- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературный час во 2 классе. Творчество А. Л. Барто
Литературный час во 2 классе. Творчество А. Л. Барто
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбкина О.Н. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Республиканское учебное заведение
« Лозовская специальная общеобразовательная школа-интернат
I-II ступеней МОН МС АРК»
Литературный час во 2 классе
«ТВОРЧЕСТВО А. Л. БАРТО»
(Открытое мероприятие)
Воспитатель: Рыбкина О. Н.
с. Ферсманово 2013 г.
Цель: расширить знания учащихся о творчестве А. Л. Барто.
Задачи: на примере героев из произведений А. Л. Барто воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе; формировать устойчивый интерес к чтению; работать над выразительностью чтения; развивать память, внимание, воображение.
Оборудование: портреты А. Л. Барто, сборники произведений, пословицы, иллюстрации к стихам , детские игрушки, лепестки из бумаги с прилагательными для игры «Ромашка».
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся на работу.
Сегодня собрались мы,
Чтоб книжки почитать,
Много нового узнать.
Обещаем не болтать.
Идею автора понять
И выразительно читать.
(на доске цели для детей, ученики читают сначала про себя, затем вслух)
2. Логопедическая разминка.
1) дыхательная гимнастика:
-вдох через нос, выдох рывками через рот;
-воздушный поцелуй соседу.
2) речевая разминка:
-прочитать пословицу «Кто много читает, тот много знает» про себя,
-прочитайте тихо;
-прочитайте громко;
-прочитайте с восклицательной интонацией;
-прочитайте с вопросительной интонацией.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
3. Сообщение темы и целей литературного часа.
Воспитатель:
-Мы сегодня с вами продолжим знакомство со стихами А. Л. Барто, этой замечательной поэтессы, обсудим поведение некоторых героев и сделаем для себя выводы.
Портреты
А. Л. Барто - удивительный человек, большой друг детей всего мира. Но прежде посмотрите на портрет этой талантливой женщины.
-Что бы вы сказали о ней?
- Кого она вам напоминает? (маму, бабушку).
Все в ней просто. Она такая домашняя и уютная, к ней хочется прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение, доверие. Она такая близкая и родная.
Известная детская писательница - Агния Львовна Барто, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Эта удивительная женщина посвятила всю свою жизнь детям, их воспитанию.
Игра «микрофон» ( проводит ученица Токарчук Вика).
-В каком городе родилась Барто?
-В какой семье родилась и воспитывалась Агния Львовна?
-Кем хотела стать в молодости?
-О ком и о чем писала поэтесса?
Биография А. Л. Барто
Воспитатель:
А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Стихи стала сочинять в школе.
Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»? Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.
Агния Львовна Барто за свою писательскую и общественную деятельность неоднократно награждалась орденами и медалями. Она много ездила за границу, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница в 1981 году, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.
Выставка книг
-Ребята, вспомните пожалуйста с какими книгами и сборниками стихов вы уже знакомы? ( Дети называют сборники и выставляют их)
-Правильно! Это « Вовка - добрая душа», « Мы с Тамарой», « Игрушки», « За цветами в зимний лес», «Мы не заметили жука» и др.
-Многие стихи стали песнями: «Любочка», «Болтунья», «Песня о дружбе».
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.
4. Работа над стихотворением
-Сегодня я познакомлю вас с еще одним стихотворением из сборника про мальчика Вову. Называется оно «Как Вовка стал старшим братом».
1) чтение стихотворения воспитателем
- У меня есть старший брат,
Очень умный парень! -
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.-
В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!
И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:
- Если кто меня обидит -
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала -
Он проучит всякого.
Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.
Катя в красном платьице
Как расплачется:
- Я одна ничья сестра,-
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой - вся родня.
К ней подходит не спеша
Вовка - добрая душа.
Объявляет он ребятам:
- Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.
2) первичное восприятие:
-О ком это стихотворение?
-С каким настроением надо читать его?
3) словарная работа: бульвар (широкая аллея на городской улице), проучит(даст сдачи), тигра лютого(злого) ;
4) чтение детьми шепотом;
5)чтение вслух;
6) беседа
-Почему плакала Катя?
-Какой поступок решил совершить Вовка?
-Что вы думаете о Вовке?
-Какой у него характер?
-У кого из вас есть младшие братья и сестры?
-Какие у вас отношения?
5.Работа над пословицей.
Составить из слов пословицу (работа с деформированным текстом)
Братская любовь крепче каменных стен.
Тем детям, кто быстро справился ( Абкелямов А., Молев Д., Шевченко А.) можно дать вторую пословицу.
Доброе братство лучше богатства.
Дети зачитывают составленные пословицы и объясняют их смысл.
6. Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
-Молодцы, мои зайчишки!
7. Знакомство с другими стихотворениями про Вовку.
Вовка-добрая душа ( читает воспитатель)
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена -
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: - Это мне? -
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
- С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка - есть такой!
Как Вовка бабушек выручил
(выразительно читают Шевченко А. и Токарчук В.)
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
- Ладушки, ладушки…-
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
- Вовка - добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
- Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
- Ладушки, ладушки!
- Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему:-
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
Почему Вовка рассердился?
(Выразительно читают Абкелямовы Алим и Ислям)
Андрюша - вот хитряга -
Без хитростей ни шага!
Он мяч бросал на крышу
Однажды поутру.
Кричат ему: - Ты слышишь,
Кончай эту игру!
А он хитрит: - Не слышу.-
И снова - мяч на крышу.
Он кошке дал подножку,
Толкнул её украдкой,
Сказал, что учит кошку
Быть кошкой-акробаткой.
Он в саже весь и в копоти,
Хитрит: - Вы мне похлопайте,
Я выхожу на вызовы,
Я клоун в телевизоре.
Андрюша - вот хитряга -
Без хитростей ни шага!
- Я спать на травку лягу,
Кровать нехороша…
Рассердился на хитрягу
Вовка - добрая душа.
Прибежали все соседки,
Говорят: - Вот случай редкий -
Вовка машет кулаком!
Что случилось с добряком?
Взял он за плечи Андрюшу
И давай трясти как грушу!
- Нужно эти хитрости
Из Андрюши вытрясти!..
8. Беседа и игра «Ромашка»
Что вы можете сказать о Вовке? Об его поступках?
-Хотите ли вы быть такими как этот мальчик?
-Какими бы чертами характера и качествами души хотели бы обладать?
-Каким бы ты хотел себя видеть?
Из предложенных на лепестках прилагательных каждый ребенок выбирает «положительное» и заполняет пустое место на ромашке.
(трудолюбивый, добрый, злой, ответственный, ленивый, хороший, отзывчивый, драчливый и т. д.)
9. Стихи наизусть
-Но Барто писала и не только о хороших качествах детей, а и показывала недостатки.
Дети зачитывают заранее заученные наизусть стихи «Вот так защитник», «Помощница», «Звонки».
-Какие недавно на уроках вы проходили стихотворения А. Л. Барто? ( «Света думает» и «Мы с отцом»).
Дети хором повторяют наизусть эти стихотворения.
10. Викторина по сборнику «Игрушки»
Воспитатель показывает игрушку, дети читают наизусть стихи. (Мишка, мячик, грузовик, лошадка, бычок, зайка, кораблик.)
11.Рефлексия.
-Что понравилось вам на занятии?
-Что запомнили?
-Что полезное для себя взяли?
12.Подведение итога.
-С чьими произведениями мы сегодня продолжали знакомство?
-Чем близки вам стихи Барто? Что осуждают? Чему учат?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете стихи А. Л. Барто. Читайте, учитесь у них жить, воспитывайте характер!