Формирование критического мышления на уроках окружающего мира. Статья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование критического мышления на уроках окружающего мира.


«Всё наше достоинство - в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить достойно - в этом основа

нравственности».

Б. Паскаль.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования и востребованности педагогического опыта в практике, мы должны готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями самообразования, адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющих принимать решения. Возникает противоречие между существующей в теории ориентацией на развитие познавательной активности, самостоятельности у учащихся, приобщению к творческой деятельности с одной стороны и снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность с другой стороны. Появляется проблема, как преодолеть неумение и нежелание школьников включаться в активную познавательную деятельность. Актуальность темы. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности. Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления наряду с традиционными формами работы в школе. Цель технологии критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), формирование интеллектуальных качеств личности, конструирование собственного образовательного маршрута.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний. Для достижения прогнозируемого результата необходимо: осведомлённость учителя о современной теории развития критического мышления, понимание им его сущности, владение приёмами технологии, наличие оборудования в кабинете. Работая с детьми младшего школьного возраста, на уроках окружающего мира, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Первый этап - ВЫЗОВ - задачи (функции)которого:
  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)
  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Описание техники технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.

Читают задания по данной теме; система-

тизируют информацию до её изучения;

задают вопросы, на которые хотят полу-

чить ответы; строят предложения о содер-

жании текста, исходя из заголовка, выде-

ленных слов; публично демонстрируют

свои знания с помощью устной и пись-

менной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - парами - группами.

Читают или слушают текст, используя

предложенные педагогом активные мето-

ды чтения; делают пометки на полях или

ведут записи по мере осмысления новой

информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям; установление причинно-следственных связей между блоками информации. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально - парами - группами.

Соотносят новою информацию со «ста-

рой», используя знания, полученные на

стадии осмысления; классифицируют и

систематизируют рождение новых целе-

вых установок для дальнейшей самостоя-

тельной работы; своими словами выража-

ют новые идеи и мысли; обмениваются

мнениями друг с другом, аргументируя

свою точку зрения; анализируют собст-

венные мыслительные операции и чувст-

ва; самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва» Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва - наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7



- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. - Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва - это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока. - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. - Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Приём «Кластер»

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Тайга

Широколиственный

Смешанный

Лес

Изображение на карте

Географическое положение

Климатические условия

животные

растения

животные

животные

растения

растения


Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Прием «Сводная таблица»: Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу. 1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название. 2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. 3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.


Приём «Инсерт».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое; « - » - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «-», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« - »
поставьте « - » (минус), на полях,

если то, что вы читаете,

противоречит тому, что вы уже

знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва? Самостоятельно читают статью в учебнике. Приём «Инсерт» - Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос. Проверка понимания и первичное закрепление. - Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Приём «Концептуальная таблица».

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес». Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу» Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем? а) первая линия сравнения Для работы класс делится на три группы: 1 группа работает с информацией о тайге 2 группа работает с информацией о смешанном лесе 3 группа работает с информацией о широколиственном лесе б) вторая линия сравнения 1 группа работает с информацией о растениях тайге, 2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса, 3 группа работает с информацией о растениях широколиственного леса. в) третья линия сравнения 1 группа работает с информацией о животных тайги, 2 группа работает с информацией о животных смешанного леса, 3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса. Линии сравнения Тайга Смешанный лес Широколиственный лес Климатические условия


Растительный мир


Животный мир



Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн» и другие.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Растения - часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?

Какие ещё есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия дают им учёные?

Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях

называют ботаникой.

Существует

350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им учёные.

Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

Охранять растения-

значит

заботиться о живом.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём «Шесть шляп».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа. Красная шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Окружающий мир, 3класс, «Почва». - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).


Приём «Синквейн»

Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес. Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.

Информационные источники:

1. Борисенкова И,А, "Критическое мышление как объект исследования педагогической науки" М. Спутник 2006г

2. Сост. Дубравина Н.В. Прихожан А.М. "Возрастная и педагогическая психология". Хрестоматия. Уч. Пособ. Для студентов высших педагогических учебных заведений 4 изд М. Академия. 2012Г

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М.2011.- С.24

  2. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 2012

  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. -СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. - 192 с.

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010

  6. Фундаментальное ядро содержание общего образования./ Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011


Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ
  2. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области


© 2010-2022