Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок Мир планеты

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Методический совет Директор СОШ № 5 Протокол №-___ от____________2015 г. _________________ от____________2015 г. от ___________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИР ПЛАНЕТЫ
учитель начальных классов первой квалификационной категории Москвина Елена Николаевна




г. Рыбинск, 2015 год



Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: 1.Закона РФ « Об образовании» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г. 2.Приказа Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11. 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» 5.Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г. 6. Программа внеурочной деятельности «Моя первая эколо­гия» для 2-4 классов разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-С23 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 192 с.
Рабочая программа « Мир планеты» представляет общекультурное направление во внеурочной деятельности обучающихся. В тоже время программа включает в себя и другие направления работы: 1. Спортивно-оздоровительное: • Проведение бесед по охране здоровья. • Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток. • Ведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании». 2. Общекультурное направление • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; • Проведение тематических открытых мероприятий для школьников в параллели, для родителей; • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области. 3. Общеинтеллектуальное направление: • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. • Разработка проектов к занятиям, выполнение рефератов, мини-докладов; 4. Духовно-нравственное направление: • Выставки рисунков, поделок. • Оформление газет, плакатов с напоминанием экологических законов; • Тематические классные часы; • Конкурсы экологических знаков, песен, стихотворений. • Написание сочинений о природе родного края 5. Социальная деятельность: • Проведение субботников; • Работа на пришкольном участке. • Разведение комнатных цветов. • Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам» Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию. Программа «Мир планеты » разработана с целью вовлечения обучающихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания. Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Цели :
Образовательные

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.
  • Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
  • Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
  • Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
  • Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Задачи программы:
  • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Для реализации программы используются методы: Словесные - рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудио роликов; Наглядные - рисование, показ иллюстраций, экскурсии, просмотр документальных и учебных фильмов. Практические - моделирование природы родного края (магнитные доски, стенды по природе края), выполнение заданий в тетрадях, конкурсы, турниры, олимпиады, выставки. Информационные - ИКТ, презентации, компьютерные тесты, компьютерные игры. Формы работы: Поисково - исследовательская (марафон, участие в акциях, в праздниках); Учебно - познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на природе). Практические занятия ( в парке, музеях, на выставках ). Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
Ценностные ориентиры содержания программы Программа , охватывает различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - создает условия для продолжения для естественно - научного образования в последующих классах; - интегрированы знания из различных областей: географии, геологии, биологии, экологии; - привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития.
При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации внеурочной деятельности такие как:
  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

  • Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.


Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности.
Формы и методы обучения: Для реализации программы предлагаются следующие формы: индивидуальная, в парах, групповая и методы: По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • Наглядный

  • Словесный

Практический Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов,классных комнат, участие в организации праздников.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); - наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: - фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; - индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой - организация работы в группах; - индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты освоения программы В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия. Личностные УУД::

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД.
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).
Коммуникативные УУД.
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе. Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.

Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. обучающиеся научатся:

  • географические открытия в древности;
  • названия материков;
  • как изучают прошлое Земли: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого;
  • важнейшие экспедиции и великих путешественников;
  • имена первооткрывателей;
  • что изучает геология: разнообразие камней и их применение в искусстве и технике;
  • историю открытия удивительных растений, животных и насекомых;
  • особенности и необычное применение дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков и т.д.);
  • загадки НЛО.
обучающиеся получат возможность научиться:
  • распознавать природные объекты;
  • различать виды камней;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • приводить примеры удивительных растений, животных и насекомых;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний;
  • владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты;
  • в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней.

Формы и виды контроля: - самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; - игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей; - тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала; - участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения; - работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу - составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы. Контроль за выполнением программы осуществляется в виде практических заданий и защиты исследовательских работ.
Литература для учителя:
  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  4. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.
  5. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Ишутинова, Л. М. Грибы - это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. - 2000. - № 6.- С.68.
  7. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. - М.: Издательский дом «С - ИНФО»; «Баланс», 1999.
  8. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 1995.
  9. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник - тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. -М.: Дрофа,
  10. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.
  11. Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.

