- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Н. Носов На горке
Конспект урока по литературному чтению Н. Носов На горке
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Булавкина Л.А. |
Дата | 16.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного чтения
Выполнила:
Булавкина Любовь Александровна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты
Ф.И.О.: Булавкина Любовь Александровна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Технологическая карта урока
Тема
Н.Носов «На горке».
Цели
Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Н. Носова «На горке»; развивать умение бегло читать, делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное; формировать умения работать с текстом: отвечать на вопросы по содержанию, раскрытие содержания иллюстраций к произведению выборочным чтением; учить осмысливать поступки героев, оценивать их поступки (с помощью учителя); способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать: умение быть внимательным слушателем; уважение к чужому труду; самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей; культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятель-ности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Плани-руемый результат Предметные: Знать автора произведения; название произведения; знать основные понятия: автор, рассказ, план. Уметь прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; характеризовать героя; соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения; пересказывать текст на основе плана. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия
Цитата, рассказ, автор, план
Межпред-метные связи
Математика, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- допол-нительные
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- М.: Просвещение, 2011.
- презентация «На горке» Н. Носов;
- карточки с дополнительным заданием
Организа-ция про-странства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - развивать навык беглого и правильного чтения; - развивать логику, память и внимание;
Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Читают слова хором. Ответы детей: -Под а) - ответ - плавать. - Под б) ответ - лодка - Под в) ответ -яма. - Под г) ответ - кожа.
Ответы детей: - Санки - лишнее слово, т.к. нет единственного числа. - Лыжи, т.к. все согласные твердые. - Санки, т.к. пишется так, как слышится, не нужно знать правил. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
- Прочитайте слова. Нужно найти пару к слову во второй строке. Между словами впервой паре есть какая-то взаимосвязь. Надо понять, какая, и по такому же принципу построить вторую пару.
- В следующем задании вам надо найти лишнее слово в каждой строчке и объяснить, почему именно лишнее.
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно читать. СЛАЙД 2 1. а) горка - кататься речка - …(плавать) б) горка - санки речка - …(лодка) в) насыпать - горка копать - …(яма) г) горка - кора ножка - …(кожа - 4, 2, 3, 5 буквы) СЛАЙД 3 2. вьюга, метель, гроза; январь, февраль, март; коньки, лыжи, санки.
Уметь бегло читать. Коммуникативные УУД: уметь совместно дого-вариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь ориентироваться своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин). Цели: - организовать по-становку цели уро-ка; - сформулировать тему урока.
- Чаще всего встречалось слово «горка».
- Я думаю, название рассказа «Горка». - На прошлом уроке мы читали рассказ Н. Носова. - Мы познако-мимся с рас-сказом «Горка» Н. Носова. - Прочитать рассказ. - Узнать главных героев рассказа. - Оценить поступки героев. - Этот рассказ о детях, играющих на горке.
- Какое слово чаще всего встречалось?
- Как вы думаете, с каким названием рассказ мы будем сегодня читать? - Произведения какого писателя мы с вами читаем? - Назовите тему нашего урока. - Ребята, какие цели поставили перед собой?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «На горке». Как вы думаете, о чём этот рассказ? (предположения детей.) - Проверим, под-твердятся ли ваши предположения.
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Предпола-гать по за-главию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; Отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту поле его чтения. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и по-нимать речь дру-гих; пользоваться приемами слуша-ния: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно чи-тать текст;
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться выска-зывать свое пред-положение на основе работы с материалом учебника. III. Изучение нового. Первичное восприятие произведения (10 мин). Цели: - ознакомить уча-щихся с рассказом «На горке»; - развивать навык беглого и пра-вильного чтения; - учить осознанно воспринимать содержание текста; - проверить пер-вичное восприятие произведения.
Чтение рассказа детьми: а) самостоятельно «про себя»; б) вслух по цепочке.
- Мне рассказ понравился. - А мне рассказ сначала не понравился, потому что Котька испортил горку, а потом молодец - исправил ее. - Откройте, пожалуйста, учебник и прочитайте рассказ «На горке» на с. 60-63. - Понравился ли вам рассказ?
- Прочитаем рас-сказ вслух. - Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу? - Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? - Как вы себя вели? Что вы делали? - Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя тогда повели? СЛАЙД 6 Памятка: Учись читать правильно
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся по-нять о чём читаешь.
- Читай ежедневно вслух и «про себя».
