Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах.








Подготовила учитель МОУ СОШ №6

Омегова Наталья Григорьевна











План.


  1. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку.

  2. Кружок-форма организации внеклассной работы.

а) Цели и задачи

б) Игра

в) Шарады

г) Кроссворды

д) Грамматическая викторина

е) «Угадайки»

ж) «Веселый задачник»

з) «Занимательный календарь»

и) КВН

3.Практическая часть.

1-е занятие.

«Парные звонкие и глухие согласные в конце слова»

2-е занятие.

«Парные звонкие и глухие согласные в середине слова»

3-е занятие

«Поле чудес»

4-е занятие

КВН




Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, показать им богатства русского языка. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия , являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Связь внеклассной работы с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках русского языка, являются основой, на которой строятся внеклассные занятия. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. Внеклассные занятия не повторяют методику проведения уроков, они направлены на углубление знаний русского языка.


Цели и задачи.


Задачи внеклассной работы по русскому языку заключаются в том, что они должны способствовать более прочному и сознательному усвоению материала на уроке. Углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка, содействовать развитию речи, показать детям тесную связь языка с историей развития его народа, развивать пытливость, любознательность, самостоятельность каждого ученика, любовь к знаниям, интерес к познавательной деятельности. Учить овладевать многими необходимыми навыками: подбирать материал на нужную тему, пользоваться словарями, подбирать материал к стенной печати, викторинам, конкурсам.

То есть внеклассная работа по русскому языку решает те же образовательные и воспитательные задачи, которые решаются в процессе учебных занятий.

От выбора формы внеклассной работы, от ее организации и ее содержания зависит, какая цель будет главной в каждом отдельном случае. При организации одного внеклассного мероприятия будет ведущей познавательная цель, при подготовке и проведении другого занятия - образовательная.

Внеклассные занятия по русскому языку основываются на общедидактических принципах научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, взаимосвязь внеклассной работы с классной, индивидуального подхода к учащимся.

Формы внеклассной работы в школе очень разнообразны. Одни из них могут быть.

  1. Систематическими:

а) кружок русского языка

б) уголок

в) стенная газета

2. Эпизодические:

а) олимпиады

б) неделя русского языка

в) утренники

г) конкурсы

д) выставки

е) экскурсии в редакцию местной газеты или в библиотеку

ж) КВН

В данное время в учебный план школы введены факультативные занятия и внеурочная деятельность. В их задачу входят:

1. углубленное изучение разделов науки о языке

2. закрепление и усовершенствование знаний и навыков, получаемых учащимися на уроках русского языка

3. воспитание познавательного интереса к самостоятельным исследованиям в области языка

На факультативном занятии должно быть не менее 15 человек. Продолжительность занятия 20 минут.







Кружок

Кружок является наиболее эффективной формой внеклассных занятий, так как работу в нем можно проводить в определенной системе в течение всего учебного года или нескольких лет.

Кружки могут быть:

  1. Тематическими.

  2. «Широкого профиля».

Занятия в тематическом кружке направлены на углубленное изучение какой-нибудь темы. Углубленная работа над одной темой делает каждое задание целенаправленным. Кружки «Широкого профиля» не ограничивают себя одной узкой темой, а занимаются многими вопросами языка: его происхождением и развитием, происхождением и развитием письменности, лексикой, фразеологией и т. д. При широкой тематике меньше возможности заниматься каждым из поставленных вопросов, но зато ученики знакомятся с различными сторонами языка, получают ответы на многие интересующие их вопросы.

Таким образом, и тематические кружки, и кружки «широкого профиля» имеют свои «плюсы» и «минусы».

Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает их не только сообщениями каких-либо новых деталей, но и тем, что уже известно, но представлено перед ними в новом виде.

