Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Охрана животных»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОГРЕБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







КОНСПЕКТ

открытого урока окружающего мира

в 3 классе по теме:


«ОХРАНА ЖИВОТНЫХ»







Учитель: Юрасова Светлана Ивановна

20 ноября 2013 г.

Тема урока: «Охрана животных»


Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся об охране животных на планете.

Задачи урока:

  1. Обучающие: дать информацию о редких и исчезнувших животных на Земле; помочь осознать, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных; подчеркнуть необходимость охраны всей природы, как единственное и важное условие для сохранности всего живого на планете, подвести учащихся к серьезности экологической проблемы.
  2. Развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, внимания, связной речи, умения делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать экологическую культуру младших школьников, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика, прививать интерес к уроку окруж. мира.
  4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, умение соотносить свои способности с предстоящей работой.

Оборудование: презентация урока, созданная средствами Power Point, Красная книга Брянской области, карточки с тестами для индивидуальной работы, «светофоры» для самооценки и взаимооценки, смайлики для рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, делать выводы, понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению, слушать других и принимать иную точку зрения, контролировать и оценивать свою работу и ее результат.



ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Слайд

Деятельность учеников

Формиро-вание УДД

Время

1

2

3

4

5

6

Организация начала урока Эмоциональный настрой - Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. - Улыбнитесь гостям и друг другу, мысленно скажите себе: «У меня все получится!»
Ученики улыбаются друг другу.





2 мин.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? 1. Индивидуальная работа (1 ученик работает на магнитной доске) - Стадии размножения и развития животных перепутаны. А) личинка - яйцо - куколка - бабочка Б) мальки - икра - взрослая рыба В) птица - яйцо - птенец Г) икра - головастик - взрослая лягушка
Взаимопровека. Взаимооценка. 2. Тест «Размножение и развитие животных»

1.Где правильно дана последовательность развитие бабочки?

а) яйцо-куколка - личинка-бабочка

б) куколка - личинка-яйцо-бабочка

в) яйцо - личинка-куколка-бабочка

2. Где правильно дана последовательность развития рыбы?

а) икра - мальки - взрослая рыба

б) мальки - икра - взрослая рыба

в) взрослая рыба - мальки - икра

3. Чем питаются гусеницы?

а) листьями растений

б) нектаром цветов

в) другими насекомыми

4. Восстанови последовательность развития лягушки: икра - … - лягушка.

а) малек

б) головастик

в) яйцо

5. Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо - … - взросла черепаха.

а) личинка

б) головастик

в) маленькая черепашка

6. В какое время года у большинства птиц появляется потомство?

а) весной

б) летом

в) осенью

7. Какое животное не откладывает яиц?

а) лягушка

б) крокодил

в) соловей

8. Какие животные рождают детенышей?

а) птицы

б) звери

в) рыбы

9. Сколько этапов в развитии насекомых?

а) 3 этапа

б) 4 этапа

в) 5 этапов

10. Сколько этапов в развитии зверей?

а) 2 этапа

б) 3 этапа

в) 4 этапа

Самопроверка. ( по слайду)

1 - в, 2 - а, 3 - а, 4 - б, 5 - в, 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - б, 10 - а. Самооценка. 3. Фронтальный опрос - Как заботятся о своем потомстве птицы и звери? - Есть ли у вас любимые животные? - А у меня любимое животное еж. - И сейчас переходим к теме урока.











































Слайд 2




У доски работает 1 ученик


Дети оценивают Данилян Д.
Самостоятельное выполнение теста




























Проверяют себя и оценивают свои знания






Взаимопроверка. Оценка успешности




























Контроль и коррекция своих действий. Самооценка успешности усвоения



12 мин

1

2

3

4

5

6

Самоопределение к деятельности Постановка проблемы (рассказ - задача), беседа - Послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами… У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было и кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха - мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.
Учитель: Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.) (Это - маленькая рана, нанесенная природе. Но ведь в природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Природе трудно залечивать, как большие, так и самые маленькие раны)
Учитель: Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков? (Надо отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
Учитель: К чему приводит такое отношение людей к природе? ( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают) Учитель: Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отриц.) - Продолжите фразу:

Учитель: Чтобы животные не исчезли надо их…?

- Кто догадался, как называется тема урока?

- Откройте учебники на с. 106 и прочитайте тему урока.

- Прочитайте, что нам необходимо сегодня на уроке выполнить? (Доказать, что животных необходимо охранять)



























Слайд 3
Решение проблемной ситуации























Формулируют тему урока

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков










Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей







мин

1

2

3

4

5

6

Работа по теме урока

- Девизом урока станут слова М.М.Пришвина (слайд )

Рыбе - воду, птице - воздух, зверю - лес, степь и горы

- Как понимаете это высказывание?

