Рабочая программа по предмету Литературное чтение 1 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка При составлении рабочей программы календарно - тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва «Просвещение», 2011). Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011 г. Учебник «Литературное чтение» для 1 класса обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся. Программа рассчитана на 20 часов, 2 часа в неделю. Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.

Основные задачи курса: - формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; - развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного; - формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения; - преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру; - чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках). В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение - общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе. При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1-4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы учебного курса

1 КЛАСС (19 ч) Круг детского чтения. Тематика 1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы. 2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов). Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения. 1. Развитие навыка чтения. - Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов. - Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30-40 слов в минуту. 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. - Полные ответы на вопросы по содержанию текста. - Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка. - Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста. - Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы. - Формирование умения сосредоточиться на чтении текста. 3. Воспитание культуры речи и чтения. - Формирование умения слушать собеседника. - Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении. - Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения. - Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности. - Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику - сверстнику и взрослому. - Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром. 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки. - Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов. - Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок. - Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев 2. Слушание художественных произведений. - Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. - Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных. 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. - Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное. - Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему. - Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям. - Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте. - Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу. - Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов. - Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их. 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. - Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений. - Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом. - Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). - Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

- автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;

- имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

- читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

- читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

- отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

- воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

- высказать свое отношение к прочитанному.

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книги - мои друзья

4 часа

2.

Радуга-дуга

4 часа

3.

Здравствуй сказка!

5 часов

4.

Люблю всё живое

6 часов

5.

Хорошие соседи, счастливые друзья

7 часов

6.

Край родной, навек любимый

10 часов

7.

Сто фантазий

3 часа

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО

Директор школы ЗД по УВР Протокол № ______

_______ (В.А.Кулешов) _______ (С.В.Журавлёва)

«__» _______2014 «__» _______2014 «__» _______2014





Календарно - тематическое планирование 1 «Б» класса

на 2014-2015 учебный год

по предмету

литературное чтение 1 класс

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х частях

Учитель: Студеникина О.В.



Оренбург

2014г

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий

Для реализации программного содержания используется следующее методическое обеспечение :

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х частях

  2. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс

  3. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс

  4. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Уроки чтения. 1 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Книги - мои друзья 4 часа

Личностные

Предметные

Метапредметные УУД

1

Вводный урок по содержанию раздела. Загадки, пословицы о книге.

Урок изучения новых знаний Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.

Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемных ситуаций. Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского.

формирование позитивного отношения к чтению, к книге.


освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.

совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.

формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

2

Как хорошо уметь читать. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»

Комбиниро-ванный урок

3

Мы идём в библиотеку. В.Осеева. К.Ушинский

Комбиниро-ванный урок

4

Наш театр. К.Чуковский «Айболит».

Комбиниро-ванный урок

Радуга-дуга 4 часа

5

Основные понятия раздела. Песенки разных народов.

Урок изучения новых знаний

Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки .

Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов.

формирование позитивного отношения к чтению, к книге.

освоение способов работы с книгой.

умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения.

умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре.

6

Загадки

Комбиниро-ванный урок

7

Пословицы и поговорки

Комбиниро-ванный урок

8

Считалочки - игралочки

Комбиниро-ванный урок

Здравствуй сказка! 5 часов

9

Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам.

Комбиниро-ванный урок

Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1-2 сказки народов России. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке.

\ формирование позитивного отношения к чтению, умение работать в коллективе.

освоение способов выбора книг.

умение отличать сказку от других литературных произведений.

формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

умение отличать сказку от других литературных произведений.

формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

10

Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои.

Комбиниро-ванный урок

11

Сказки о животных. «Курочка Ряба». С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят».

Комбиниро-ванный урок

12

Сказки народов России

Комбиниро-ванный урок

13

Сказки разных народов. Татарская народная сказка «Три дочери».

Комбиниро-ванный урок

Люблю всё живое 6 часов

14

Никого не обижай. В. Лунин. Е. Благинина

Изучения новых знаний

Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение.

формировать умение представлять своё творчество.

контролировать и объективно оценивать свои действия.

анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.

формирование умения работать в парах и группах.

15

Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. В.Бианки.

Комбиниро-ванный урок

16

Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова

Комбиниро-ванный урок

17

Произведения о животных. Л.Толстой.

Комбиниро-ванный урок

18

Обходиться добром со всяким. Б. Житков.

Комбиниро-ванный урок

19

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Комбиниро-ванный урок

Хорошие соседи, счастливые друзья 7 часов

20

Когда мои друзья со мной. С.Михалков. А.Барто.

Комбиниро-ванный урок Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам.

представлять своё творчество.

контролировать и объективно оценивать свои действия.

анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения

умение работать в парах и группах.

21

Характеристика героя произведения. Е.Пермяк

Комбиниро-ванный урок

22

Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Э.Шим. В. Осеева.

Комбиниро-ванный урок

23

Тема стихотворений. Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой

Комбиниро-ванный урок

24

Наш театр. М.Пляцковский

Комбиниро-ванный урок

25

Способы разрешения конфликтных ситуаций. В.Сутеев

Комбиниро-ванный урок

26

Семейное чтение. Л.Толстой.

Комбиниро-ванный урок

27

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сопоставление: рассказ - сказка.

Комбиниро-ванный урок

Край родной, навек любимый 10 часов

28

Лучше нет родного края. П.Воронько.

Комбиниро-ванный урок Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать». Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма.

представлять своё творчество.

контролировать и объективно оценивать свои действия.

анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.

умение работать в парах и группах.

29

Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе

Комбиниро-ванный урок

30

Образ природы в литературной сказке. В.Сухомлинский.

Комбиниро-ванный урок

представлять своё творчество.

контролировать и объективно оценивать свои действия.




анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.




формирование умения работать в парах и группах.





31

Времена года: осень, зима. С.Дрожжин. А.Плещеев.

Комбиниро-ванный урок

32

Времена года: весна, лето. И. Суриков. А. Пушкин

Комбиниро-ванный урок

33


Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему.

Комбиниро-ванный урок

34

Мы идём в библиотеку. Книги о Родине.

Комбиниро-ванный урок

35

Самостоятельное чтение.

Е Пермяк. Составление рассказа о своей семье.

Комбиниро-ванный урок

36

Семейное чтение. И.Косяков. К.Ушинский

Комбиниро-ванный урок

37

Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель».

Урок-игра

Сто фантазий 3 часа Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия «творчество».

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений

представлять своё творчество.

контролировать и объективно оценивать свои действия.

анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.

умение работать в парах и группах.

38

Творчество. Р.Сеф. Ю. Мориц. И. Пивоварова.

Комбиниро-ванный урок

39-40

Резерв учителя

Комбиниро-ванный урок


© 2010-2022