Как готовить ребёнка к школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 им. А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово Волгоградской области













Как готовить ребёнка к школе







подготовила

учитель начальных классов

Фалькина Галина Ивановна














Фролово 2016 год

Как готовить ребёнка к школе Нет родителей, которые не испытывали бы чувство тревоги перед поступлением ребёнка в школу. Родители волнуются - всё ли они дают ребёнку, будет ли ребёнок готов к школе, и как сделать подготовку максимально эффективной? Итак, что же должен знать и уметь ребенок, прежде чем переступить порог школы в первый раз, и как психологически подготовить его к школе? Во-первых, родителям нужно понять, что, несмотря на то, что существуют определенные методы и рекомендации по подготовке ребенка к школе, универсальных правил все-таки нет. Все дети разные, и к каждому ребенку нужно найти свой подход. Некоторые малыши, идя в первый класс в шесть лет, уже готовы учиться, с другими же трудности могут возникнуть и в семь лет. И дело не в том, что первые умнее и лучше вторых, просто каждый ребенок - индивидуальность, разгадать которую и предстоит родителям. Что же включает в себя подготовка к школе? Она подразделяется на три аспекта:

  • физиологический,
  • психологический
  • познавательный.
Физиологический аспект предусматривает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Важны состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Физическая готовность важна, так как ребёнок в школе сталкивается с большими физическими и психологическими нагрузками. Посмотрите внимательно медицинскую карту вашего ребёнка. Часто бывает, что родители даже не в курсе, что у ребёнка уже много лет как поставлен диагноз о хроническом тонзиллите или гастрите. Между тем, эти заболевания не только могут обостриться в школе, но и привести к тому, что ребёнок не сможет заниматься вместе со всем классом физкультурой. Постарайтесь укрепить организм ребёнка до школы. Например, нормализуйте режим дошкольника заранее. Определите оптимальное число сна, которое необходимо вашему ребёнку, чтобы он вставал без скандала и добавьте ещё час. Теперь вы представляете, во сколько надо укладывать спать ребёнка. Если ребёнок всё ещё спит днём, не отучайте. Для первоклассника это замечательный способ быстро поправить свои силы, но сдвиньте дневной сон на то время, когда вы реально сможете попадать домой после школы. Учтите, что для полноценного сна ребёнок должен днём проспать полтора часа. Так как нагрузки в первом классе возрастут, нормализуйте питание ребёнка. Сейчас ребёнку нужно окрепнуть и стать как можно выносливее. Если по состоянию здоровья ребёнку рекомендованы специальные формы обучения, наведите справки о всевозможных вариантах, и только тогда принимайте решение. Ещё до поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к школьному режиму. Если летом у вас в семье принято гулять допоздна, то с этой привычкой придётся расстаться за два-три недели до школы, чтобы стабилизировать режим ребёнка. Ещё до школы ребёнка надо приучить выполнять задания не на полу или лёжа на кровати, а сидя за столом. Для этого не только нужно правильно оборудованное «рабочее» место, но и умение сохранять длительно (не менее 30 минут) хорошую осанку. Проводите тренировки, например, когда читаете книгу, пусть ребёнок сидит на стуле, пусть смотрит телевизор тоже сидя, периодически играйте в настольные игры за столом и т.п. Психологический аспект к обучению в школе включает в себя: • интеллектуальную готовность; • мотивационную готовность; • волевую готовность; • коммуникативную готовность. Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7-и годам ребенок должен знать: • свой адрес и название города, в котором он живет; • название страны и ее столицы; • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; • времена года, их последовательность и основные признаки; • названия месяцев, дней недели; • основные виды деревьев и цветов. Ребёнок должен уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры. Понятия верх, низ, справа, слева, впереди, сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: играем вдвоем, ты бросаешь правой рукой мне к правой руке (или левой). Ребенок со всем этим вскоре начинает справляться, но важно, чтобы он осознанно увидел пространственные соотношения. Если он путается, не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз. Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). А вот еще задание, развивающее пространственное восприятие: попробуйте собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур по своему воображению. Выполняя эти задания, можно заодно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п. Задание можно сформулировать так: "Собери фигуру из деталей". Для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков. Очень полезно выполнение специальных графических заданий. Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку: обведи клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир), продолжай по образцу и т. п. Необходимо уделить больше внимания общему развитию движений руки, кисти, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из картона. Очень полезны и такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок (сначала использовать все пальцы, а потом только по два справа и слева, меняя их). Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Позаботиться о том, чтобы перемены в жизни ребёнка не стали для него непосильным грузом, чтобы они не усугубили и без того нелегкое положение малыша, нужно заранее. Прежде всего, это относится к обстановке в семье. Только родитель может придать своему чаду уверенность в своих силах и подготовить к учёбе. Первый класс и начало школьной жизни - серьёзное испытание для ребёнка, даже если у него есть опыт общения в детском коллективе. Родителям следует помнить, что детский сад и школа - не одно и то же, в детском саду и отношения между воспитателями и воспитанниками более близкие, и нет учебных нагрузок, да и детей там обычно меньше и они все одного возраста. В школе же ребёнок сталкивается не только с ровесниками из своего класса, но и со старшими детьми (на переменах, например), постоянно выполняет требования учителей, а не просто проводит время. Поэтому подготовку к школе необходимо начинать с формирования у ребёнка положительного отношения к будущей учёбе. Известно, что дети, которые заранее с радостью готовились к школе легче переносят стресс в первом классе, чем те, родители которых не уделяли внимания подготовке. Не стоит заранее пугать ребёнка, говоря, что в школе его научат чему-то, или предупреждая, что если он чего-то не умеет, в школе ему будет очень трудно. Такие фразы способны создать у малыша негативный образ учебного заведения. Лучше наоборот, ненавязчиво обращайте внимание ребёнка на положительные стороны школьной жизни: покажите свои фотографии на 1 сентября, запись выпускного бала, заранее вместе сходите в магазин и выберите красивый ранец, костюм, школьные принадлежности. Для многих детей школа является загадочным местом, где взрослые люди и дети занимаются очень серьёзными делами, которые ему могут показаться слишком сложными и чересчур ответственными. Объясните, чем именно дети занимаются в школе, если есть возможность, запишите ребёнка в школу раннего развития или на подготовительные курсы для первоклассников, которые сейчас есть при многих школах. Выберите такие курсы, где занятия не слишком трудные, но способ их проведения напоминает школьный. Если вы не приучили заранее ребёнка держать в порядке свои вещи и организованно делать какие - либо дела, то сейчас самое время заняться этим! Подготовьте ему стол, купите карандаши и тетради, и давайте ему несложные задания на каждый день, например, нарисовать, что-нибудь. Параллельно приучайте держать в порядке свои рабочие инструменты, и помнить о своих заданиях. Не дожидаясь замечаний от учителей, научите ребенка хорошим манерам и правильному поведению с посторонними взрослыми. Объясните, что перебивать учителя нельзя, нельзя разговаривать во время урока, нельзя опаздывать в школу и отвлекаться на занятиях. Если до сих пор ребенок не приучен извиняться, говорить «спасибо» и « пожалуйста», срочно займитесь этим. Хорошо воспитанный ребёнок произведёт хорошее впечатление на учителей, и, возможно, он избежит многих трудностей во взаимодействии с ними.
Волевая готовность - это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. У ребенка должны быть сформированы следующие волевые качества:
  • организованность поведения,
  • умение организовать рабочее место,
  • своевременно начинать работу и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,
  • уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Но не все родители знают, что волевой компонент формируется главным образом в игре. Многие родители считают, что игра - пустая трата времени и не стоит уделять ей особое внимание. Что лучше время, которое ребенок тратит на "детские" игры, занять более "полезными" делами, например, английским языком или шахматами, бальными танцами или рисованием. Родители гордятся, если ребенок несколько часов кряду может заниматься столь важными, по их мнению, делами. Но зачастую такой ребенок не может самостоятельно выбрать игру (мы не имеем ввиду игры интеллектуальные, развивающие). А если и выберет и найдет напарников (например, когда в гости пришли знакомые с детьми), то не может играть без организаторской помощи, привлекает внимание взрослых бесцельным задаванием вопросов, либо усаживается с детьми за тот же компьютер. Так чем же игры, выбираемые современными родителями (направленные на развитие интеллекта) отличаются от игр, способствующих формированию эмоционально-волевой сферы? Кстати, вы, наверное, удивитесь, что последние - это игры нашего с вами детства, детства наших родителей и прародителей: "салочки", "прятки", "казаки-разбойники"; ролевые игры ("дочки-матери", "войнушки"). Значение "старомодных", полузабытых современными родителями игр очень велико! Судите сами.
  • Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе соблюдать правила и законы. Где как не здесь появляется стремление подчинить эмоциональный порыв воле. Вспомните классики! Наступил на черту - начинай сначала: правила есть правила и они для всех!
  • В игре развивается память. Ребенок учится целенаправленно запоминать и припоминать. Играя, он узнает больше нового, чем когда его специально обучают. Потому что ему самому хочется узнавать и запоминать.
  • В процессе игры развивается воображение (дети строят дома из стульев, проектируют и мастерят из коробок ракеты). Воображение - важная основа творчества. У ребенка появляется способность нестандартного решения задач, возможность по-разному посмотреть на одну и ту же проблему.
  • В игре развиваются и усовершенствуются новые движения, развивается моторика. Представляете, как приходится двигаться ребенку, изображающему зайца, прыгающего по лужайке?! В ролевых играх дети любят что-то пересыпать или переливать - формируется точность движений. При этом есть мнение, что моторная ловкость опосредованно влияет на интеллектуальное развитие.