Дополнительная литература для обучающихся и их роди:телей: 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS /

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010

Д

1.2

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010.

Д

1.3

Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1998

Д

1.4

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. 1982 г

Д

1.5

И.П.Лотышев. География Краснодарского края. 2000

Д

1.6

Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005

Д

1.7

С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». - М. 1973

Д


Рекомендуемая литература для родителей и детей


1.8

Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г

Д

1.9

Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М. 2007


1.10

Универсальный Атлас Мира. - М. 2008


1.11

А.П.Муранов. В мире необычных и грозных явлений природы. 1987

Д

1.12

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. 1989

Д

1.13

Д.Аттенборо. В мире животных. 1980

Д

1.14

Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Д

1.15

О.Кургузов «По следам почемучки». - М. 1997

Д

2.

Печатные пособия

2.1

Плакаты методические

Д

2.2

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Д

2.3

Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007

Д

3.

Технические средства обучения

3.1

Музыкальный центр

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

3.3

Персональный компьютер

Д

3.4

Цифровая фотокамера

Д

3.5

Мультимедийный проектор.

Д

3.6

Интерактивная доска

Д

4.

Экранно-звуковые пособия

4.1

Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения)

Д

4.2

DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009

Д

4.3

Мультимедийный учебник «Мир природы»

Д

4.4

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).

Д

4.5

DVD диск «Космос»

Д

4.6

DVD диск «Удивительные растения»

Д

4.7

DVD диск «Твои весёлые друзья - зверята»

Д

5.

Игры и игрушки

5.1

Настольные развивающие игры по тематике программы

П

5.2

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов

П

5.3

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

5.4

Электронные игры развивающего характера

П

6.

Оборудование кабинетов

6.1 Ученические столы двуместные с комплектом стульев.

К

6.2 Стол учительский с тумбой.

Д

6.3 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д


Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся),

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Сайт «Про школу . ру».

  2. Сайт «Открытый урок»

  3. Копилка опыта учителей начальных классов:

uroki.docnach.htm

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Введение (1 ч) -Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий. 2. Тайны за горизонтом (5 ч) -Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Север­ного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). (Практические работы с картой) -Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? -Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? -Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? -Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? (Практические работы с картой) 3. Жили-были динозавры... и не только они (3 ч). -Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? -Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? -Практическая работа: рассматривание окаменелостей 4. Тайны камней (4ч). -Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? -Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней. -Дальмены - что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? -Откуда взялись алмазы? 5. Загадки растений (2ч). -История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. - Ботанический сад 6. Эти удивительные животные (4ч). -История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» ле­тучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). - «Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. - Разумные дельфины - Красная книга Амурской области. 7. Планета насекомых (3ч). -Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека -Муравьи и их квартиранты. -Как пауки плетут свою паутину? 8.Загадки под водой и под землей (11 ч). -Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? -Что можно найти на морском берегу? -Что такое ракушка-прилипала? -Как передвигается осьминог? -Что такое насекомоядные растения? -Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? -Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? -Каково происхождение золотой рыбки? -Как изучают подводный мир. -Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. -Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. 9. Заключение (1 ч) Что мы узнали и чему научились за год ИТОГО: 34 часа












Тематическое планирование Раздел

Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся Формируемые УУД 1.Введение

1 Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников. Понимать и пересказывать тексты о природе. Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция
2. Тайны за горизонтом

5
Понимать тексты об исторических событиях. Выбирать вид деятельности. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме
  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
Волевая саморегуляция 3.Жили-были динозавры... и не только они