Обычно занятия в кружке проводятся 1-2 раза в месяц с тем, чтобы не перегружать учащихся. Но в начальной школе есть свои особенности, связанные с психологическими особенностями учащихся Эти особенности необходимо учитывать. Поэтому между занятиями не должно быть большого перерыва (желательно не более недели). Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного домашнего выполнения, дети выполняют, как правило, в первые 2-3 дня после занятия. Они ждут новой встречи, спешат узнать друг у друга ответы, просят учителя сказать, верно ли они выполнили задание. Создается благоприятный настрой для проведения нового задания и откладывать эту встречу на длительное время нецелеобразно.

Таким образом, работа по одной теме строится как цикл связанных между собой занятий, следующих без большого перерыва одно за другим. Затем возможен более длительный перерыв. В это время учитель готовится к новой теме.

Время, отводимое на одно занятие, может быть различным от 20 до 40 минут.

Для внеклассных занятий по русскому языку не существует особой программы. В зависимости от особенностей своего класса, личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми. Однако при любом выборе темы необходимо учитывать

изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу.

Связь классных и внеклассных занятий является основным требованием в работе кружка.

Учитель, планируя работу по той или иной теме, определяет количество занятий по ней, форму проведения каждого, устанавливает их последовательность. При подготовке к занятию намечает, какое участие примут в нем отдельные учащиеся. Заранее предлагает им выучить наизусть стихотворение, инсценирует с детьми некоторые тексты, предлагает выписать из словаря значение нужных слов, составить кроссворд, нарисовать. На этих занятиях дети могут вести тетради, в которых записывают загадки, скороговорки, пословицы.

С целью вовлечения в кружок большего количества учащихся учитель проводит подготовительную работу на уроке. Он рассказывает задачи кружка русского языка, называет примерные темы занятий и формы их проведения. Особое внимание обращает на их занимательный характер. Можно в это время в классе оформить стенд «Знаешь ли ты», «Как люди научились говорить», «Почему эти предметы так названы». Основным мотивом участием детей в кружке является их интерес. При этом должен соблюдаться принцип добровольного участия детей. Интерес к занятиям в кружке может не совпадать с оценкой успеваемости ученика по этому предмету. Необходимо всем членам кружка дать попробовать свои силы в работе кружка, привлекать их к подготовке конкурсов, викторин, игр. В ходе работы кружка необходимо постоянно поддерживать внимание ребят, используя слова: «А вы, ребята, что можете сделать, чтобы…» «А как вы считаете?»

Необходимо учителю терпеливо относится к подвижности детей. Необходимо в каждом мероприятии запланировать 1-2 веселые паузы: физкультминутки, песенку-шутку, подвижные игры.

Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает детей недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека. Поэтому детям такого возраста лучше удаются небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело - от замысла до завершения - они хорошо представляют. То есть общим для всех видов внеклассных занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи. Эти задания должны привлекать детей своей новизной, необычностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановке.

Созданию занимательности помогает использование на занятиях различных дидактических игр. В.А.Сухомлинский писал: «Игра - широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы игры, фантазии, окружавшие детей до школы, не закрылись перед ребенком классной дверью».

Однако, вводя игру во внеклассное занятие, необходимо помнить, что игровые элементы не могут быть средством развлечения, они должны содействовать достижению поставленной цели. Средством возбуждения активности ребят служат различные грамматические игры. Они имеют большое образовательное значение. Через игру ученик закрепляет и углубляет знания по русскому языку, развивает мышление, память, пополняет словарный запас.

Игра приучает детей трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность.

Одним из видов игры являются шарады.

Сущность шарады состоит в том, что ученик должен отгадать целое слово по частям. Шарады составляются на определенное грамматическое правило. Чтобы отгадать части слова, надо применить одно или несколько грамматических правил.

Систематизировать и обобщить изученные знания в занимательной форме можно при помощи кроссвордов.

Их следует давать для закрепления правил орфографии. Решение кроссворда требует определенных усилий, напряжения мысли учащихся. Так например: чтобы решить кроссворд «Буква ь» учащиеся должны проанализировать все части речи, вспомнить, в каких случаях употребляется «Ь» и применить эти знания на практике. При этом улучшается грамотность учащихся, так как, записывая слова в кроссворд, они зрительно запоминают написание этих слов, пополняют свой словарь. Разгадывание кроссвордов увлекает ребят, тренирует их память, развивает сообразительность и смекалку.

