- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Рыбы (1 класс)
Урок по окружающему миру на тему Рыбы (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панасенко Н.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока.
Окружающий мир. 1 класс.
Тема
Рыбы, их многообразие (Удивительный подводный мир)
Цель темы
Дать общее представление рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб. Образовательные: дать общее представление рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб. Развивающие: развивать образное мышление, внимание, память и положительные эмоции.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Личностные
- формулировать основные понятия темы;
-узнавать рыб по строению их тела;
- называть отличительные признаки рыб;
- вести наблюдения за объектами живой природы
Личностные:
- принятие социальной роли обучающегося,
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;
Регулятивные:
- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
- умение действовать согласно плану, инструкциям;
- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;
Познавательные:
- умение определять понятие;
- умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
- Коммуникативные:
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
Основные понятия
Рыбы, части тела (голова, хвост, чешуя, плавники, жабры), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты.
Организация пространства
Межпредметные связи
Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, математика.
Формы работы:
-
фронтальная
-
парная
-
групповая
Виды деятельности:
-
самостоятельная работа с текстом, учебником;
-
выполнение заданий в рабочей тетради;
-
подготовка и представление выступления;
-
решение познавательных задач, проблемных ситуаций;
Ресурсы:
-
учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., ч.2, с. 52-55,
-
рабочая тетрадь №2, с.24, №20-22;
-
методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.;
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор
Организационная структура урока
-
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1-й этап. Организационный.
1.Организационный момент. (2мин)
Цель: Проверка готовности к уроку.
Постановка проблемного вопроса. -Прозвенел звонок, Начинается урок Наши ушки на макушке Глазки широко открыты, Слушаем запоминаем, Ни минуты не теряем. Сегодня на уроке у нас гости, давайте их поприветствуем. Начнем наш урок окружающего мира. А урок не простой, мы отправимся в экспедицию, на котором вспомним, что изучили и, конечно же, узнаем много нового. Что такое экспедиция? Экспедиция - путешествие с определённым заданием. Готовы. (Слайд с изображением автобуса).
Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.
Отвечают на вопрос.
Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
2-й этап. Информационно-деятельностный.
2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. (3мин)
Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.
Улыбнитесь друг другу, Первая остановка - это «Вспоминай-ка» (на слайде изображение различных млекопитающих, птиц, насекомых). -Догадайтесь, что необходимо вам выполнить? (распределить на группы). - Скажите, где живут все эти животные? (на суше, в воздухе) - А почему они и мы с вами не можем жить под водой? Жизнь наша уникальное явление, она кипит и на суше, и в воздухе и под водой? - а что же такого удивительного под водой? -Хочется узнать? - А сейчас отправимся на дно моря, поможет нам подводный спускательный аппарат - батискаф - подводный спускательный аппарат для наблюдения и изучения обитателей моря. Закройте глазки, мы погружаемся.
Рассматривают изображения на слайде, описывают, называют объекты одним словом.
Л: формирование положительной мотивации
П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объектыК: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера 3.Введение в тему урока (2 мин) Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Кто же основные обитатели подводного мира? (Рыбы)
Кого будем исследовать в экспедиции? Рыб.
Один из детей рассказывает стих.
Боится идти на рыбалку рыбак.
- Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как услышал,
Что рыба клюет.Отвечают на вопрос учителя.
Рассказывают о своих наблюдениях.
Узнают тему урока.
П: умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания 4.Вызов (5мин)
Цель: создание проблемной ситуацииЦель: сформулировать цели исследования.
В экспедиции мы будем отвечать на вопросы
- Что хотите узнать? (на слайде таблица Знаю Хочу узнать Узнали)
- Кто такие рыбы? Что вы о них уже знаете?
Чем отличается рыба от других животных?
Чего нет у человека, что есть у обитателей подводного мира?
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Заполняют таблицы с помощью учителя.
П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
осуществлять моделирование
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении
Открытие новых знаний.
Цель: организовать групповую работу
-
Исследование в малых группах
Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации
Сейчас мы с вами выступим в роли биологов. И приступим к изучению многообразия рыб. У вас на партах лежать карточки с изображением рыб.
Первый ряд должен выбрать рыб, которые обитают в реке, т. е. речные рыбы.
Второй ряд тех, которые обитают в море, а третий тех, которые живут в аквариумах.
Давайте вспомним, как мы работаем в группах? (сообща).
Проверим, что у вас получилось?
Т.е. мы видим, что рыбы могут обитать в самых разных местах.
Давайте выясним, что же есть такого общего у рыб, которое позволяет их объединить в одну группу.
Другие признаки рыб, которые могут назвать сами ученики: живут в воде, для дыхания используют жабры, плавают в воде с помощью хвоста и плавников. Кроме того, рыбы имеют характерный костный скелет и наполненный воздухом пузырь в животе, чтобы легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину, уменьшая или увеличивая мышцами живота объём плавательного пузыря. Имеют особую, обтекаемую форму тела. (слайды)
Строение рыб (слайд).
Физминутка. «Рыбки»
Рыбки плавали, плескались.
В тихой медленной воде.
То сойдутся, разойдутся.
То запрячутся в воде.
Давайте проведем небольшой эксперимент, который покажет нам, как рыбе удается держаться в воде на определенном уровне.
-Возьмем пластиковую бутылку с пробкой. Поместим её в тазик с водой. Затем наполним её наполовину водой и снова опустите в тазик. Что изменилось? Проверьте, когда бутылка утонет. Плавательный пузырь - это наполненный воздухом продолговатый мешочек. Регулируя количество воздуха в нём, рыба может находиться в толще воды, подниматься вверх, опускаться на дно.
Формулируют цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Распределяют рыб на группы.
Дети выходят к доске и рассказывают о рыбах показывают рисунки. Затем учитель прикрепляет их к доске.
Хвост.
Чешуя.
Жабры.
Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения
К: планирование учебного сотрудничества
Продолжаем исследование.
Рассказ учителя (демонстрация слайдов с картинками)
Сообщение детей о рыбах.
Чем все морские рыбы похожи? (яркая окраска)
А какие рыбы обитают в наших водоемах?
Какие водоемы нашей местности вы знаете?
Слайды.
Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя рассказ учителя, текст учебника.
П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;
анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные
Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы
К: умение договариваться и приходить к общему решению
-
Физминутка (1мин)
Глазная гимнастика
Выполняют упражнения.
Р: осуществление пошагового контроля своих действий.
-
Обобщение (2мин)
Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания
Давайте обратимся к нашему учебнику.
С. 53
Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ.
- Многое узнали о рыбах, выделите основные признаки рыб.
Сравним с выводом в учебнике.
- Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали?
- Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
- Наука о рыбах называется "ихтиология".
- Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом.
- а пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).
И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды рыб находятся на грани исчезновения.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют обобщение урока.
П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
3-й этап. Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: осуществление рефлексии деятельности Оцените результаты своей деятельности на уроке. Наша экспедиция подошла к концу.
Поднимаемся на батискафе.
Давайте выпустим своих рыбок в море.
- Кто для себя сделал открытие? (синяя рыбка)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (красная рыбка)
- Кому на уроке было интересно? (зеленая рыбка)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (желтая рыбка)
- Спасибо за урок.
Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.
Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке
Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
-