• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов »

«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов »

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».«Технология проектирования компетентностно-ориентированной среды как способ реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ».

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В прошлом году вводились ФГОС и сразу же с первого класса, поэтому нам, учителям первых классов пришлось нелегко. Честно сказать, даже наш методический журнал чётких рекомендаций системы обновлённого обучения не предоставляет. Отдельные приёмы, методы, опыт отдельных учителей и прочее. Варись учитель в собственном соку.

В связи с введением стандартов нового поколения универсальные учебные действия обозначены в качестве обязательных результатов образования наряду с традиционными знаниями основ наук. Включение универсальных учебных действий в обязательные результаты образования ставит учителя перед проблемой поиска адекватных технологий их формирования. В обычной практике урок часто принимает традиционный характер с преобладанием пассивных форм работы учащихся. И учителю необходимо искусственно создавать условия, применять одноразовые приёмы и методы формирования УУД, но это не даёт желаемого результата. Проектная деятельность, коллективные способы работы и др. приёмы дают некий результат, но нет системы, нет последовательности в формировании УУД.

На базе нашей школе проводится эксперимент под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры современных технологий качества образования Рыбакиной Н. А. по проектированию компетентностно-ориентированной образовательной среды. Был наработан положительный опыт. Предложили вступить в эксперимент и нам, первоклассникам.

Готовясь к эксперименту, я тщательно изучила требования ФГОС, методологическую основу проектирования компетентностно- ориентированной образовательной среды, сделала сравнительный анализ основных моментов, получилась такая таблица:

Традиционная форма обучения

Обновлённая система обучения (ФГОС)

Технология проектирования

Цель

Усвоение учащимися знаний как суммы сведений и применять их в жизненных ситуациях.

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Основной ценностью является не усвоение учащимися знаний как суммы сведений, а овладение способами эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат.

Роль педагога

Педагог носитель объективных знаний, передающий имеющиеся знания учащимся. Учитель всегда на шаг впереди, он определяет цели, средства, формы, методы, уровни. Контроль знаний, умений, навыков осуществляет учитель

Главной фигурой на уроке является ученик, учитель организует обучение так, что ученик является инициатором своего обучения Учащиеся в процессе обучения являются активными участниками познания

Учащиеся сами контролируют свои знания, умения, навыки, формируется самооценка и умение планировать свою деятельность по самообразованию

Педагог организатор условий, обеспечивающих самодвижение учащихся. Педагог не учит, не воспитывает. а актуализирует, стимулирует стремления учащихся к саморазвитию.

Содержание

Линейный учебно-воспитательный процесс, где явления изучаются посредством фрагментарного усвоения их частей (принцип «от частного к общему»)

Формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной; воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе

Любое знание - это гипертекстовая матрица. Процесс её познания строится на принципе «от общего к частному». Сначала схватывается структура явления, а затем организовывается деятельность по её конкретизации и дифференциации в многомерном пространстве учебной, социальной и рефлексивной деятельности

Условия реализации

Одномерная модель, где учащиеся имеют дело с учебной информацией как знаковой системой, которая не тождественна реальным идеям, усваиваются общепринятые значения явлений, получают представления о типичных образцах поведения, деятельности.

Проектируется образовательная среда, в которой ученик самостоятельно получает знания из разных источников в сотрудничестве с педагогом

Обучение проводится на деятельностной основе. Учащиеся в процессе обучения являются активными участниками познания

Трёхмерная модель образовательного процесса (учебная, социальная, рефлексивная деятельность) позволяет формировать универсальные учебные действия «здесь и сейчас», при этом никаких специальных ситуаций создавать не надо. Гипертекстовая матрица несёт в себе значение изучаемого явления, социальная и рефлексивная деятельность позволяет учащимся раскрыть смысл явлений и объектов.

Основываясь на компетентностно-ориентированную модель обучения, можно создать среду, позволяющую одновременно формировать у учащихся и знания и УУД. Систематически из урока в урок у детей формируются устойчивые универсальные учебные действия, определяющие личностную готовность учащегося к проектированию траектории собственного образования и базируются на сформированной широкой системе учебных, познавательных, социальных мотивах, и мотивации достижений. При этом нет необходимости в создании дополнительных условий, всё происходит естественно, природосообразно.

Конечно же, сложно было решиться на эксперимент с первоклассниками. Скажу откровенно, что поначалу было страшно: смогут ли учащиеся 1 класса осмыслить материал от общего к частному, ведь мы привыкли к тому, что младший школьник мыслит конкретно, не сформированы учебные навыки, мал социальный опыт общения в деловой обстановке.

