- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие Звезда по имени Солнце (з класс)
Занятие Звезда по имени Солнце (з класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Данченко Е.В. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия на тему:
«Звезда по имени Солнце»
(для учащихся 9 - 10 лет)
Автор: Е.В.Данченко, педагог дополнительного образования
Усть-Кут, 2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………….3
- Конспект занятия «Звезда по имени Солнце»…..……………………………..………4
- Литература.......…………………………………………………………………………...9
Пояснительная записка Цель: 1. Дать учащимся первичные представления о Солнечной системе. 2. Показать значение Солнца в жизни животных и растений. 3. Раскрыть значение Солнца для здоровья человека. 4. Воспитывать познавательную активность и наблюдательность
Тип занятия: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесно-наглядный.
Материалы и оборудование: тетрадь «Учусь учиться - 3» к.б.н. Е.Н. Дзятковской, фотографии, схемы, таблица, карточки с названиями групп растений и животных, DVD - диск, ноутбук, проектор.
Словарная работа: рахитство.
Данное занятие может быть использовано в дополнительном образовании, а также на уроках «Окружающий мир» в общеобразовательных школах.
Ход занятия
Организационный момент (тема, цель, задачи, план занятия).
Работа над темой. Природа Солнца и его значение для нашей жизни - неисчерпаемая тема. О его воздействии на Землю люди догадывались еще в глубокой древности, в результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. Оно обожествлялось во многих религиях. Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками бога Солнца. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа. Древние австралийцы полагали, что Солнце - это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло. Издревле люди селились вблизи воды. Большая река Нил играла важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, сроки уборки урожая, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждали. По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса - верховного бога. В переводе с греческого Гелиос означает Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца. Как и многие другие природные явления, на протяжении всей истории человеческой цивилизации во многих культурах Солнце было объектом поклонения. Культ Солнца существовал в Древнем Египте, где солнечное божество называлось Ра. У греков богом Солнца был Гелиос, который, по преданию, ежедневно проезжал по небу на своей колеснице. Славяне называли бога Солнца Дажбог (в его проявлениях - Ярило, Купало, Овсень, Божич - по временам года, начиная от весны). У большинства народов солнечное божество было мужского пола (например, в английском языке применительно к Солнцу используется личное местоимение «he» - «он»), но в скандинавской мифологии Солнце (Суль) - женское божество. В Восточной Азии, в частности, во Вьетнаме Солнце символизируется символом 日(китайский пиньинь rì), хотя есть также и другой символ - 太阳 (тай ян). В этих коренных вьетнамских словах, слова nhật и thái dương указывают на то, что в Восточной Азии Луна и Солнце считались двумя противоположностями - инь и ян. Как вьетнамцы, так и китайцы в древности считали их двумя первичными природными силами, причём Луна считалась связанной с инь, а Солнце - с ян. Во многих индоевропейских языках Солнце обозначается словом, имеющим корень sol. Так, слово sol означает «Солнце» на латыни и в современных португальском, испанском, исландском, датском, норвежском, шведском, каталанском и галисийском языках. В английском языке слово Sol также иногда (преимущественно в научном контексте) используется для обозначения Солнца. В персидском языке sol означает «солнечный год». От этого же корня происходят древнерусское слово сълньце, современное русское солнце, а также соответствующие слова во многих других славянских языках. В честь Солнца названа валюта государства Перу (новый соль), ранее называвшаяся инти (так назывался бог солнца у инков, занимавший ключевое место в их астрономии и мифологии), что в переводе с языка кечуа означает солнце. Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека. Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходит за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды. Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Но прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце и его роли в жизни всего живого на планете.
Интересные факты: Солнце является центром нашей Солнечной системы, в которую кроме него входят 9 больших планет, несколько десятков спутников планет, несколько тысяч астероидов (малых планет), кометы, метеорные тела, межпланетные пыль и газ (фото 1).
Фото 1. Строение солнечной системы.