Особым видом игр является грамматическая викторина.

Она представляет собой ряд вопросов требующих ответов в устной или письменной форме. Главная задача грамматической викторины - активно повторить пройденный на уроке материал. Викторину можно провести в кружке, в уголке русского языка или через стенную газету. В этом случае ученики пишут ответы на листах с указанием фамилий. Правильный ответ помещается в следующем номере стенной газеты с указанием фамилии ученика. В ходе проведения викторины можно обобщить изученный материал, сообщить много нового.

Викторины имеют:

  1. практическую цель:

совершенствовать и закреплять знания по теме, приучать учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания

  1. воспитательную цель:

воспитывать учащихся в духе взаимопомощи и уважения друг к другу, расширение своего кругозора

Очень важно, чтобы учащиеся в кружке пополняли и расширяли свой словарь, правильно употребляли слова в речи. Овладевая новым словарным запасом, они одновременно знакомятся с прямым и переносным их значением, т.е. с синонимами и антонимами.

Нужно ввести такие рубрики:

«Слова-тезки»

«Слова-близнецы»

«Из истории слов»

«Задумайся над словом»

«Крылатые выражения»

При проведении внеклассных занятий можно планировать небольшие по объему задания типа «Угадайки», которые заставляют школьников ответить на вопросы по прочитанному тексту.

Например.

Какое из четырех слов: корабль, атомоход, парусник, пароход - моложе других?

«Угадайка» может быть оформлена как своеобразная классная игротека по русскому языку. Задания записываются на плотных листах бумаги и хранятся в специальных конвертах так, чтобы ученики могли в любое время найти понравившуюся им карточку.

На занятиях в кружке можно вести «Занимательный календарь»

Он завершает ту или иную тему. В нем может быть материал под рубрикой «Знаете ли вы?», где сообщаются некоторые интересные факты, связанные с темой. «Занимательный календарь» оформляется как стенная газета и находится в классе до начала изучения следующей темы. Так как он завершает ту или иную тему, то он всегда открывает вымышленный персонаж. Напоминайкин, который кратко подводит итоги изученной темы, он напоминает детям основные сведения по теме. В конце календаря могут быть выделены некоторые определения, теоретические положеня, предлагаются советы, помогающие учащимся запомнить изученное.

«Занимательный календарь» может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года. Календарь также содержит задания, выполняя которые ученики, проверяют свои знания после завершения темы.

Задания в « Угадайке», « Веселом задачнике» и « Занимательном календаре» не одинаковы по степени трудности. Некоторые ученики, опираясь на полученные знания, справляются легко, другие вызывают затруднения. В этом случае следует ориентировать школьников на то, чтобы они обратились за помощью к взрослым, пытались найти ответ в книгах.

Заключительным занятием по изученной теме может быть КВН. Он содержит в себе практическую, образовательную и воспитательную цели.

  1. Образовательная цель:

Расширение кругозора и знаний учащихся по предмету.

КВН требует большой подготовки учителя и учеников. Учащимся необходимо много прочитать, просмотреть и подобрать материал. Ребята будут часто собираться вместе, чтобы найти интересные решения домашнего задания. Все это возможно только в том случае, если команды будут сформированы по их собственному желанию и будут иметь равные силы в знаниях русского языка.

  1. Практическая цель:

Развитие навыков устной речи и чтения, усиление связи урочной и внеурочной работы, повышение интереса к изучению языка.

  1. Воспитательная цель:

Уважать мнение товарища, уметь признавать свои ошибки, воспитывать чувства коллективизма.

Вывод: Внеклассная работа по русскому языку - это система неоднородных по содержанию, методике проведения и формам проведения занятий.

Но общая цель всех занятий одна:

  1. удовлетворять запросы учащихся в более глубоком изучении отдельных учебных предметов.

  2. развивать учебно - познавательные процессы, творческие способности.

