- Преподавателю
- Начальные классы
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО» (1 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО» (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарова Л.В. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
14
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ
«ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО»
Предмет: математика
1 класс
Авторы учебника: М.И. Башмакова, М.Г.Нефёдова. Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению геометрических фигур, их классификации.
Задачи:
1) актуализировать и закрепить знания о геометрических фигурах;
2) формировать умение классифицировать геометрические фигуры, учиться находить способы их построения из деталей танграма;
3) продолжить формировать умения читать и записывать числовые равенства и неравенства;
4) формировать универсальные учебные действия.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала Демонстрационный материал и оборудование:
1) Интерактивная доска SMAR Board, мультимедиа-проектор, компьютер, звуковые колонки.
2) Презентация к уроку (программа SMART Notebook ) - 10 страниц.
3) учебник «Математика» 1 класс под ред. М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой, рабочая тетрадь №1 к учебнику. 2) Раздаточный материал:
1) Карточка с заданием для работы в парах, дублирует 3 страницу SMART Notebook.
2) Набор фигур к игре «Танграм» для каждого ребёнка. (Квадрат размером 8х8 см из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон.)
3) Набор счетных полочек (10 штук) для каждого ребёнка.
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Средства информатизации
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Личностные УУД: осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку. Регулятивные УУД: умения самоорганизации и организации рабочего места.
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. - Сегодня к нам в гости пришли… Кто? Узнаете, когда отгадаете загадки.
«Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами». (Ёжик)
« Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета». (Заяц) Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. Открыть 1 страницу SMART Notebook. Учитель читает загадку. Когда дети отгадают загадку, инструментом «ластик» (Самый большой!) справа от загадки стирают фон - появляется картинка ёжика. Аналогично работают и со второй загадкой.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений
Личностные УУД: осознание своих эмоций, интереса к изучению математики.
Регулятивные УУД:
умение работать по разработанной совместно с учителем инструкции.
Познавательные УУД: формирование способов действий, достаточных для постановки учебной задачи.
- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?
Необходимо назвать фигуру и её величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показать на интерактивной доске), разных размеров.
Обучающиеся, отвечая на вопросы учителя составляют инструкцию по выполнению задания: «Голова зайца составлена из квадрата, ухо - из четырёхугольника, туловище - из 2 больших треугольников, а лапа (вот эта) - из среднего треугольника и маленького, а другая - из маленького треугольника.
После анализа, обучающиеся берут свои наборы и составляют зайца. Затем выходят к доске и составляют зайца на доске.
2 страница SMART Notebook - игра «Танграм». Составление фигуры-силуэта зайца.
- Постановка учебной задачи
Познавательные УУД: умение определять геометрические фигуры, классифицировать их
Регулятивные УУД:
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: умение работы в паре, распределения ролей. - Рассмотрите внимательно картинку, расскажите, что вы увидели? - Что же нам делать? - Посмотрите, что здесь нарисовано? Как назвать одним словом? (Фигуры. Геометрические фигуры.)
Работа в парах. - Обведите квадраты синим карандашом, овалы - красным, круги - зелёным, а треугольники - жёлтым.
-Сколько здесь квадратов? Овалов? Кругов? Треугольников? А сколько всего фигур? - Ребята, как выдумаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с геометрическими фигурами. Обучающиеся замечают, что у ёжика карандаш, наверное, он просит зайчика что-то нарисовать. А зайчик не знает, как выполнить просьбу ежика, он задумался, рядом стоит знак вопроса. Обучающиеся предлагают узнать задание и помочь зайчику.
Перед работой в паре обучающиеся берут цветные карандаши и тихо договариваются: какую фигуру надо обвести каким цветом, кто какую фигуру будет обводить.
Работают в парах.
Предлагают варианты ответов.
О
ткрыть 3 страницу SMART Notebook. Учитель поясняет, что ксилофон будет играть, если задание выполнить правильно. Учитель убирает «шторку», озвучивает задание, раздаёт карточки на каждую парту П
осле работы в парах, задание выполняется в SMART Notebook (четыре обучающихся по очереди выбирают цветной маркер, обводят нужные фигуры). После правильного выполнения задания играет ксилофон!
- Усвоение новых знаний и способов действий
Познавательные УУД: умение находить геометрические фигуры, использовать простейшие приёмы сравнения, анализа, умение устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений. Работа по учебнику с.46 (задание 1-6) Задание 1. - Какие геометрические фигуры здесь изображены? - Нарисуйте человечка с помощью этих геометрических фигур в тетради. Задание 2. - Какие фигуры использовал художник для того чтобы нарисовать головы человечков? (Треугольник, круг, квадрат, овал) - Какие фигуры использовал художник для изображения шеи? - Какие фигуры использовал художник для изображения туловища? - А какие фигуры для ушей? - Сколько треугольников на рисунке? (8) - А сколько кругов? (4) - Каких фигур больше: треугольников или кругов? (Треугольников). - Каких фигур больше: квадратов или прямоугольников? (3 квадрата больше, чем 2 прямоугольника.) - Каких фигур больше: кругов или овалов? (4 круга больше, чем 2.) - Составьте и запишите неравенства. (Работа в тетрадях.)
