Конспект урока русского языка в 3 классе «Род имён существительных» УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского» г. Облучье


















Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме: «Род имён существительных»
















Учитель:

Мальцева Ирина Анатольевна












г. Облучье, 2016 г.

  • Класс: 3 класс

  • УМК: «Гармония»

  • Продолжительность урока - 45 минут

  • Тема урока: «Род имён существительных»

  • Номер урока в данной теме: первый урок

  • Тип урока: освоение нового материала

  • Цель: создать условия для приобретения навыков определения рода имен существительных путем разрешения учебной проблемы

  • Задачи:

Образовательные:

-формировать умственные действия анализа, синтеза и обобщения на основе частично-поисковой деятельности и постановки проблемной ситуации; совершенствовать навыки чтения, письма, умения работать с текстом.

Развивающие:

-способствовать развитию связной речи, коммуникативных навыков через организацию групповой работы, давать самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать культуру поведения при фронтальной , индивидуальной и групповой работы.

  • Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  • Используемые педагогические технологии:

- Развивающая педагогическая технология;

- Информационно-коммуникативная технология;

- Элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

  • Оборудование: презентация, учебник, компьютер, проектор, Страна трех княжеств, карточки со словарными словами, карточка со словом «кенгуру», наглядный материал к игре «Построй цветок», рожицы с настроением.


  • Ожидаемые результаты:

Личностные:

-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

-уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока

-уметь составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

-уметь в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД

-уметь пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, выборочным

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема)

-уметь перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

-уметь осуществлять анализ и синтез

-уметь устанавливать причинно-следственные связи

-уметь строить рассуждения

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

-уметь высказывать и обосновать свою точку зрения

-уметь слышать, слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

-уметь задавать вопросы

-знать понятия «род имен существительных» на основе видовых понятий -- существительные мужского, женского и среднего рода