В этом состоит важное педагогическое значение этих занятий.

Эффективной формой внеклассной работы по русскому языку является олимпиада- это система соревнований.

Олимпиада.

Особенности олимпиады:

  1. Должна занимать значительный промежуток времени.

  2. Массовой, чтобы каждый школьник мог принять в ней участие.

  3. Многоступенчатость (несколько классов, школа, район).

Такое построение олимпиады позволяет участвовать в ней всем школьникам. При этом выигрывают не только победители, но и участники.

Важное условие эффективности - это желание учителей работать совместно с организаторами олимпиады. Олимпиада занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Олимпиады дают возможность ученику познать себя, утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.

Олимпиады проводятся в течение всего учебного года на различных сайтах.

«Парные звонкие и глухие согласные»

Ребята, послушайте внимательно загадки. Ваша задача -отгадать их и определить тему сегодняшнего занятия.

1.Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках - душистый груз

Разных бус на различный вкус.(сад)

2.Я из крошки- бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

4.Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.(нож)

4.Маленький,горбатенький,

Все поле обыскал,

Домой прибежал-

Всю зиму пролежал.(серп)

5.Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит. (мороз)

6. Тоя в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (тетрадь)

7. Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (поезд)

8. Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери. (еж)

9. Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож на мяч. (арбуз)

10. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает,

На ладонях и во рту. (снег)

11. Не галстук он , не воротник,

А шею обнимать привык.

Не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Ребята, к какой теме относятся загадки?

Игра «Доброе утро».

На улице в каждом доме живут парные согласные. Утром согласный звук просыпается и открывает окошко. Скажите, какой согласный звук еще спит, разбудите его, откройте окошко.

В-? Д-? З-? Ж-? Б-? Г-?

Какие звуки спали? (глухие)

Да, они не слышали, когда солнышко встало, когда птички запели. А сейчас мы их разбудили, они проснулись.

Ребята, давайте вспомним как проверить парные звонкие и глухие согласные.


Игра «Напейся- не облейся».

Детям раздаются квадраты (красный, желтый, зеленый, синий).

Учитель читает слова. Дети смотрят на ведра и поднимают соответствующего цвета квадраты.

З (красный)

С (желтый)

Ж (зеленый)

Ш (синий)

Пояс нож мороз еж шалаш водолаз сторож замерз гараж карандаш багаж пляж приполз камыш груз малыш стриж колхоз ерш стеллаж этаж нос насос трус

Детям раздаются карточки с парными звонкими и глухими согласными.

Учитель читает пословицы. Дети определяют слова на правило и поднимают соответствующую карточку.

  1. В зимний холод всякий молод.

  2. Снег на полях, хлеб в закромах.

  3. Хороший друг- это настоящий клад.

  4. Труд все побеждает.

  5. Кто ленив, тот сонлив.

Как вы понимаете пословицы?

Игра «Пиши правильно»

(Двое детей стоят спиной друг к другу. В руках у них буквы. )

1 ученик-Д-Т

2 ученик- В-Ф

Учитель называет слова.

1.труд прут пешеход пруд переход сад плот плод паркет верблюд лед пират поход аппетит велосипед поезд жилет

2. морковь рукав шарф шкаф ров готов жираф клюв бровь удав обувь лев обрыв червь взрыв коллектив

«Составь ромашку» Клу(б) Лу(г) Гер(б) Ро(г) Бо(б) Дру(г) Хле(б) Утю(г) Гри(б) Пиро(г) Ду(б) Кру(г) Зу(б) Сне(г) Ло(б) Фла(г)
Физминутка. Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь,лей! Дождинки пляшут как живые: Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождик неугомонный Льет, льет, льет.






«Скалолазы» Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставив пропущенные буквы. ФЛА….. Сне.. Сугро… Краси… Бере… Мане… Рука… Кузо… Лерпар… Ланды… Погре… Огоро… Клю… Парохо… Ястре… Гара… Бага… Шала. Перехо…





«Угадайка» к к к к к к



























Начни с буквы К. 1.Место птицы в доме. 2.Красная жидкость в теле человека. 3. Квадрат, треугольник,….. 4. Нос птицы? 5. Домашнее животное. 6. Стакан с ручкой.
Кроссворд.

