Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО «Берёза - глазами поэта и художника»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок чтение + ИЗО

2 класс

Тема: Берёза - глазами поэта и художника.

Цели: ознакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А.Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение; развивать умение чувствовать красоту произведения.

Развивать эстетическое восприятие природы с помощью художественного и поэтического восприятия.

Отрабатывать навыки работы с кистью.

Привить любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».

Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Новый материал.

Целевая установка Слайд 1

Отгадать загадку.

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза.)

3.Сообщение темы урока

1)Беседа.

Берёза - самое любимое, красивое нарядное дерево. О берёзе сложено много песен и стихов. Берёза - символ нашей Родины.

Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе какие-нибудь картины природы. Под музыку П.И.Чайковского учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном…».

- Понравилось вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели?

-Какое отношение поэта к дереву? Что особенно поэт заметил в берёзе?

-Как он описывает красоту берёзы? Какие слова, выражения использует для этого?

А вы знаете, кто автор этого стихотворения? ( С.Есенин)

2)Рассказ учителя. Слайд 2

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Очень любил природу и воспевал её в своих стихотворениях.

3)Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- В каком темпе надо читать стихотворение?

-Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.)

4) Словарная работа. Слайд 3

Кайма - полоска, обивка по краю чего-нибудь.

Кисть - пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение.

Бахрома - тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров и кистей.

- Почему поэт для описания пушистых веток зимней берёзы использовал слова, которые обозначают украшение одежды, шали, платка?

5) Выразительное повторное чтение детьми?

Физминутка

4.Изобразительное искусство

Всю увиденную красоту, свое отношение, любовь, человек может выразить не только словами, звуками, но и красками.

-Кто и посредством чего создает такие картины? (Художники.)

а) Рассматривание картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» под музыку П.И.Чайковского «Времена года». Слайд 4

б) Беседа по содержанию картины.

-Почему художник выбрал это название? Как вы понимаете слово лазурь? (цвет: светло-синяя, голубая или светло-зелёная с сиреневатым оттенком.)

- Что вы видите на картине? (Природу. На переднем плане белоствольные берёзы.)

-А какими красками нарисованы стволы и веточки?

-Какую берёзу изобразил художник на первом плане - молодую или старую?

-А на втором плане какие берёзы изображены? (Одна старая и много молодых.)

-Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Морозный узор на стекле, кружево.)

- А почему именно берёзу выбрал художник? (Она как королева, как царица в своём необыкновенном наряде.)

Дети закрывают глаза и ещё раз под музыку П.И.Чайковского «Времена года» слушают в чтении учителя стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном…».

Вывод: художник И.Э.Грабарь и поэт С.Есенин видели похожие картины, но один описал увиденное словами, другой красками.

- Мы передадим красоту берёзы в рисунке.

Слайд 5

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Описание берёзы. (Прямой, белый с чёрными полосками ствол, немного ветвей, которые располагаются в верхней части ствола, большое множество мелких веток, тонких и длинных, которые под своей тяжестью изгибаются и опускаются к низу.)

Попробуем передать эти характерные особенности берёзы на рисунке.

Организационный момент - правила посадки, расположение листа, работы с красками.

Показ учителем на доске или по таблице поэтапного изображения берёзы (ствол дерева, его высота, толщина ствола у земли и его постепенное сужение к верхней части, расположение крупных веток.) Правила работы с красками и кистью.

Первый этап: рисование любого дерева начинается с изображения

ствола. Проведём линию сверху вниз. Ствол наверху более тонкий, чем внизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она всё больше ложится на лист, образуя широкую полоску. Самая широкая часть ствола (около земли) должна быть равна толщине твоего указательного пальчика.

Проверьте это, приложив палец левой руки к нарисованному стволу

дерева.

Линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы разных деревьев. Неважно, что у вас получились не совсем прямые линии, которые вы провели, от этого дерево станет ещё живописнее.

Второй этап - это изображение крупных веток. Они располагаются

вдоль ствола. Запомните, что наверху ветки короче, чем внизу.

Направлены они вверх - к солнцу.

Третий этап - прорисовывание мелких веток. Эти веточки маленькие и

тоненькие их много. При рисовании старайтесь придерживаться того же направления - в сторону и вверх.

Слайд 6 Учимся рисовать березу Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО «Берёза - глазами поэта и художника»

Самостоятельная работа учащихся.

5.Итог урока

-Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?

- Что нового вы ещё узнали на уроке? Чем необычен был наш урок?

- Понравился ли вам этот урок? Что особенно понравилось?

6. Рефлексия

7. Домашнее задание: 1) Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном…».

2)Закончить рисунок в цвете, у кого работа не завершена.

Использованная литература:

Дмитриева О.И., Казакова О.В.. - Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс - М.: ВАКО, 2006.

Кутявина С. В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. -Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2006.

Страхова Л. Л. - Сочинение по картинке для младших школьников: Издательский Дом «Литера», 2008.

Интернет ресурсы.

© 2010-2022