Чтобы избавить ребенка от мук беспомощности в школе, постарайтесь, как можно раньше привить ему навыки трудолюбия: пусть он сам убирает игрушки, застилает постель, содержит в порядке свои вещи. Постепенно нужно предлагать ребенку и такую работу, которая, может, и не интересна ему, но необходима. Ведь в школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Например, поручите дочке поливать цветы, вытирать пыль. Конечно, первое время она может и забыть о вашем поручении. Надо ей напомнить: "Вот видишь - ты не поливала несколько дней цветы и они чуть не засохли. Пожалуйста, не забывай об этом впредь". Постепенно девочка привыкнет к своим обязанностям, и будет воспринимать их как должное. Прекрасный способ выработать у детей привычку к труду и связанное с ним чувство ответственности - поручить им уход за домашними животными. Дети с раннего возраста стремятся включиться в дела старших. Не отталкивайте их, наоборот, постепенно привлекайте к выполнению каких-то домашних обязанностей. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает усидчивости и внимания. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает и ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д. Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Воспитывать детей можно и нужно при каждом удобном случае. К примеру, сын увлеченно рисует, но через 10 минут бросил - надоело. Воспользуйтесь ситуацией. "Покажи-ка мне, что у тебя получилось? Нет, так не годится: смотри, домик у тебя как у Бабы-Яги: без окон, без дверей. И труба набок, вот-вот упадет. Как ты думаешь, какую оценку поставила бы тебе учительница?" Постарайтесь, чтобы ребенок закончил рисунок, но не забудьте похвалить за работу... Помогите своим детям усвоить важнейшую формулу успеха: начатое дело нужно доводить до конца. Если ваш ребенок неорганизованный, начатое дело до конца не доводит, берется за другое, не умеет сосредоточиться. Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).С этой целью перед предстоящим действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием: "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности. Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация, убрана комната. Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему"). Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых. Ребенок должен:
  • Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
  • Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.
  • Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Главное для успешного старта - чтобы ребенок хотел учиться, чтобы в первый класс шел с радостью. Если ребенок не имеет желания учиться, то существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу. Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе. Выясните, как ребенок относится:
  • а) к школе,
  • б) учебной деятельности,
  • в) учителям,
  • г) к самому себе.
Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как… Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? " Проанализируем высказывания детей и возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам: "В школе двойки будут ставить", "Играть будет некогда", "В школе в школе программа трудная". Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!". Совет родителям: Не запугивать ребенка школой! Постарайтесь создать общий положительный образ школы. Чаще рассказывайте малышу о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристских походах и самое главное - о том новом и интересном, что может открыть только школа. В то же время не переусердствуйте, не идеализируйте школьные будни. Ребенок должен знать: учеба - не только радость, но и упорный труд. И без усидчивости, аккуратности, без старательности и прилежания успеха не добьешься. Таким образом, важная сторона готовности к школе - достаточный уровень волевого ребенка. У семилетних детей мы должны наблюдать умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо". Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Если ваш ребёнок имеет идеальную умственную подготовку, но не стремится к коммуникации, не имеет коллективного духа и не способен бороться за общее дело, в классе его ждёт неприятие. Воспитывая индивидуальность, не забывайте и о том, что ребёнок должен уметь дружить и поддерживать своих друзей. Это пригодится на соревнованиях, на школьных выступлениях и постановках, это покажет, готов ли ребёнок к взаимопомощи.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

  • Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
  • Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
  • Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
  • Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
  • Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.



Список литературы:

  1. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. - Москва: Просвещение, 1986.
  2. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе. - Москва: 1991.
  3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе.- Москва: 1999.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - Москва: Генезис, 2001.
  5. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. -Москва.: 1998.
  6. Подьякова Н.Н., Сохина Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Москва: 1998.
  7. Дубровина И.В. Готовность ребенка к школе. - Москва: 1995.
  8. Осипова А.А, Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.- Москва: 2001.

© 2010-2022