3
5

1
4



2






По горизонтали: 1.В золотой дубочек спрятался клубочек. (желудь) 2. Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняшки сорвали все рубашки. (дуб) По вертикали: 3.В огне не горит, в воде не тонет. (лед) 4.Сидит дед, в сто шуб одет, Кто его раздевает,

Тот слезы проливает .(лук) 5. Что растет корнем вверх .(дуб)
Мышка с лягушкой пошли в лес .На своем пути они встретят Зверей, птиц, насекомых, растения, в которых спряталось правило на «Парные звонкие и глухие согласные». - Сначала они встретили два больших дерева. Как они называются? (дуб и вяз)
-А вот кто-то пыхтит и морщится: Что я вам, уборщица? Лес никак не подмету… Соблюдайте чистоту! (еж) - На больших столбах подряд Лампы белые горят. (ландыш)
-Это кто сидит в кустах И жует малину? (медведь)




А над ними летали птицы. Название каких птиц оканчивается на парные звонкие и глухие согласные? (чиж, стриж, ястреб, дрозд)
Домашнее задание: найти лексическое значение слова НЕВОД.
Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Действующие лица: Незнайка Буратино Бабушка-загадушка Почтальон Печкин Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова расширить словарный запас. (Текст занятия дается в сокращении). В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь». Незнайка: Дорогие мои ребятишки! И я нынче взял в руки книжки. Приглашаю я вас путешествовать, Знанья свои совершенствовать. Первая наша остановка в стране «Словария».

  1. Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы: «Город» и «Деревня».
Страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес. ------- _____ _____ ___ --------
  1. Дорогие мои победители!
А в зоопарк не хотите ли? Будьте внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте сигнальные карточки с парными согласными. Вот царь зверей- ле…(Ф, в) А тут жира…(Ф, В) с длиннющей шеей. Ушастый е (Ж,Ш). Чем не хорош? Ено (Т, Д)- красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко ры…ь (С, З) Плывет могучий бегемо (Т, Д) Медве…(Д, Т)ь над нерпою ревет. И белый голу…(Б, П)ь там летает, После трудов отдохнуть приглашает.
  1. Играем в игру «Угадайка».
Ска…ка Ры…ка Нево… Из какой сказки взяты эти слова?
  1. Проверка домашнего задания.


Невод- лексическое значение. Удивительно, на какие хитрости пускались древние люди в стремлении соблазнить себе пищу. Предки называли эту рыболовную снасть «вод», потому что такие сети «водили « по реке. Рыбаки считали, что рыба, услышав название «вод», поймет какая беда ей угрожает и уплывет от рыбака. Надо было что-то делать. И к слову «вод»прибавили «не». Теперь рыба не имела оснований для паники.
  1. Угадайка.
А теперь представим теперь, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное. Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка, прихватка. салфетка. Назвали предметы все по порядку. Теперь приглашаю всех на зарядку.
6.Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов? Осень шагает в желтом пальтишке, С кедров сшибает бурые шишки. Трах- на опушку, бух- на кукушку. Хлоп- на зайчишку падают шишки. Ходит зайчишка весь в синяках, Как после стрижки шерсть на боках.
7.А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения по вариантам. Каток. Ле…кий, мя…кий, гла…кий, сколь…кий, ре…кий. Сад. Доро…ка, тро…ка, бере…ки, ду…ки, рома…ки. Детский мир. Игру…ки, лоша…ки, крова…ка, ры..ка. мы…ка.
Школа. Тетра…ка, кни…ка, обло…ка, промака…ка. Море. Пло…цы, гре..цы. фла…ки, остро…ки. Столовая. Сли…ки,голу…цы, хле…цы, пиро…ки.
8.Вписать в предложения подходящие по смыслу слова из сказок: 1 вариант: Посадил -------- ------------- . Выросла------------- большая- пребольшая. 2 вариант: Волк пошел на реку, опустил хвост в ----------- и начал приговаривать: «Ловись, ------, и мала и велика. Дети пишут слова яркими фломастерами, можно нарисовать. Входит Бабушка- Загадушка.
9.Дорогие ребятушки, отгадайте загадки. 1. Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязанной сидят Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять .(Варежки) 2. Сама не ем, А людей кормлю. (Ложка). 3. Еду не путем, Погоняю не кнутом, А оглянусь назад: Следу нету. (Лодка). 4. Сижу верхом, Не ведаю на ком. (Шапка). 5. Вот соль тебе, вот Вот хлеб и ложка Сварилась к ужину (Картошка). 6. Просыпаюсь утром рано: Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю (Зарядку). 7. Всего две буквы знает, В лесу их повторяет (Кукушка). 8. Стоят в поле сестренки: Желтый глазок, белые реснички (Ромашка). 9. Научись держать в порядке Свои книжки и (Тетрадки). 10. На кусок моей колбаски Мурка хитро щурит (Глазки). Ну и молодцы же вы, ребятки, Быстро отгадали все загадки. А теперь скажите скороговорку: _ Расскажите про покупки. _ Про какие про покупки?

