Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по новым ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Кадуйская средняя общеобразовательная школа № 2»





Конспект открытого урока литературного чтения



Букварь

1 класс

УМК «Планета Знаний»



Учитель:

Карпекина Марина Геннадьевна

учитель начальных классов



2012 г.
Тема урока: Звук [ц], буквы Ц ц Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц ц , которые обозначают этот звук на письме Задачи урока: 1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами.
2. Учить определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. 3. Вспоминать сказку «Царевна-лягушка» и работать над отрывком, приведённый в букваре. Развивать: а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;

б) развивать фонематический слух учащихся; воображение, творческую способность детей; в) навыки работы в парах, в группах.
Воспитывать:
а) положительные и дружеские качества в процессе коллективной работы; б) воспитывать интерес к предмету; в) воспитывать любовь к сказкам.

Формы организации урока:

  • Фронтальная.
  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Групповая.
  • Парная.
Методы
  • наглядный
  • беседа
  • диалог
  • практический
  • самостоятельная работа
  • репродуктивный
  • частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, лента букв, карточки для групповой работы, магнитная доска, учебник «Букварь», книжка-малышка, карточки с буквой Цц, звуковые карточки, выставка книг, толковый словарь ,ларец, раздаточный материал.
УУД:

Познавательные: дифференцирование звуков, восстановление текста сказки.

Регулятивные: определять тему урока и ставить цели урока, подводить итог своей деятельности на уроке. Коммуникативные: умение работать в паре и группе.

Развитие речи на уроке:
1.Рассказывание сказки «Царевна-лягушка». 2.Ответы обучающихся на вопросы.











Этап урока Содержание учебного материала Методы приёмы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся ФормированиеУУД Актуализация знаний и настрой обучающихся на работу. Мотивация обучающихся. Слайд №1
Мелодия
















Слайд №2


















1.Мотивационный момент. Психологический настрой.
Возле парты встали прямо Посмотрели всё ли рядом? Затаив своё дыхание Сели тихо И внимание!
Начинаем урок литературного чтения.
* Звучит мелодия «Приходи, сказка».
Учитель: Знакома ли вам эта мелодия? Где вы слышали её раньше?

  • В сказках.
Какая это мелодия?
  • Сказочная
Дайте характеристику этой мелодии.
  • Таинственная, сказочная, весёлая.
Какие бывают сказки?
  • Волшебные, русские народные.
Почему сказки называют волшебными?
  • Кто-то в сказках совершает волшебство.
Какие предметы встречаются в сказках?
  • Сказочные и волшебные.

У нас на уроке сегодня тоже есть предмет из сказки. *Учитель показывает сказочный предмет - Ларец. Кто знает название этого предмета?
  • Ларец - сундучок.

Что такое ларец?
  • Мнения обучающихся.
Сообщение ученика о слове Ларец. Из словаря Ожегова понятие слова. Наш ларец тоже сегодня на уроке не пустой, но что находится внутри этого Ларца мы узнаем, выполнив три задания. А кто догадался из вас, почему нам надо выполнить именно три задания? У русского народа число три - это магическое число. В русских народных сказках встречается троекратный повтор. Например: Было 3 сына и 3 дочери. Пройти три дороги. Выполнить три задания. Нам надо сегодня на уроке открыть на ларце три замочка и посмотреть, что находится внутри этого сказочного предмета.










Словес ный метод.
Беседа.


























Фронтальная работа. Создаёт мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока.


Эмоциональный настрой.







Высказывают своё мнение и доказывают его (учатся, мыслить, рассуждать, доказывать). Регулятивные: учатся высказывать свои предположения и мнения. Повторе-ние пройден-ного.
Форму- лирова- ние темы и целей урока
Постановка пробле-мы.
Слайд №3
Слайд №4


  1. Звуко-буквенный анализ слова.


1.Задание.(Замочек).
Посмотрите внимательно на слово ЛАРЕЦ.

  • Сколько букв в слове?
  • Сколько звуков в слове?
Сделайте звуко-буквенный анализ слова. Составление схемы слова. Проблема.
Тема урока: «Звук [ц] и буквы Цц».
Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники сформулируйте цели нашего урока.
Цели урока: 1.Познакомиться со звуком [ц]. 2.Познакомится с буквами Цц, которые его обозначают. 3.Научиться читать слоги, слова, предложения и сказки с буквой ц.







Проблем- ная ситуа ция.















Организует работу по повторению


Побуждает к высказыванию своего мнения.