Солнце - звезда, огромный раскаленный шар, состоящий из газов.
Радиус - 696 000 км.
Среднее расстояние от Земли - 150 млн. км.
Эффективная температура поверхности - 5 780 К.
Возраст - около 5 млрд. лет.
Солнце и растения. Солнце - источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей. Если животные могут жить без Солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут. Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят. Солнце помогает растению питаться. А как? Рассказ ученого-ботаника «Тайна растений». Листья растений - удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» на свету. Почему же для ее работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кузня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа [5] (рис. 1).
Рис. 1. Питание растений.
Так зачем же растениям солнечные лучи?
Заполнить таблицу «Роль солнечного света и тепла для природы».
Роль солнечного света и тепла для природы
Для растений
Для животных
Для здоровья человека
Солнце и животные. Продолжительность солнечного дня оказывает значительное влияние на жизнедеятельность организмов на Земле. В частности, зимой и осенью, когда Солнце стоит низко над горизонтом, и продолжительность светового дня мала и мало поступает солнечного тепла, а природа увядает и засыпает - животные впадают на длительный срок в спячку (медведи, барсуки, фото 2) или же сильно снижают свою активность.
Фото 2. Зимняя спячка.
Солнце указывает путь птицам во время перелета на зимовку в теплые края и обратно (фото 3).
Фото 3. Миграция птиц.
Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества - витамины, так необходимые для их здоровья и развития. Весной и летом, когда много света и тепла, поедая растения, в которых за счёт солнца накоплена энергия, существуют и животные. Динамическая пауза. В этом нам поможет убедиться игра: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, все былинки, все кустики и деревца. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они взросли и дали пищу всем растительноядным животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются крупные по размерам хищные звери и птицы. Вывод: так постепенно, переходя от звена к звену, солнечная энергия достаётся всем живым организмам в мире, включая и людей. Итак, какую роль играет солнце в жизни животных? Заполнить таблицу «Роль солнечного света и тепла для природы».
Роль солнца в жизни человека. Интерактив «Что значит для меня солнце» (описать значение солнца в жизни каждого из нас). Лучи Солнца полезны для здоровья человека - они проникают глубоко под слой кожи человека и вызывают заметное тепловое действие, очень полезное при лечении многих видов заболеваний. Поэтому не зря многие животные, когда болеют, «греются на солнышке». Так, под действием солнечных лучей образуется жизненно необходимый витамин D. При его недостатке возникает серьёзное заболевание - рахит (фото 4), которое может возникнуть по оплошности родителей, прячущих своих детей вдали от солнечного света. Недостаток витамина D опасен и для взрослых, при недостатке данного витамина наблюдается размягчение костей, искривление позвоночника. Недостаточность солнечного света проявляется также в бессоннице, быстрой утомляемости. Поэтому человеку периодически необходимо бывать на солнце, чтобы получить заряд бодрости, энергии и необходимый для укрепления костей витамин D.
Фото 4. Рахитство.
Итак, для чего человеку необходим солнечный свет? Заполнить таблицу «Роль солнечного света и тепла для природы».
Итог: какую роль играет солнце в жизни растений, животных, человека.
Литература
- Воронов, Гречнева. Основы современного естествознания. - М.: Учебное пособие.
- Кауров Э. Человек, Солнце и Магнитные Бури. // "Астрономия" РАН, 19.01.2000 г.
- Короновский Н.В. Магнитное поле геологического прошлого земли. // СОЖ, 1996 г, №6.
- Мирошниченко Л.И. Солнечная активность и земля. - М.: Наука, 1981г.
- Плешаков А.А. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2005 г.
- Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976 г.
- Широкова Е. В плену солнечных бурь.// Камчатское Время, 26.04.2001г.
Интернет-сайты:
- troyka.iks.ru/kv/archive/26_04_2001/7.shtml
- science.ng.ru/astronomy/2000-01-19/4_magnetism.html