Проверка умения выполнять грамматические задания.

Выполнять грамматические задания в диктанте

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

142.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Краткая форма качественных прилагательных.

1

Дать понятие о краткой форме качественных прилагательных. Учить наблюдать за языковым материалом в устной и письменной речи

Представление о краткой форме качественных прилагательных

Задает вопросы. Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку. Выполняет работу в парах.

143.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Контрольный словарный диктант

1

Учить работать с таблицей учебника. Развивать умение классифицировать слова с буквами о и е в окончании.

Правила правописания окончаний имен прилагательных

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

144.

Учимся писать сочинение.

1

Показать отличие сочи нения от изложения. Развивать умение исправлять нарушения в тексте

Отличие сочи нения от изложения. Исправлять нарушения в тексте

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

145.

Относительные имена прилагательные.

1

Развивать умение классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения

Классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

146.

Правописание относительных имён прилагательных.

1

Совершенствовать умение в классификации слова с -н- и -нн-

Правило правописания -н- и -нн-.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

147.

Как образуются относительные имена прилагательные.

1

Развивать умение образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно - суффиксальным способом.

Находить относительные имена прилагательные.

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

148.

Правописание относительных имён прилагательных.

1

Совершенствовать умение образовывать слова по схемам. Классифицировать слова с суффиксами -ое-, -он-, -ян-, -енн-

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

149.

Учимся писать сочинение.

1

Учить анализировать текст и обсуждать план, создавать собственный текст.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

150.

Правописание относительных прилагательных.

1

Закрепить знания о правописании относительных имен прилагательных.

Правильно писать относительные имена прилагательные

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

151.

Притяжательные имена прилагательные.

Контрольный словарный диктант

1

Учить различать качественные и относительные прилагательные

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

152.

Правописание притяжательных прилагательных.

1

Совершенствовать умение в правописании суффиксов притяжательных прилагательных.

Выделять суффиксы имён прилагательных.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

153

Контрольная работа. «Фонетика и состав слова.»

1

Развивать умение работать в группах, индивидуальной работы по выполнению самостоятельно выбранного задания.

Работать в группах.

Понимает необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

154.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Повторение (развитие речи).

1

Учить восстанавливать текст по его части

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Умеет задавать вопросы.

155.

Повторяем фонетику и состав слова.

1

Учить выполнять фонетический анализ слов.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

156

Тест. Тема «Имя прилагательное и его грамматические признаки».

1

Выполнение тестовых заданий.

Правила выполнения тестовых работ.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

157.

Правописание краткой формы имён прилагательных. Работа над ошибками.

1

Учить образовывать краткую форму имён прилагательных, формулировать правило.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

158.

Местоимение.

1

Учить коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения; находить местоимения в тексте.

понятие местоимение.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

159.

Личные местоимения.

1

Учить находить местоимения и слова, которые они заменяют.

Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах.

160.

Личные местоимения

1

Совершенствовать умение в нахождении личных местоимений.

Пользоваться правилом, заменять имена существительные местоимениями.

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

161.

Правописание местоимений с предлогами.

Контрольный словарный диктант

1

Учить писать местоимения с предлогами.

Учитывает правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

162.

Итоговая контрольная работа за 3 класс.

1

Проверка навыков самостоятельной работы.

Выполнять самостоятельно тестовые задания.

Понимает причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действует в условиях неуспеха. Находит ошибки и исправляет их самостоятельно.

163

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Учить находить ошибки в тексте и исправлять их.

Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции. Выполняет работу письменно в парах. Умеет задавать вопросы.

164.

Повторение пройденного Как изменяется местоимение.

1

Показать, как изменяется местоимение.

Изменять местоимения по падежам.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

165.

Повторение пройденного Правописание местоимений.

1

Учить определять грамматические признаки местоимений.

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

166

Повторение пройденного Как изменяется местоимение.

1

Показать, как изменяется местоимение.

Изменять местоимения по падежам.

Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

167.

Повторение пройденного Учимся писать сочинение

1

Выполнение упражнений в грамматической тетради.

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

168.

Сочинение на тему «Моя история»

1

Тренировочный урок по развитию умения анализировать текст, обсуждать план, создавать собственный текст

Выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

169.

Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова.

1

Выполнение упражнений в грамматической тетради.

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

170.

Повторение пройденного: правописание прилагательных, местоимений.

1

Выполнение упражнений в грамматической тетради.

Обобщает знания по теме в виде обобщающей таблицы. Принимает участие в учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.



Особенности контроля и оценки учебных достижений по русскому языку

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности, рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 -х видов грамматического разбора.

Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
  • отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной строки»;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения

Нормы оценок за диктант


Оценки за контрольный диктант «5» - без ошибок, не более одного недочета; «4» - 1-2 орфографических ошибки; «3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная; «2» - более 5 ошибок. Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова);
  • отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
  • повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
  • две-три ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо-«летцо») считаются за одну ошибку;
  • ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

За ошибки в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Недочетами в диктанте считаются:
  • отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной строки»;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Нормы оценок за грамматическое задание «5» - безошибочное выполнение всех заданий; «4» - если учеником выполнено не менее ¾ заданий; «3» - правильно выполнил не менее ½ заданий; «2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий. Грамматическое задание может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания выставляется отдельная отметка. Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от допущенных орфографических ошибок. Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой. За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание. Нормы оценок за словарный диктант В словарные диктанты включаются слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников. Количество слов в словарном диктанте не должно превышать в 3 классе 12 слов. «5» - за работу без ошибок; «4» - за работу, в которой одна ошибка; «3» - за работу, в которой две ошибки; «2» - за работу, вкоторой три-пять ошибок.
© 2010-2022