Восприни-мать на слух тексты в исполнении учащихся. Осознанно, правильно, выра-зительно читать целыми словами.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы в иллюстрациях; . Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - выразительно читать;
IV. Закрепление нового. Анализ содержания произ-ведения (15 мин). Цель: - учить отвечать на вопросы по со-держанию про-изведения; - учить ориен-тироваться в нравственном со-держании прочи-танного, осознавать сущность поведения героев, само-стоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - учить определять последовательность событий; - организовать работу в паре.
Чтение текста учащимися, отвечают на вопросы.
Под руководством учителя ученики составляют цитатный план, затем читают каждую часть и выделяют главное предложение в ней.
- Не хватает рисунков: как Котька сидел дома и не помогал ребятам, смотрел из окна; как Котька посыпал горку песком.
- Можем по-смотреть в тол-ковом словаре?
Пересказывают текст в паре. Выборочное чтение. - Прочитайте, как ребята строили горку. - Прочитайте, что делал Котька Чижов, когда ребята трудились? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - Что он сделал, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок. - Как отреагиро-вали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова. - Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите Физминутка. - На с.65 дан план из рисунков (рисуночный план). Проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа. - Каких рисунков не хватает? СЛАЙД 8
Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план - цитатный. - Кто сможет сказать значение слова цитата? - Где можем узнать значение этого слова? Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.
Попробуйте пересказать текст в паре, используя картинный план. СЛАЙД 7 Физкультминутка Раз, два - выше голова. Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть. Семь, восемь - лень отбросим!
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10 Примерный план:
- Целый день ребята трудились - строили горку во дворе.
- А Котька Чижов из 6 квартиры - хит-рый какой!
- Только по-лез на горку - бух носом!
- Он стал из ящика песок на горку таскать.
- Коньки-то по песку не едут!
- Тут прибе-жали ребята.
- Бери сейчас же лопату!
Ориентироваться в учебном тексте и использовать полученную информацию в практической деятельности. Использовать простейшие приемы анализа текста: устанавли-вать причин-носледственные связи; делить текст на части; озаглавли-вать их; со-ставлять план. Познавательные УУД: - уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. V. Контролиру-ющее задание (12 мин) Цель: - проверить умение воспринимать художественный текст; - организовать вы-полнение учащи-мися самостоя-тельной работы на новое знание; - организовать само-проверку по этало-ну, самооценку; - организовать вы-явление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.
Ответы на вопросы. - Мы сегодня на уроке читали рассказ Н. Носова «На горке». -Котька сначала был ленивым, а потом ему понравилось трудиться. - Да, понравился рассказ. Чтение пословиц хором, объяс-нение их смысла, соотнесение к рассказу. - Я думаю, что вторую пословицу можно соотнести с рассказом «На горке», потому что Котька не подумал и посыпал горку песком, и сам не смог прокатиться, потом пришлось исправлять, хорошо что мож-но было починить горку.
Выполняют самопроверку по эталону.
- Какой рассказ мы читали на уроке?
- Каким был Котька? Подумайте и выберите нужные определения.
- Понравился ли вам Котька? Почему? - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Можно ли какую-то из них отнести к рассказу Н. Носова «На горке»?
- Проверим, как вы работали на уроке. Перед вами тест. Тест:
- Кто автор рассказа «На горке»?
- Что строили ребята?
- Кто был хитрый?
- Почему нельзя было скатиться с горки?
- Починил ли Котька горку?
Организует само-проверку по эта-лону. Организует выяв-ление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком во-просе ошибки?
- В чём при-чина?
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Делаешь наспех - делаешь на смех.
СЛАЙД 14 Осмысливать нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.
Регулятивные УУД: - учиться выска-зывать свою версию на основе работы с мате-риалом учебника.
Познавательные УУД: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные УУД: - понимать эмоции других людей, со-переживать; - обращать вни-мание на особен-ности устных вы-сказываний других людей.
Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме; слушать и пони-мать речь других. Регулятивные УУД: - уметь вносить необходимые кор-рективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Личностные УУД: - способность к самоооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать но-вое содержание урока; - организовать реф-лексию и само-оценку учениками собственной учеб-ной деятельности. - На уроке я узнал, что Н. Носов написал рассказ «На горке». - На этом уроке я похвалила бы себя за прекрас-ную работу с текстом. - После урока мне захотелось пере-сказать маме текст, используя картинный план. - Сегодня я сумел внимательно слушать чтение рассказа. - Мы переходим к последнему эта-пу. Подводим итог работы на уроке. - Выберите и продолжите любое предложение. СЛАЙД 15
- На уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Регулятивные УУД: - уметь оценивать правильность выполнения дей-ствия на уровне адекватной ретро-спективной оцен-ки. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.
Литрература:
-
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.- 384 с. - (В помощь школьному учителю).
-
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ВАКО, 2007.- 288 с. - (В помощь школьному учителю).