_ Про покупки про покупки Про покупочки свои. Ну и молодцы ребятки, хорошо потрудились и все отличились.
10. Входит Буратино. А сейчас давайте играть Будем кукол мы одевать. Девочки наши добрые и ласковые. Назовите ласкательные слова. Что есть у вашей куклы? _Глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки. Вот какая красавица кукла. А что оденут мальчики на свою куклу? _Шубка, сапожки, шапка, варежки, рубашка.
11. Шарады. Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь меня наоборот. (Дог - год) Коль меня напишешь через букву О, Лягу я под дверью дома твоего. Коль меня напишешь через букву И,

На тарелку лягу в праздничные дни.
(Порог - пирог) И по реке и по пруду Плыву я в тихую погоду. Но вставь лишь И- я поведу Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот) 12. Слова - родственники, Сегодня мы встретимся с нашими хорошими знакомыми словами- родственниками. Послушайте внимательно стихотворение о странном саде и необыкновенном урожае.
Как растут слова. Как-то иного лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым Был он только словом.
Это слово Слово-корень. Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада Вот еще посадки рядом А вот садовод-
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном. Г. Измайлов _Какие слова выросли из слова сад? (рассада, посадки, садовод,садовник)
Задание: подберите родственные слова. Бег след Беготня наследил Бегун выследил Беговая следовать Беглянка проследить Пробег
13. Крылатые слова и выражения. Крокодиловы слезки - фальшивые слезы. Сказка про белого бычка - бесконечное повторение одного и тоже. Гадкий утенок - человек несправедливо оцененный ниже своих достоинств.
Поле чудес. Играют 3 человека .

Музыкальный инструмент. (скрипка)








Бег на короткую дистанцию. (спринт)







Одежда для мужчин. (кафтан)







Игра с болельщиками.
Кондитерское изделие (мармелад)










Загадочный дом (шкаф)






Река Хабаровского края.(Амур)






Супер - игра. Пословица.



























Семь раз отмерь - один раз отрежь.







К.В.Н.
КВН проводился в двух третьих классах. В подготовке участвовали как организатор, так и дети. В ходе подготовки детям было дано задание: Выучить стихотворение, Подобрать скороговорки и загадки (отгадки на «Парные звонкие и глухие согласные»). КВН прошел интересно, дети активно принимали участие в игре.
Построение команд. Звуки, мы прекрасные, группы две простые. Нас зовут согласные: «Звонкие- глухие». Под музыку команды строятся.
Б- Буква Б с большим брюшком В кепке с длинным козырьком.
П- На хоккее, на футболе Буква П -ворота в поле.
В- Вот ведь горе у старушки На очках сломались дужки.
Ф- Всем известно без подсказки Буква Ф- как ключ от сказки.
Г- Гриб стоит среди дорожки- Голова на тонкой ножке.
К- Сигнальщик держит два флажка. С флажками он как буква К.
Д- Мой теленок встал на ножки Вышла буква на дорожке.
Т- Т стоит на каждой крыше Телевизор смотрят- тише.
З- З не просто завитушка З- пружинка, крендель, стружка.
С- Села мышка в уголок Съела бублика кусок.
Ж- Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Ш- Ах, табуретка хороша! Перевернулась и буква-Ша!