3
Характеризовать условия , необходимые для жизни растений и животных в Древнем мире. Рассказывать о жизни в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Сравнивать и различать современный и Древний мир. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме
  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
Личностные самоопределение 4.Тайны камней 4 Характеризовать камни. Анализировать свойства камней и их внешний вид. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах.
Познавательные Общеучебные действия
  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение
  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения;
  • Синтез как составление частей целого;
  • доказательство
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера ( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция
Личностные УУД
  • Смыслополагание.
  • самоопределение
5. Загадки растений

2 Понимать тексты об исторических открытиях. Описывать внешний вид, характерные особенности экзотических фруктов, распространенных дикорастущих растений. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтени
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция
Личностные УУД Смыслополагание. 6. Эти удивительные животные

4 Понимать тексты об исторических открытиях. Описывать внешний вид, характерные особенности удивительных животных. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах. Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция
Личностные УУД Смыслополагание. 7. Планета насекомых

3 Группировать насекомых по отличительным признакам. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах. Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
8. Загадки под водой и под землей

11 Понимать тексты в стиле научных статей. Описывать внешний вид, характерные особенности подводного животного и растительного мира. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах. Подводить итог своей и коллективной деятельности. Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения;
  • Синтез как составление частей целого;
  • доказательство
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера ( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция
Личностные УУД
  • Смыслополагание.
самоопределение 9. Заключение

1 Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Уметь выполнять правила поведения в природе. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Личностные УУД

  • Смыслополагание.
  • Самоопределение
Регулятивные УУД
  • Оценка;
Коммуникативные УУД
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция)

Итого: 34 час
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема

Контроль

Примечание
Тема 1.Введение (1 час)

1. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.
Текущий.

Тема 2.Тайны за горизонтом (5 часов)

2.

Географические открытия в древности. Текущий.
3. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Открытие Америки». 4. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и южного полюса. Текущий.
5.

Открытия русских путешественников А. Никитин, Н. М. Пржевальский. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Русские путешественники». 6. Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? (Практические работы с картой) Текущий.

Тема 3. Жили-были динозавры... и не только они (3 часа)

7. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Текущий.
8.

Жизнь в древнем море. Текущий.
9. Леса каменноугольного периода. Эпоха динозавров. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Динозавры».
Тема 4. Тайны камней (4 часа)

10. Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Камни». 11. Алмаз и его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Текущий.
12.

Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо -соль. Текущий.
13. Загадки дальмен. Статуи на острове Пасха. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Загадки дальмен».
Тема 5. Загадки растений (2 часа)

14. История открытия удивительных растений. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Мир растений». 15. Экскурсия: «Знакомство с местной флорой ». Текущий.

Тема 6. Эти удивительные животные (4часа).

16. История открытия удивительных животных: утконоса, коморского варана, латимерии и др. Текущий.
17-18. Проект по теме: «Загадки обычных животных». Текущий. Представление проектов. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Загадки животных». 19. Экскурсия в краеведческий музей. Текущий. Оформление материала экскурсии.

Тема 7. Планета насекомых (3ч).

20. Насекомые, их роль в природе и жизни человека. Текущий. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Насекомые». 21. Жуки. Дровосек-титан, скарабей-священный жук египтян Текущий.
22.

Бабочки. Совка-агриппа. Охрана насекомых. Текущий. Сообщения детей.

Тема 8.Загадки под водой и под землей (11 ч).

23-24. Проект по теме: «Жизнь в темных глубинах океана». Текущий. Представление проектов
25. Загадочный мир пещер Текущий. Сообщения детей Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Пещеры» 26. Способы передвижения осьминога. Текущий.
27. Насекомоядные растения. Текущий.
28. Гейзеры. Сообщения детей
29. Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Текущий.
30. Киты, дельфины, акулы. Текущий. Сообщения детей.
31. История открытия гигантского кальмара. Текущий. Сообщения детей. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Кальмары». 32. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Текущий. Сообщения детей
33. Конкурс - игра «Золотая рыбка». Текущий.

Тема 8.Заключение (1 ч)


34. Что мы узнали и чему научились за год
Текущий.



























© 2010-2022