-уметь выделять признаки каждого рода

- уметь определять род и подбирать существительные разных родов

-уметь стремиться к совершенствованию собственной речи

-пробудить у учащихся интерес к русскому языку

-развивать устную и письменную речь

-расширить активный словарный запас


Ход урока. I. Мотивация урока.(1 мин) - Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок - урок сказка. Итак, начинаю сказку: «За тридевять земель, в тридесятом королевстве правила часть речи…, а какая - забыла. Знаю лишь, что жили в нем слова: остров, календарь, погода, профессия, расстояние, счастье. II. Словарная работа. (3 мин) - Какие это слова? (словарные). Давайте запишем их с комментированием. Разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в столбики: остров погода расстояние календарь профессия счастье Работа в группах. - Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь доказывать. - Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы! - Спасибо за помощь! Продолжаю сказку: «За высокими горами, за широкими морями правила своим королевством Имя существительное. Жили в нем слова, которые королева расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока. III. Определение темы, цели урока. (5 мин) - Какова тема урока? (Учащиеся читают на доске: «Род имён существительных»). - Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное»). - Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род»). - На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового словаря. Проверка домашнего задания. -Кто желает прочитать объяснение данному понятию. (Учащиеся читают значение данного слова). Какое это слово? (многозначное). О каком роде пойдет речь на уроке? (о роде, как грамматической категории, который обозначает отнесенность к муж-скому или женскому полу). - Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила свои слова? (м.р., ж.р., ср.р.) (Приложение 1) Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств: в 1-ом столбике - м.р., во 2-ом столбике - ж.р., в 3-ем столбике - ср.р. -Чему будем учиться на уроке? (Определять род имени существительного). IV. Знакомство с существительными м.р., ж.р., ср.р.(3мин) Открытие учащихся. -Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в группах. Где можно проверить свои предположения? (в учебнике). Работа в учебнике. - Откройте учебник на 131 -ой странице. Прочитайте правило, определите из скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с примерами. Из скольких частей состоит правило? Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть? Приведите примеры. Правы мы были в своих предположениях? Вывод: С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают м.р, ж.р., ср.р.) V. Определение рода имени существительного. (10мин) 1. Работа в учебнике. - Найдите в учебнике на странице 131 -ой 1 упражнение. Прочитайте его задание. Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите слово «он», во 2-ой части слово «она». (слон-слониха, тигр-…, петух-…, волк -…, бык-…, кот- …) Цель: Будем учиться определять род имени существительных, образовывать новые слова. Самостоятельная работа. - Выполните это упражнение самостоятельно. Взаимопроверка. - Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки. - Давайте проверим. Какого рода записаны слова в 1-ом столбике? Во 2-ом столбике? Дока-жите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова? (корень). К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж.р.? (петух, бык) Вывод: Чему учились? (Определять род имени существительных, образовывать новые слова). 2. Игра «Построй цветок». - Давайте вернемся в сказку. Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова принимали актив- ное участие в игре «Построй цветок». Давайте тоже сыграем в нее. (Приложение 2) Цель: Будем учиться различать имена существительные по родам. - В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки. К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м.р., к другому - лепестки со словами ж.р., к третьему - лепестки со словами ср.р. Ваша задача: кто вперед и правильнее? (Учитель проверяет). Вывод: Чему учились? (различать имена существительные по родам). VI. Физкультминутка. (2 мин) Игра «Определи на слух». - В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов. Давайте определим, какие - новые слова поселились. Все встаньте. Цель: Будем учиться на слух различать имена существительные по родам. - Как только услышите имя существительное ж.р. - прыгайте; м.р. - приседайте; ср.р. - хлопайте. Итак: ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное. Вывод: Чему учились? VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным.(10 мин) - Однажды в королевство Имени Существительного пришли в гости слова из соседнего королевства, которое называлось… Опять забыла. Знаю, что это слова: чудный, прекрасная, огромный. Работа в группах. - Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать. Так какой частью речи они являются? Почему? Вспомнила! Их королевство называется «Имя Прилагательное». Работа в группах. - Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество королевства Имени Существительного. А вот в какое княжество, определите сами. Обсудите в группах. В какое княжество отправилось слово «чудный»? (в княжество «Мужской род»). - А мне кажется, что оно отправилось в княжество «Женский род». Кто из нас прав? (Нарушится согласование). В какое княжество отправилось слово «прекрасная»? «огромный»? - Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что? (словосочета-ние). Докажите. (Одно слово является главным, а другое - зависимым). Самостоятельная работа. - Спишите словосочетания. Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т.д. Какое знакомое выражение «чудный остров». Где встречали эти слова? (В сказке Пушкина «О царе Салтане…») Вывод: -Что же происходит с именем прилагательным, которое зависит от имени существительного? (оно согласуется с существительным в роде). VIII. Работа с предложением. (5 мин) - Отдохнув в королевстве Имени Существительного слова: чудный, прекрасная, огромный, вернулись к себе домой. В это королевство приходили в гости слова из разных королевств: «Глагол, Прилагательное» и даже «Предложение». Вот и сейчас в королевство Имени Существительного заглянули предложения за помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им. Прочитайте предложения: На улице дует холодный … Пролетело жаркое… Пробежала через поляну хитрая… - В группах устно подберите нужные слова. Какие слова нужно вставить? Спишите предло-жения. Цель: Будем развивать умение различать члены предложения. - Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен существительных. У доски… Вывод: Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен существительных). IX. Настрой учащихся на новую тему урока. (2 мин) - В королевстве Имени Существительного всегда царили мир, счастье и покой, пока однажды не произошло вот что: в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жите- ли были взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ», которое горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово: « А ты какого рода? Если м.р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если ж.р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср.р. - то оставайся в 3-ем княжестве». Задумалось слово «кенгуру». Какого же оно рода? Но это другая история. С ней вы познакомитесь на следующем уроке. X. Итог урока. (2 мин) - А сейчас давайте подведём итог урока. Что нового узнали? Чему учились? XI. Самооценка, взаимооценка. (2 мин) - Покажите своё настроение на уроке. Объясните, почему оно такое. Командиры оцените работу своих товарищей в группе. За урок ставлю оценки… На этом наш урок закончен.

Приложение

Приложение 1. Приложение 2.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Род имён существительных» УМК ГармонияКонспект урока русского языка в 3 классе «Род имён существительных» УМК Гармония


© 2010-2022