Кратко расскажу суть технологии проектирования компетентностно-ориентированной образовательной среды.

Единицей учебного процесса является не урок, а тема, изучение которой осуществляется в 4 этапа:

- 1 этап - осознание структуры изучаемого явления (от общего к частному). На данном этапе ребёнок концентрирует внимание на ключевых вопросах изучения темы, осмысливает их. Любой ребёнок способен усвоит логику изучаемого явления, что для меня явилось открытием за много лет работы, потому что мы привыкли «нянчить» первоклассников и сомневаться в их способностях к теоретической деятельности. На этом этапе очень важно учителю донести структуру изучаемого материала четко и полно.

- 2 этап - осознание генезиса способов деятельности. На этом этапе ребёнок осуществляет перевод внешнего кода знания, представленного в информационно-знаковой форме, в индивидуальный код интеллекта, осваивает генезис способов деятельности в процессе коммуникации и самоорганизации деятельности, идёт приобретение собственного опыта. Дети проговаривают алгоритм действий сначала во внешней речи, затем во внутренней, и приобретается опыт мыслительной деятельности. Учителю важно продумать чёткий алгоритм действий и отработать его с учащимися, не оставляя никого без внимания.

В процессе работы страх сменился уверенностью, что все дети это могут освоить. Достаточно было изучить таким образом 1-2 темы, далее дети уже пытались сами «помочь» учителю составить алгоритм действий при изучении других тем, ориентировались в определении задач урока, называли их. (И это первоклассники, которых мы считали неспособными, ещё маленькими). Эксперимент проводился только по математике. Дети свои навыки осмысления темы переводили на другие предметы. Здесь очень бы хотелось отметить, что не нужно создавать каких-то искусственных условий, всё происходит естественным образом, без психологического напряжения учащихся.

- 3 этап - самореализация в коллективной деятельности. Далее ребёнок переходит к самостоятельной работе по данной теме. Здесь он во-первых, уже сам пытается решить практические задания, во - вторых, он имеет возможность общаться с другими людьми (учителями, учащимися) и он уверен, что если у него что-то не получается он может обратиться за помощью к товарищу, к взрослому, к учителю. Но самое главное ребёнку нравится быть компетентным: выполнить самому трудную задачу и помочь товарищу. И надо видеть их, когда у них что-то получается. Это называется «радость познания» и ребёнку хочется учиться, для него это не мучительно, а радостно.

- 4 - этап - рефлексия. Известно, что для ребят первого класса, получить отрицательную отметку - это психологическая травма, поэтому в первом классе безотметочное обучение. В нашем случае, на этапе рефлексии ребёнок учится анализировать, что он знает, что ему ещё надо доучить. И к тому, что он не получает заветной пятёрки, он относится спокойно, значит, надо потрудиться ещё, чтобы всё получилось. Дети представляют, что надо знать, что они знают, что ещё им предстоит усвоить, самое главное как работать над своим незнанием.

Когда мы изучали число и цифру, делали первые шаги, Наталья Александровна дала нам совет, сразу выучить таблицу состава чисел. Я, как человек, имеющий большой стаж работы, говорю, это невозможно, это малыши, надо конкретизировать материал. Но так как результат в рамках традиционного подхода был невысок, я рискнула.

Мы не изучали темы присчитывания по одному, а изучали в комплексе темы:

- состав чисел от 1 до 5 и использование его для осуществления операций сложения и вычитания в пределах 5;

- состав чисел от 6 до 10 и использование его для осуществления операций сложения и вычитания в пределах 10.

Пришлось потрудиться, не все дети на «ура» учили таблицу, приходилось много работать над этим, но дети выучили таблицу, больше мы не учили никаких таблиц, дети свободно и легко считают устно в пределах 10, причём, этот навык естественно перешёл на вычисления в пределах 20 с переходом через десяток. В классе есть мальчик, которого я вообще не надеялась чему-либо обучить: во- первых, ЗПР, во-вторых, педагогическая запущенность (домашний ребёнок), пришёл в школу, не умел даже чётко выразить свою мысль, не умел общаться со сверстниками, не говоря уже о каких-то учебных навыках. Теперь он считает свободно, быстро в пределах 20 с переходом через десяток. Скажу честно, дополнительных занятий с ним не проводила. У ребёнка такая мотивация, такое желание быть компетентным среди ребят. И фраза «Я ещё не знаю, но я обязательно выучу» из уст первоклассника, звучит фантастически.

Компетенстно-ориентированная модель образовательного процесса позволяет проектировать индивидуальные траектории обучения с разными возможностями на основе внутренней самодифференциации в процессе изучения одной темы.