Самостоятельная работа в тетради.
Дети отвечают. Обосновывают свой выбор.
Выполняют задание в тетрадях.
Учитель использует электронный учебник
Физкультминутка «1,2,3,4,5 идём играть»
Личностные УУД: умение применять правила здорового образа жизни
Учитель предлагает обучающимся выполнить физкультминутку. Выполняют под музыкальную презентацию физические упражнения
Музыкальная презентация
- Первичное закрепление
Познавательные УУД: умение сравнивать фигуры, находить закономерности
Коммуникативные УУД: умение работы в паре, распределения ролей.
Познавательные УУД: умение принимать задачу, следовать правилу.
Регулятивные УУД: осуществление взаимоконтроля и самоконтроля 1.Работа по учебнику с.46 Задание 3. - Как назвать фигуры на первой карточке одним словом? (Треугольники.) - Как назвать фигуры на второй карточке одним словом? (Четырёхугольники.) - Как иначе можно назвать первый четырёхугольник? (Прямоугольник) - А второй? (Квадрат) - А третий? (Ромб) Работа в парах - С помощью счётных палочек выложите на столе: треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.
- Составьте 2 равных треугольника из 5 палочек. - Сколько палочек потребовалось для составления треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур. В процессе поиска решения учитель обращает внимание обучающиеся на то, что, прежде чем выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать.
2.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. - Восстановите неравенства, поставьте знак > или < (печ.тет. с.24): 1…3…5…7…9 3…6…9 8…6…4…2 8…5…2
- Ребята поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте по образцу: правильно ли сделаны все задания. - Соедините точки по команде (печ. тет. с.25): 1-2-6-1, 2-6-4-2, 1-2-4-5-1.
Обучающиеся отвечают. Обосновывают свой выбор.
Обучающиеся работают в парах.
Обучающиеся находят варианты решения. На доске показывают.
Обучающиеся проверяют, все ли решения они нашли.
Самостоятельная работа.
Обучающиеся выполняют взаимопроверку.
Работа под диктовку учителя.
Обучающиеся выполняют самопроверку.
4 страница SMART Notebook Для того, чтобы выполнить это задание, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Сначала «шторкой» закрыты варианты решения. Обучающиеся находят варианты решения. На доске показывают. Затем учитель открывает «шторку». Обучающиеся проверяют, все ли решения они нашли.
5 страница SMART Notebook
Обучающиеся осуществляют взаимопроверку по образцу на интерактивной доске.
6 страница SMART Notebook Проверка задания выполняется на интерактивной доске (3 обучающихся по очереди выбирают цветной маркер, чертят фигуры). Физкультминутка для глаз «Осень».
Личностные УУД: умение применять правила здорового образа жизни
Учитель предлагает обучающимся выполнить физкультминутку для глаз.
Учитель может регулировать длительность физкультминутки.
Выполняют под музыкальную презентацию упражнения для глаз
М
узыкальная презентация
- Включение в систему знаний и повторений
Игра « Заплатки для коврика» -Однажды ночью маленький мышонок забежал в комнату. Он был маленьким, у него постоянно чесались зубки. Поэтому мышонок, не задумываясь, прогрыз в ковре дырки…. - Сколько дырок прогрыз мышонок? Какой формы были дырки? - Что же теперь делать? Ковер такой пушистый и теплый? - Правильно! Надо поставить заплатки!
Дети поочередно выбирают заплатку, ставят её на место.
Учитель открывает 7 страницу SMART Notebook. У
читель открывает «шторку». Обучающиеся поочередно выбирают заплатку, ставят её на место.
- Рефлексия учебной деятельности
Личностные УУД: формирование личностного смысла учения Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. - Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным? - Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… - Если вам было легко и интересно работать нарисуйте в тетради зелёный кружочек, если вы встретили небольшие трудности - жёлтый кружочек, если вам было очень трудно - красный кружочек.
Организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. Обучающиеся заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
Заключение Представленная методическая разработка урока по теме «Продолжаем знакомство» направлена на формирование образовательных результатов обучающихся в рамках раздела «Изучаем геометрические фигуры», в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В технологической карте урока параллельно представлены деятельность учителя, деятельность обучающихся, в соответствии с этапами урока и планируемыми результатами, а так же - инструкции по использованию средства информатизации образовательного процесса на уроке - интерактивной доски Smar Вoard. Организация данного урока позволила определить рациональные методы и приемы обучения в сочетании с использованием программных средств интерактивной доски Smar Вoard. В ходе наблюдений, анализа выполненных на уроке самостоятельных работ, выявлено, что у всех обучающихся на достаточном и оптимальном уровне были сформированы планируемые образовательные результаты (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1
Сформированность образовательных результатов обучающихся
Вывод: планируемые образовательные результаты обучающихся сформированы на допустимой и оптимальном уровне. Таким образом, сочетание отобранных методов и приемов работы, позволило достичь планируемых результатов обучающихся. Достоинства урока с использованием интерактивной доски Smar Вoard :
- Использование информационных технологий в обучении и воспитании всегда вызывает огромный интерес у обучающихся, это помогает повысить и мотивацию.