Разминка командам. -Назвать автора и название произведения. -Назвать слова на парные звонкие и глухие согласные.
1 команда. «А букашки по три чашки. С молоком и крендельком» К, И. Чуковский «Муха-Цокотуха» 2 команда. « К ним народ навстречу валит Хор церковный бога хвалит, В колымагах золотых Пышный двор встречает их» А.С, Пушкин «Сказка о царе Салтане».
1 команда. «Шарик карандаш в зубы взял и стал дальше калякать. «…А на днях я линять начал…» Э. успенский «Дядя Федор , пес и кот» 2 команда. «И как большой пароход тебя поведу я вперед» К.И.Чуковский «Доктор Айболит».
1 команда. «Мороз и солнце, день чудесный…» А.С.Пушкин «Зимнее утро» 2 команда. «Вдруг какой- то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог Кто же это? Наш щенок.» С. Михалков «Щенок»
1 команда. «По гладкому асфальту Неслись машины в ряд Они жуков и мошек Давили всех подряд» С, Михалков «Упрямый лягушонок». 2 команда. «Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку.» И.А. Крылов «Кукушка и петух».
1 команда. «На деревню дедушке». А.П.Чехов «Ванька». 2 команда. «Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись». К.И. Чуковский «Телефон».

1 команда. «Бедный поп подставил лоб». А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
2 команда. «Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости». А.Л.Барто «Лошадка»
Конкурс знатоков. 1. населенный пункт (город) 2. сыроежка-это (гриб) 3. дикая и домашняя птица (голубь) 4.земля, перемешанная с водой (грязь) 5. помещение для автомобиля (гараж) 6. место для посадки овощей (грядка)
1. музыкальный инструмент (скрипка) 2. игра со снегом (снежки) 3. высокая обувь из резины (сапог) 4. человек, который живет рядом (сосед) 5. часть слова (слог) 6. отпечаток ног на снегу, песке (след)
Конкурс капитанов. 1.Составить слова. ЛЯ МЕД ГУШ ЕЖ ВЕДЬ КА
2. Прочитать текст и исправить ошибки: Белка песенки поет, Да орежки фсе грызет, А орежки не прозтые, Фсе скорлубки золотые, Ядра- чистый изумрут, Слуги белку стерегут.
3. Обменяться друг с другом скороговорками и прочитать их .
4. Загадать друг другу загадки, чтобы ответ был на парную согласную.
5. Вставить пропущенные буквы и нарисовать данное животное. Четыре в комнате угла, четыре но..ки у стола И по четыре но..ки , у мы..ки и у ко..ки. (мышка, кошка)






Задание командам. Игра в ступеньки.
Ж




Ж





Ж






Ж







Ж
Еж Чиж Ложь Морж Пляж Стриж Багаж Сторож




З





З






З







З








З
Газ Груз Обоз Мороз Колхоз Рассказ
Найти нужную рифму. Багаж (гараж, саквояж) Друг (вдруг, лук) Указка (замазка, повязка) Окраска (колбаска) \ Жюри подводит итоги.





































Литература: 1. Начальная школа №4 1990 год. 2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» 3. Е.П. Преображенская «Кружок русского языка в школе». 4. Н.А. Ушаков «Внеклассное занятие по русскому языку». 5. М П. Лукашук «Занимательный материал по русскому языку». 6. Л.Успенский «Почему не иначе?». 7. А.К. Аксенова, Э. В, Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка». 8. И.Ф.Харламов «Педагогика»

© 2010-2022