ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Специфика профессиональной деятельности социального педагога в образовательном учреждении определяет его функциональные обязанности. В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив… Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относится к «группе риска». Документация социального педагога включает в себя следующее: 1. Нормативно-правовая база (тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка; 2. Должностная инструкция. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный директором школы. 3.График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей; 4. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы; 5. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству. 6.Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем; 7.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса; 8.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей; 9.Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях; 10.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем. 1 папка. Нормативно-правовая база включает в себя: 1. Конвенция ООН о правах ребенка 2. Всеобщая декларация прав человека 3. Конституция РФ 4. Семейный кодекс РФ 5. Уголовный кодекс РФ 6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ 7. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ 8. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. 9. Изменения в законе РФ «Об образовании» от 2011г. 10. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г. 11. Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ 12. Информация Прокуратуры Московской области № 20-20-85-04 от 30.07.2004 г. «О состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями в Московской области в 1 полугодии 2004 г.»

  1. Закон Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»
  2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ «Информация МО и науки РФ о практике применения ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  3. Методические рекомендации по выявлению преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и жестоким обращением с ними

16. Нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня. Должностная инструкция социального педагога общеобразовательной школы составляется на основе типовых должностных инструкций с учетом особенностей общеобразовательной школы и утверждается директором. Деятельность социального педагога школы проводится согласно перспективному плану с детьми «группы риска» и социально - дезадаптированными семьями учащимися. А также согласно совместным планам с социальными службами и ведомственными организациями города, занимающимися вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков и имеет единую цель - социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание и образование.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы социального педагога 1. Перспективный план содержит:

  1. аналитическую часть в виде краткого анализа за предыдущий год;
  2. задачи на новый учебный год (в рамках целей, поставленных ОУ);
2. Перспективный план включает в себя следующие графы:

1. Диагностическая и экспертная работа п

Наименование видов работ

мероприятий


Сроки проведения

Контингент (для кого проводится)

Совместно с кем проводиться

Отметка о выполне-

нии





2. Просветительская и организационно-методическая работа





3. Профилактическая работа





4. Консультативная и коррекционно-развивающая работа





3. Данный план является составной частью общешкольного воспитательного плана. Примерное содержание направлений перспективного плана: Диагностическая и экспертная работа Отражаются групповые и индивидуальные исследования учащихся, учителей, родителей (в том числе изучение жилищно-бытовых, материальных условий жизни ребенка, определение причин неблагополучия). Необходимо, чтобы в других направлениях плана, отразилось дальнейшее использование результатов диагностики. Это могут быть консультации педагогов, родителей, учащихся; подготовка документов для представления в ОДН и другие заинтересованные инстанции; индивидуальные и групповые занятия, семинары, выступления на пед. советах, родительских собраниях и др. К экспертной работе участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих социально-психологического решения ситуации, а также представление интересов детей в органах опеки, суде и других организациях, также другие виды работ. Просветительская и организационно-методическая работа Отражаются классные часы, лекции, семинары, выступления на методических объединениях, педсоветах, родительских собраниях, подготовка печатных материалов (буклеты, стенды и др.). К организационно-методической работе относятся работа по повышению квалификации, разработка программ коррекционно-развивающей и профилактической работы, участие в работе научно-практических семинаров, конференций, совещаний и методических объединений, ведение документации, планирование, отчетность и прочее. Профилактическая работа Указываются мероприятия по выявлению детей «группы риска», в том числе ведение списков согласно установленного образца. Отражается сопровождение детей «группы риска» (ведение карты индивидуального социально-психологического сопровождения, беседы и консультации с учащимся, работа с семьей, подготовка документов на лишение родительских прав и др., отслеживание посещаемости, посещения учащихся на дому и др.), участие в работе Совета профилактики, организация рейдов по микрорайону. Организация и проведение групповых занятий и внеклассных мероприятий, акций, конкурсов, тематических недель (декад, дней) по первичной профилактике негативных зависимостей, правонарушений, организация социально-активной деятельности учащихся, волонтерского движения. Проведение совместной работы с ОДН, КДН, взаимодействие с Детским наркологическим центром, подростковыми клубами, учреждениями дополнительного образования и др. по оказанию помощи, выходящей за рамки профессиональной компетенции социального педагога общеобразовательной школы и другие виды работ. Консультативная и коррекционно-развивающая работа В данном направлении отражаются групповая, индивидуальная коррекционно-развивающая работа; консультации учителей, родителей, учащихся, администрации; оказание консультативной помощи учителям в подготовке и проведении различного рода мероприятий для учащихся и родителей и другие виды работ.