После ответа учащихся открывает название темы урока.

Помогает учащимся поставить задачи урока.

Создаёт условия для восприятия названия темы урока. Дети работают с презента-цией

Высказы-вают предполо-жение


Дети озвучивают тему урока и выводят цели урока. Ставят задачу. Решают проблемную ситуацию. Регулятивные: учатся ставить цели и задачи урока. Определять тему урока.
Регулятивные учатся высказывать своё предположе-ние.
Развитие логического мышления.

Работа по знакомству с новым звуком















Слайд №5
Слушание про звук










Работа по знакомству с новыми буквами Слайд №6
Стих про букву Цц




Слайд №






Слайд №


Слайд №








Слайд №



Физ-минутка


















Работа над предложениями
Слайд №

  • Работа в группах. Звуковой анализ слов.

Каждому ряду (группе) сделать звуко-буквенный анализ слова.

Составить схемы слов.

Дать характеристику новому звуку.


  • 1 ряд - царь

  • 2 ряд - цирк

  • 3 ряд - царство

Ответы и характеристика нового звука от каждой группы.


  • обратить внимание на слова цирк и царь и царство:

буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо.

Сравнение.

Выводы.

-Произнесите первый звук. (ц)

-Какой он? (Согласный твёрдый глухой)

  • попробуйте, можно ли этот звук сказать мягко? (НЕТ)

  • А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару? (НЕТ)

ВЫВОД :

Звук ц - это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.


  • С каким звуком познакомились?

  • * Цель № 1 урока - проговорить.

Замочек № 1.


2.Задание.(Замочек).


  • Какой буквой обозначается звук ц?

  • Буквами Цц.

Показ буквы.

Учитель:

- Какие слова, нами разобранные, могут жить в сказке? (Царь и Царство).

- Почему вы так решили?

- Как называются эти слова? (Слова-родственники).

- Какие слова из сказок, вы знаете на букву Ц?

- Давайте подберём к слову Царь и Царство слова - родственники.

Слова - родственники:

  • Царь

  • Царство

  • Царица

  • Царевна

  • Царевич

  • - Что общего у всех этих слов? (Смысл, одинаковая часть слова).

  • - Назовите общую часть слова. (ЦАР).

  • - Где находится новая буква ц в словах-родственниках? (В начале слов).

  • Прочитайте слова во 2 столбике на слайде.

  • Красавица

  • Красавец

  • - Что можете рассказать про эти слова?

  • * ( Это слова-родственники, так как у них есть одинаковая часть слова. Эти слова чаще всего используются в сказках. Так называют в сказках принцесс и принцев.)

  • - Где находится новая буква ц в этих словах?

  • * ( В середине и конце слова).

  • Прочитайте слова на слайде

  • МОЛОДЕЦ
    МОЛОДЕЦ

  • - Что вы заметили увидев и прочитав эти слова?

  • * (Эти слова одинаково написаны).

  • - А чем эти слова отличаются?

  • * ( Ударением и смыслом, произношением).

  • - Как называется такое ударение, в одинаковых по написанию словах ?

  • * Подвижное ударение.

  • - Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ.

  • - Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ.

  • * Сообщение обучающихся смысла слов из словаря Ожегова.

ВЫВОД :

Место буквы в слове. ( Начало, середина и конец слов).


  • С какими буквами познакомились?

  • * Цель № 2 урока - проговорить.

  • Замочек № 2.

Физминутка

« Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где Ц - в начале,

Есть слова, где Ц - в конце …»

Игра в мячик.

Учитель называет слово и бросает мячик обучающимся.

Задача обучающихся определить место нового звука и новой буквы в слове.

Огурец, цапля. цена, конец, отец, кольца, цветок, синица, птица, кольцо, церковь, цирк, цвет, соцветие, солнце, лицо, палец, пальцы, ножницы, цыплята, цифры, ларец, удалец, циркач, циркуль, пиццерия, птенцы, улица.


3.Задание.(Замочек).
Работа в группах.
Составить со словами молодец и молодец предложения по заданным схемам.
*Ответы групп.

  • Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?

  • Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?

В словах молодец и молодец характеризуется последний звук и показывается нужная для него буква.


* Место буквы в алфавите.

ВЫВОД :

Место слова с новой буквой и новым звуком в предложении.

  • ( Начало, середина и конец предложения).


  • Какую цель урока мы сейчас реализовали?

  • * Цель № 3 урока - проговорить.

  • Замочек № 3.

  • Открытие ларца.

  • В ларце сидит Царевна Лягушка.