Решение текстовых задач, это всегда проблема № 1 в начальных классах. В предыдущие годы с задачами, да ещё в первом классе справлялись менее 50% - это только «сильные» дети, остальные либо списывали, либо не делали никак. В рамках технологии проектирования компетентностно-ориентированной образовательной среды рассматривается 6 видов ключевых задач, в первом классе 3 модели.

?I -
II -

Было -
Действие -

?
Осталось -

На (в)?I -
II -

В нашем первом классе, где дети с разными возможностями, с текстовой задачей справляются исключительно все, причём составляют обратные задачи, придумывают свои, на заданную модель. Наблюдается устойчивая положительная динамика развития детей, И самое главное, желание развиваться, знать, уметь идёт от детей, не мы учителя навязываем им это, детям неудобно быть не компетентными среди одноклассников. В данном случае учебная деятельность не ведущая, ведущей является социальная мотивация, освоение знаний в естественной речи и деятельности. Я не профессиональный психолог, и не могу это объяснить профессионально как это происходит, но по моим наблюдениям механизм мыслительной деятельности ребёнка, запущенный на уроке продолжает действовать вне урока. Часто можно наблюдать такие вещи: закончился урок, ребёнок свободен, но ребёнку не важно, идёт урок или перемена, он во власти своей мысли, он знает и ему хочется узнать ещё, он задаёт вопросы, чтобы решить проблемы незнания. Часто можно услышать: «я придумал», «я решил», «проверьте меня, я выучил», «а можно я сам», «дайте мне трудную задачу» и др. Теперь я думаю, хорошо, что мы начали работать в рамках этой технологии в 1 классе, мы начали с чистого листа. У детей нет опыта отсидеться в стороне, пассивно слушать ответы более сильных учащихся, нет опыта лениться и безответственно относиться к своим знаниям. В феврале я проводила мониторинг знаний, умений и навыков первоклассников по математике. Анализ работ показал, что из 15 ребят справились 15 учащихся, не справились - 0.

- Названия и последовательность чисел от 0 до 20 -100%

- Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания - 93%

- Чтение, запись и сравнение чисел в пределах 20 - 93%

- Состав чисел в пределах 10 - 93%

- Решение задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания -100%

- Решение логических задач- 93%
В компетентно - ориентированной модели образовательного процесса контекст социальной деятельности первичен по сравнению с контекстом учебной деятельности. В процессе обучения реализуются базовые потребности в самореализации, принятии, любви. Связывая положительные переживания от реализации базовых потребностей с требованиями и нормами организации образовательного процесса, последние приобретают самостоятельный смысл для учащихся и начинают сознательно направлять его поведение. Задача учителя - организация социальной и рефлексивной деятельности, на основе предметного содержания. В процессе работы повышается социальная роль ученика, он реализует себя как личность, берёт на себя ответственность, контролирует себя, планирует свою деятельность, выстраивает свою деятельность в соответствии со своими возможностями. При этом формируются: - социальные мотивы - ученик заинтересован возможностью успешно реализовать себя в предстоящей деятельности, быть принятым; - мотивация достижений - ученик принимает позицию, что результат зависит от собственных усилий по самоорганизации деятельности; - учебные и познавательные мотивы - положительные ощущения от реализации базовых потребностей, приводят к тому, что учебно-познавательная деятельность становится не насыщаемой.

Целесообразность данной технологии в том, что она позволяет обеспечивать качественно новые результаты при сохранении здоровья учащихся: компетенции, метапредметные умения, способность к личностному и профессиональному самоопределению.

Непродолжительная работа в рамках эксперимента пока ещё не позволяет говорить о том, что всё благополучно и легко получается, что нет проблем в обучении детей, тем более детей с проблемами в развитии. Однако педагогическое наблюдение за учащимися в процессе работы позволяет сделать вывод о положительной динамике следующих показателей:

в развитии навыков учения: способов приобретения знаний; понимания изучаемого материала; применения знаний в других ситуациях, при изучении других видов задач;

в развитии социальных навыков: способности уважать других; умении сотрудничать; способности принимать ответственность; умении отстаивать своё мнение; умении рассуждать и обосновывать свои действия;

в развитии творческих способностей (составление новых задач, решение задач повышенной сложности)

В заключении можно сказать, что при сравнении первоклассников предыдущих лет, мои нынешние первоклассники на несколько порядков выше своих предшественников. Обучение проходит природосообразно, сохраняя психическое и физическое здоровье учащихся.

Спасибо за внимание!


© 2010-2022