Урок по окружающему миру на тему Рыбы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Окружающий мир. 1 класс.


Тема

Рыбы, их многообразие (Удивительный подводный мир)

Цель темы

Дать общее представление рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб. Образовательные: дать общее представление рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб. Развивающие: развивать образное мышление, внимание, память и положительные эмоции.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Личностные

- формулировать основные понятия темы;

-узнавать рыб по строению их тела;

- называть отличительные признаки рыб;

- вести наблюдения за объектами живой природы

Личностные:

- принятие социальной роли обучающегося,

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Регулятивные:

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

- умение действовать согласно плану, инструкциям;

- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

Познавательные:

- умение определять понятие;

- умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

- Коммуникативные:

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

Основные понятия

Рыбы, части тела (голова, хвост, чешуя, плавники, жабры), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты.

Организация пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, математика.

Формы работы:

  • фронтальная

  • парная

  • групповая

Виды деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом, учебником;

  • выполнение заданий в рабочей тетради;

  • подготовка и представление выступления;

  • решение познавательных задач, проблемных ситуаций;

Ресурсы:

  • учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., ч.2, с. 52-55,

  • рабочая тетрадь №2, с.24, №20-22;

  • методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1-й этап. Организационный.

1.Организационный момент. (2мин)

Цель: Проверка готовности к уроку.

Постановка проблемного вопроса. -Прозвенел звонок, Начинается урок Наши ушки на макушке Глазки широко открыты, Слушаем запоминаем, Ни минуты не теряем. Сегодня на уроке у нас гости, давайте их поприветствуем. Начнем наш урок окружающего мира. А урок не простой, мы отправимся в экспедицию, на котором вспомним, что изучили и, конечно же, узнаем много нового. Что такое экспедиция? Экспедиция - путешествие с определённым заданием. Готовы. (Слайд с изображением автобуса).

Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

Отвечают на вопрос.


Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

2-й этап. Информационно-деятельностный.

2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. (3мин)

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

Улыбнитесь друг другу, Первая остановка - это «Вспоминай-ка» (на слайде изображение различных млекопитающих, птиц, насекомых). -Догадайтесь, что необходимо вам выполнить? (распределить на группы). - Скажите, где живут все эти животные? (на суше, в воздухе) - А почему они и мы с вами не можем жить под водой? Жизнь наша уникальное явление, она кипит и на суше, и в воздухе и под водой? - а что же такого удивительного под водой? -Хочется узнать? - А сейчас отправимся на дно моря, поможет нам подводный спускательный аппарат - батискаф - подводный спускательный аппарат для наблюдения и изучения обитателей моря. Закройте глазки, мы погружаемся.

Рассматривают изображения на слайде, описывают, называют объекты одним словом.

Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объектыК: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера 3.Введение в тему урока (2 мин) Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Кто же основные обитатели подводного мира? (Рыбы)

Кого будем исследовать в экспедиции? Рыб.

Один из детей рассказывает стих.

Боится идти на рыбалку рыбак.
- Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как услышал,
Что рыба клюет.

Отвечают на вопрос учителя.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Узнают тему урока.

П: умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания 4.Вызов (5мин)
Цель: создание проблемной ситуации

Цель: сформулировать цели исследования.

В экспедиции мы будем отвечать на вопросы

- Что хотите узнать? (на слайде таблица Знаю Хочу узнать Узнали)

- Кто такие рыбы? Что вы о них уже знаете?

Чем отличается рыба от других животных?

Чего нет у человека, что есть у обитателей подводного мира?

Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

Заполняют таблицы с помощью учителя.

П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

осуществлять моделирование

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении

Открытие новых знаний.

Цель: организовать групповую работу

  1. Исследование в малых группах

Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации

Сейчас мы с вами выступим в роли биологов. И приступим к изучению многообразия рыб. У вас на партах лежать карточки с изображением рыб.

Первый ряд должен выбрать рыб, которые обитают в реке, т. е. речные рыбы.

Второй ряд тех, которые обитают в море, а третий тех, которые живут в аквариумах.

Давайте вспомним, как мы работаем в группах? (сообща).

Проверим, что у вас получилось?

Т.е. мы видим, что рыбы могут обитать в самых разных местах.

Давайте выясним, что же есть такого общего у рыб, которое позволяет их объединить в одну группу.

Другие признаки рыб, которые могут назвать сами ученики: живут в воде, для дыхания используют жабры, плавают в воде с помощью хвоста и плавников. Кроме того, рыбы имеют характерный костный скелет и наполненный воздухом пузырь в животе, чтобы легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину, уменьшая или увеличивая мышцами живота объём плавательного пузыря. Имеют особую, обтекаемую форму тела. (слайды)

Строение рыб (слайд).

Физминутка. «Рыбки»

Рыбки плавали, плескались.

В тихой медленной воде.

То сойдутся, разойдутся.

То запрячутся в воде.

Давайте проведем небольшой эксперимент, который покажет нам, как рыбе удается держаться в воде на определенном уровне.

-Возьмем пластиковую бутылку с пробкой. Поместим её в тазик с водой. Затем наполним её наполовину водой и снова опустите в тазик. Что изменилось? Проверьте, когда бутылка утонет. Плавательный пузырь - это наполненный воздухом продолговатый мешочек. Регулируя количество воздуха в нём, рыба может находиться в толще воды, подниматься вверх, опускаться на дно.

Формулируют цель исследования.

Обсуждают правила работы в группе.

Распределяют рыб на группы.

Дети выходят к доске и рассказывают о рыбах показывают рисунки. Затем учитель прикрепляет их к доске.

Хвост.

Чешуя.

Жабры.

Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения

К: планирование учебного сотрудничества

Продолжаем исследование.

Рассказ учителя (демонстрация слайдов с картинками)

Сообщение детей о рыбах.

Чем все морские рыбы похожи? (яркая окраска)

А какие рыбы обитают в наших водоемах?

Какие водоемы нашей местности вы знаете?

Слайды.

Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя рассказ учителя, текст учебника.

П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;

анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные

Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы

К: умение договариваться и приходить к общему решению

  1. Физминутка (1мин)

Глазная гимнастика

Выполняют упражнения.

Р: осуществление пошагового контроля своих действий.

  1. Обобщение (2мин)

Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания

Давайте обратимся к нашему учебнику.

С. 53

Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ.

- Многое узнали о рыбах, выделите основные признаки рыб.

Сравним с выводом в учебнике.

- Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали?

- Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о рыбах называется "ихтиология".

- Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом.

- а пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).

И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды рыб находятся на грани исчезновения.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют обобщение урока.

П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию

Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

3-й этап. Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: осуществление рефлексии деятельности Оцените результаты своей деятельности на уроке. Наша экспедиция подошла к концу.

Поднимаемся на батискафе.

Давайте выпустим своих рыбок в море.

- Кто для себя сделал открытие? (синяя рыбка)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (красная рыбка)

- Кому на уроке было интересно? (зеленая рыбка)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (желтая рыбка)

- Спасибо за урок.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.

Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием



© 2010-2022