  • * Как зовут героиню из сказки, которая сидит в ларце?

  • * Из какой сказки эта героиня?

  • * Кто главный герой этой сказки?

  • * Как вы думаете, почему эта героиня пришла к нам на урок литературного чтения ?

Групповая форма работы
Проблемные вопросы




Прак-тический




















































































Групповая форма работы



















Проблемные вопросы


Организует работу по актуализации знаний по теме


Развитие речи

Работают над звуком
Работают над значением слов.








Создаёт условия для психо-эмоцио нальной разгрузки учащихся






















































Создаёт условия для психо-эмоцио нальной разгрузки учащихся Отвечают на вопросы

Высказывают свои варианты ответов

Работают в группах

Доказывают свои предположения

Дают характерис-тику звуку.


. Коммуника-тивные: формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми.



Личностные: развитие памяти.



Регулятив-ные: учатся подводить итог своей деятельности.
































































Регулятив-ные: учатся подводить итог своей деятельности.


Коммуника-тивные: формирование готовности к сотрудни-честву с другими людьми.
Работа в коллективе и группе.
Познаватель-ные: моделирование (условные обозначения). Схемы предложений.
Предметные: совершенствование навыка чтения, развитие речи, расширение кругозора. Регулятив-ные: учатся подводить итог своей деятельности.




Личностные: развитие памяти.

Работа по закреплению получен-ных знаний и понятий.
Работа с учебни-ком.








Работа по букварю.

Учитель предлагает открыть учебник на странице 93 и прочитать отрывок из сказки «Царевна Лягушка».

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг.

Поставить на выставку книжку Царевна Лягушка.


  • Обучающиеся самостоятельно читают отрывок из сказки.

Работа по прочитанному отрывку.


  • Почему в сказке Василиса названа Премудрой ? (В ней много мудрости).

  • В чём была её мудрость ? (Смогла выполнить все задания

отца - царя).

  • А какие задания выполняла Василиса ? (Обучающиеся сами называют).

  • Найдите в тексте слова с новым звуком и новой буквой.











Рабо-та в паре

Фронталь-ная работа.














Побуждает к высказыванию своего мнения.









Чтение индивидуально и парами.

Работают с иллюстра-цией.
Работа со словами.
Познаватель-ные. Предметные: Совершенст-вование навыка чтения, развитие речи, расширение кругозора. Итог урока.

Рефлек-сия. Слайд №
Слайд №













Самоо-ценка обучаю-щихся.
Слайд №


Слайд №
Слайд №
Диффе-ренциа-ция по интере-сам Учитель: А какие задания мы сегодня на уроке литературного чтения выполнили, чтобы открыть наш сказочный и волшебный ларец и получить новые знания на уроке ? Учитель: Чему эти задания нас научили ? Учитель: Где в жизни могут пригодиться знания. Полученные сегодня на уроке ? Учитель: Назовите тему урока. Учитель: Какие цели ставили перед собой на уроке? Учитель: Достигли мы эти цели?

  • Какую букву узнали?

  • Какие звуки обозначает буква ц?

  • Какой это звук?

Выводы по уроку:

1.Звук ц - это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары. 2.Буквы Цц - место буквы в слове. 3.Сказка - Царевна Лягушка.
* Город Алфавитинск. * Место буквы на ленте букв. * Место буквы в алфавите.
Учитель: Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Учитель: Вы все сегодня много и хорошо работали.
Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность на уроке литературного чтения.
* В ларце лежат картинки Царевны Лягушки.
Раскрасить корону Царевны Лягушки:
Жёлтая - всё получилось на уроке и было интересно. Серая - надо ещё поработать, были затруднения. Чёрная - было трудно на уроке.


Если у вас появилось желание прочитать сказку Царевна Лягушка полностью, я вам рекомендую её прочитать дома и по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке или эпизод из этой сказки. Можно нарисовать главных героев или понравившегося вам героя из этой сказки.

  • Книжка - малышка
  • Заселить новую букву
  • Заселить новых жителей в книжку (Царевну Лягушку).
  • Прочитать сказку Царевна Лягушка
  • Спутник Букваря

Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились!
Урок закончен! Спасибо за работу!
Фрон тальная работа.
Беседа. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Поводят итог урока.

Дети находят букву на буквенной ленте и определяют местонахождение на маршрутном листе Букваря. Регулятив-ные: учатся подводить итог своей деятельности.

















Регулятив-ные: учатся подводить итог своей деятельности.





© 2010-2022