ПЛАН

работы социального педагога______________________(Ф.И.О.)


Наименование видов работ

мероприятия

Сроки проведения

Контингент участников

Совместно с кем проводится

Отметка о выполнении



1. План работы на месяц составляется согласно перспективному плану с учетом планирования совместной работы с другими Службами города (совместный план с ОДН, с Центром наркологической помощи и т.д.) 2. План работы на месяц может составляться без выделения направлений (разделов); 3. План работы на месяц может быть составлен в форме понедельного плана-сетки; 4. План подписывается социальным педагогом. 5. В конце плана по итогам месяца указываются незапланированные дополнительно проведенные мероприятия. 6. План должен быть утвержден директором школы с целью согласования времени проведения планируемых мероприятий. Циклограмма социального педагога. Ежедневно 1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся. 2.Индивидуальная работа. 3.Проведение мероприятий в классе по плану. 4.Работа с родителями (по ситуации). 5.Работа с учителями- предметниками (по ситуации). 6.Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся. 7.Оформление журналов и ежедневника. Каждый месяц 1. Посещение уроков в классах. 2. Рабочая встреча со школьным психологом. 3. Встреча с родительскими комитетами. 4. Совещание по планированию работы. 5. Оформление журналов. Один раз в четверть

  1. Оформление журналов по итогам четверти.
  2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
  3. Посещение родительских собраний.
Один раз в год
  1. Работа с личными делами учащихся.
  2. Анализ и составление плана.
  3. Статистические данные по классам.
На начальном этапе определенное место в деятельности социального педагога занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности. С этой целью совместно с педагогическим коллективом проводятся диагностические процедуры: - обследование вновь зачисленных учащихся; - исследования социальных условий жизни обучающихся; - диагностика характерных поведенческих особенностей учащихся. С помощью этих процедур выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет. Также используется информация, полученная из разных центров: - комитет по социальной защите населения города - органы здравоохранения - инспектора ОДН - КДН и ЗП Создаются списки подростков, состоящих на внутришкольном учете, учете в ОДН, комитете по социальной защиты населения; собираются сведения о различных категориях подростков, указываются типы семей: неполные, многодетные, опекунские. Коррекция базы данных осуществляется 2 раза в год на основании полученных результатов после проведения плановых совместных рейдов работников школы с представителями ОДН в семьи, имеющие проблемы в воспитании и обучении детей. В случае неэффективности работы вноситься корректировка в воспитательно - профилактическую работу относительно личности, либо семьи. Утверждаю Зам директора по ВР _________Ф.И.О. «___»_________ 20___г.


СПИСОК

учащихся МСКОУ СКОШ №___,

состоящих на учёте в ОДН


ФИО

уч-ся

Дата

рожде-

ния

Класс

Дом. адрес

телефон

Дата постановки на учёт Причина постановки на учёт

Занят. в свобод-ное время

Примечание









Форма заполняется ежеквартально, подписывается социальным педагогом, согласуется с ПДН, делается отметка в журнале сверки, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных. В графе «примечание» ставится отметка о семье (многодетная, малообеспеченная, гр. риска, состоит на учёте ОДН, ВШУ и т.д.). Утверждаю Зам директора по ВР __________Ф.И.О. «___»_________ 20___г.

СПИСОК

учащихся МСКОУ СКОШ №_____,

состоящих на ВШУ


ФИО

уч-ся

Дата

рождения

класс

Дом. адрес

телефон

Дата постановки на учёт

№ Протокола Совета профилактики Причина постановки на учёт

Занятость в свободное время

Примечание









Форма заполняется ежеквартально, делается отметка в журнале сверки, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных. В графе «примечание» ставится отметка о семье (многодетная, малообеспеченная, гр. риска, состоит на учёте ОДН, ВШУ и т.д.). Список семей, состоящих на ВШУ. Форма заполняется ежеквартально, делается отметка в журнале сверки, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных. Списки многодетных, малообеспеченных семей заполняются в сентябре и январе текущего учебного года, подписывается социальным педагогом, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных. Кроме этого обязательными для социального педагога являются следующие документы: -социально-педагогическая характеристика микросоциума; -медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке; За наличие данных документов социальный педагог несет персональную ответственность. Кроме того, социальный педагог имеет документацию по учету правонарушений, конфликтов в коллективе, по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, изучение социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы. Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Тесно сотрудничает с органами опеки и попечительства и комитетом социальной защиты. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля. Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь. Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении. Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство. Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.



© 2010-2022