(Каждое животное должно обитать там, где родился и вырос, т.е. в своей среде обитания.) - Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться) - Какое значение имеют животные для человека? - Рассмотрите фотовыставку животных. Назовите животных изображенных на выставке (морж, тигр, орел-беркут, фламинго, жук-красотел, бобр, соболь). Не правда ли, как прекрасны творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. Многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

Что нам расскажут об этом экологи? 1 эколог С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, что ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель. Так в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби и сумчатые волки.


2 эколог На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие - из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных средств обитания и загрязнение окружающей среды.


Учитель: По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) - Для чего нужна эта книга? ( Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности, в беде и нуждается в охране.) - Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей) - Красная книга - это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. - А теперь вы самостоятельно найдете в учебнике и подготовите информацию о некоторых животных, занесенных в Красную книгу. Работа по учебнику с. 106 - 107 Морж Тигр Орел-беркут Фламинго Жук-красотел Дети рассказывают о животных
Знакомство с Красной книгой Брянской области.
Слайд 4








































Слайд 5












Слайд 6 - 10

Отвечают на вопросы учителя
















































Самостоятельная работа по учебнику




















































Умение самостоятельно найти информацию в потоке информации
10 мин

Физкультминутка Комплекс упражнений гимнастики глаз
  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
  3. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Скачут белочки и зайки - раз, два, три, раз, два, три!

Скачут, скачут на лужайке - Посмотри, посмотри.

Встали - сели, встали - сели, вправо - влево поглядели.






Выполняют движения, повторяя за учителем











2 мин

VI. Продолжение работы по теме урока - Сейчас мы с вами сказали о том, что для охраны животных люди создали Красную книгу. 1. Знакомство с заповедником «Брянский лес» -Что еще делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники и национальные парки.) -Что такое заповедник и национальный парк, мы уже знаем. А вот что такое заказник? Где найти значение этого слова? (В толковом словаре) ЗАКАЗНИК - это место, где охраняют что - то одно, один вид животных или растений
- Существует Воронежский заповедник, Астраханский заповедник и множество других заповедников. На территории нашей Брянской области тоже есть заповедник. - Кто помнит, как он называется? («Брянский лес»)
Рассказ учителя о заповеднике «Брянский лес» - Заповедник существует уже 26 лет. В XVII веке на территории заповедника находился монастырь Яменская Предтеченская пустынь. Символом заповедника является черный аист. На территории заповедника живут кабаны, белки, лоси, ежи, бурые медведи и много других видов животных. На территории заповедника отмечено 13 видов животных, внесенных в «Красную книгу» России: аполлон, пискулька, черный аист, скопа, змееяд, большой подорлик, беркут, орлан-белохвост, сапсан, средний дятел, серый сорокопут, гигантская вечерница, зубр. На территории заповедника 50 тысяч лет назад обитали: мамонт, пещерный лев, шерстистый носорог.

- Я вам хочу рассказать о зубре. Зубр - самое тяжёлое и крупное наземное млекопитающее Европы и последний европейский представитель диких быков. Длина его тела может достигать 330 см, высота в холке - двух метров, а вес - одной тонны. Как и у североамериканского родственника (бизона), его шерсть тёмно-коричневая, а у молодых телят - красноватая. Голова заметно короткая, опущенная, с выраженной «бородой» и двумя небольшими рогами. Зубры живут небольшими стадами величиной от трех до двадцати животных, состоящих в основном из самок и молодых телят. Лидером в стаде зубров является самка. Продолжительность жизни зубра может достигать 28 лет.

- Ребята, у меня есть много информации о заповеднике «Брянский лес». Кому интересно, подойдите после урока, я вам дам посмотреть и прочитать.

2. Работа в группах «Формулирование правил друзей природы по знакам»

Вы должны озвучить знаки «Правила поведения друзей природы»




Слайд 11





Слайд 12






Слайд 13





Слайд 14






Слайд 15 - 18





Слайд 18












































Работают в группах

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей



































Развитие уме-ния слышать, слушать, понимать партнера, контролировать действия друг друга


VII.Подведение итогов

Вывод:

-Почему многие животные стали редкими?

Как нужно охранять животных?
Слайд 19


VIII.Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, и сейчас я хочу проверить, запомнили ли вы животных внесенных в Красную книгу России.

Работа в тетради с. 64 № 3 - Рисунки из приложения вы вырезали заранее, а теперь расположите их в соответствующих окошках. Проверьте себя по учебнику, затем наклейте их.

- Покажите мне ту мордашку, которая соответствует вашему настроению.

Урок окончен. Спасибо.
Самостоятельная работа Взаимопроверка. Оценка успешности

  1. Домашнее задание

Слайд 9



1 мин

Дополнительная информация. Белый медведь Это владыка Арктики, самый крупный зверь. Живет около 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы рождаются 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Питается белый медведь рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир - для хозяйственных целей, а шкуру для одежды. В результате сократилась численность белых медведей.













Литература

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.: ВАКО, 2012
  4. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение
  5. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение.

© 2010-2022