- Практика показывает: благодаря Smart Board можно не думать о том, что не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел. Всё представленное на доске понятно и хорошего качества. Вся наглядность готовится заранее, перед уроком время уходит только на подключение аппаратуры. Не надо тратить время, чтобы убрать одну наглядность и повесить другую, достаточно перейти к следующей странице. При этом экономится время и увеличивается плотность занятия.
- Огромное преимущество Smar Board в том, что обучающиеся могут предметы двигать, переворачивать, крутить, увеличивать или уменьшать, моментально получить нужное количество копий объектов. Учащиеся с восторгом рисуют на доске и стирают Ластиком.
Список литературы:
- Арутюнян, Е. Б. Занимательная математика 1-5 класс/Е.Б. Арутюнян.- М.: Аст-пресс, 1999.-94с.
-
Башмаков, М.И. Программа курса «Математика»1-4 классы / М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова//Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний».- М.: АСТ: Астрель, 2011.-С. 343-354
- Башмаков, М.И. Математика. 1 класс. Учебник в 2-х частях: Часть 1. /М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова.- М.: «Астрель», 2009.-128с.
- Башмаков, М.И. Математика. 1 класс. Рабочие тетради № 1./ М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова.- М.: «Астрель», 2009.-80с.
- Башмаков, М.И. Методические рекомендации к учебнику «Обучение в 1классе. Математика»/ М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова.- М.: «Астрель», 2005.- 76с.
- Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей.- М.: Знание, 1993.- 84с.
- Гарднер, М. Математические досуги/М. Гарднер.- М.: Оникс, 1995.-56с.
- Гибсон, Р. Мы считаем/Р. Гибсон.- М.: Росмен, 2000.-32с.
- Давыдов, В. В. Математика 1 класс/В.В. Давыдов.- М.: Мирос, 1994.-128с.
- Жигалкина, Т. К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах/Т.К. Жигалкина.- М.: Новая школа, 1995.-45с.
- Зайцев, Н. А. Обучение математике [Электронный ресурс]: играем и изучаем/ Н. А. Зайцев. - СПб.: INTERACT VIDEO, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (100 мин.) : , цв., звук на том же нос.
- Игнатьев, Е. И. Математическая смекалка: занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы/Е.И. Игнатьев.- М.: Омега, 1994.-72с.
- Корниенко, Т.Ф. Папка "Анимашки"[электронный ресурс]/Т.Ф. Корниенко//PROшколу.ru: интернет-портал.- Copyringht© ПроШколу.ру, 2007-2013.: URL: proshkolu.ru/user/kornienko47/file/3031566/
- Математика. Демонстрационные таблицы [Электронный ресурс]: начальная школа. - Электрон. граф. дан. Электрон. текстовые дан.. - Волгоград: Учитель, 2010. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Наглядные пособия).
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: КН. для воспитателя детского сада/З. А. Михайлова. - 2-е изд. дораб.- М: Просвещение, 1990. - 94 с.
- Моро, М.И. Математика в картинках: для занятий с детьми 5-6 лет/М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр, С. В. Степанова. - 2-е изд., испр. - М: Просвещение, 1985. - 160 с.
- Петерсон, Л.Г., Математика для детей и их родителей в 2-х частях. Часть 1./Л.Г. Петерсон, Л. Г. Кочемасова Е.Е. Игралочка.- изд. 2-е, испр. - М.: Баллас, 2004. - 80 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний».- М.: АСТ: Астрель, 2007.-156с.
- Розенфельд, А.Б. Работа с коллекцией LAT 2.0
- Сборник загадок: пособие для учителя /сост. М.Т. Карпенко. - М: Просвещение, 1988.-80 с.
- Тренируйте ум детей: Альбом.- К.: Рад. школа,1983. - 72 с.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс. В 2ч. [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник. - Электрон. текстовые дан. и Электрон. граф. дан.. - М.: Кирилл и Мефодий, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.ил: цв., зв.. - (Кирилл и Мефодий. Знания обо всём. Начальная школа.
- Чеканова, Н.Т. Папка "Живые цифры"[электронный ресурс]/Н.Т. Чеканова//PROшколу.ru: интернет-портал.- Copyringht © ПроШколу.ру, 2007-2013.: URL: proshkolu.ru/user/tcheckanova67/file/1637618/
- animashki.kak2z.org/category.php?cat=5&pn=13
- animashki.kak2z.org/category.php?cat=6&pn=3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка с заданием для работы в парах «Геометрические фигуры»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Набор фигур к игре «Танграм»