Статья Развитие интеллектуального-творческого потенциала младшего школьника в процессе исследовательской деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие интеллектуального-творческого потенциала младшего школьника в процессе исследовательской деятельности.

За последние пять лет произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознание приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы - соз-

дание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнози-

вать и планировать свои действия, создает условия для самостоятельной активности и

сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу.

Среди инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Методика проведения исследовательской работы в основном ориентирована на старшеклассников, а начальная школа остаётся немного в стороне. Но ведь именно у младшего школьника укладывается фундамент знаний, универсальных умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности.

Решив заняться этой проблемой четыре года назад, я поставила перед собой цель и задачи.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально- творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи: обучение проведению исследований младших школьников; развитие творческой исследовательской активности детей; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно - исследовательский процесс.

Начинать такую работу целесообразно с 1 класса. В 2011 году я начала вести кружок «Юный исследователь» на своём классе.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включает в себя: поддержание исследовательской активности на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются: коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, составление схем, моделей.

Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы. Оформлять результаты исследования; поддержания инициативы, активности и самостоятельности. На этом этапе используются - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини- исследования, ролевые игры. Большое внимание уделяется подбору информации, его анализу и усвоение необходимой информации. Дети учатся прогнозированию, выделению основной мысли и опорных слов, аргументированному выражению своих мыслей по прочитанному.

В третьем и четвертом классах обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности. её средствах и и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

Используются следующие формы и виды деятельности: мини- исследования, уроки-исследования, групповая работа, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование.

При организации такой работы учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находится в зоне ближайшего развития.

Я считаю, что важность исследовательской деятельности для развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников и становлении их личности не вызывает сомнений. Уже само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об интеллекте.

Памятка о проведении исследовательской работы.

1 Выбор темы (раскрыть, что интереснее больше всего, чем занимаюсь, по каким предметам хорошие отметки,, о чём хотелось бы узнать как можно больше, чем мог бы гордиться).

2. Этапы исследования.

1. Подумать самостоятельно (что об этом знаю, какие мысли могу высказать по поводу рассматриваемой темы, какие выводы могу сделать из того, что мне уже известно).

2. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме и записать важную информацию.

3. Спросить у других людей и записать интересную информацию.

4.Просмотреть телематериалы и записать то необычное, что узнал из фильмов.

5. Использовать Интернет и записать то новое, что узнал с помощью компьютера.

6. Понаблюдать и записать удивительные факты, полученные с помощью наблюдений, сделать фотографии.

7. Провести эксперимент и записать план и результат.

3. Оформление работы.

1. Титульный лист:

-указать образовательное учреждение; (вверху листа)

-название темы (в центре листа);

-кто выполнил ( в правом нижнем углу)

-название поселка и год выполнения работы;

2. План:

-введение (почему выбрана зта тема, чем она интересна, цель работы, что хочешь узнать, проведя исследования);

- основная часть ( название разделов, основные вопросы темы)

- заключение (основные выводы, что интересного узнал)

3.Текст работы (по плану)

4. Список литературы, название интернет-сайтов а алфавитном порядке (на последней странице).

5.Работы сдаются на проверку в печатном и электронном варианте.

Подготовка к защите проекта.

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения: (примером, описанием, характеристикой, сравнением, различием).

2.Классифицировать основные предметы, явления и события.

3.Выявить и обозначить все интересные факты.

4.Расставить по важности все основные идеи.

5.Предложить сравнения.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8.Подготовить текст доклада.

9. Подготовить презентацию, схему, рисунок.

Исследовательский проект

« Юный математик»

Введение

Выбор темы исследования

Я учусь в 3 классе и очень люблю уроки математики. Обожаю решать примеры, задачи. В нашем учебнике «Математика» автора Л.Г. Петерсон

много интересных заданий для развития логики, внимания, мышления. Моя мечта, чтобы хотя бы 1 день все уроки были математика.


Актуальность темы В нашем классе есть несколько учеников, которые считают этот предмет трудным и скучным. Но ведь мы знаем, что без знания математики обойтись трудно. Поэтому я решила найти интересную информацию о числах и рассказать об этом своим одноклассникам. Этой цели я и посвятила свое исследование.
Проблемные вопросы. Как научились считать наши предки? Как люди научились записывать цифры? На что похожи цифры? Какие тайны скрываются в числах? Какова роль чисел в нашей жизни? Задачи: - прочитать научно-популярную литературу. - проанализировать энциклопедический материл по теме исследования; - оформить альбом «Юный математик». Объект исследования: математика Предмет исследования: натуральные числа Методы исследования: Литературный - использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы, интернет - ресурсов. Часть 1. Из истории.

Арифметика каменного века

Числа и действия с ними не были придуманы, каким - то одним человеком. Ещё в самые отдаленные времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засеивать поля, начинать полив, когда ждать потомство от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна поло жжено в амбары.

Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали использовать различные предметы - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по 1 предмету каждый раз, когда очередное животное проходило в загон. И только убедившись, что вернулось столько же овец, сколько было предметов, он спокойно шел спать.

Но в стаде у первобытных людей были не только овцы - они пасли и коров, и коз, и ослов. Поэтому и пришлось делать из глины другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учет собранного урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжито из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Объединяя группы предметов и находя их части, они решали простейшие задачи на сложение и вычитание. Так древние люди готовились к освоению счета и действиям с числами.

Числа начинают получать имена

Перекладывать камушки и глиняные фигуры, было утомительно и через тысячелетия людям пришлось научиться считать. Появление имён у чисел было у различных племён и народов. Важную роль играет форма предмета. Это было и у древних людей. Через столетия или даже тысячелетий. Вот тогда появились названия для чисел. Первые получили имена 1и 2. Названия для числа (один) связывалось со словам (солнце), а для (два) - с предметами по парно: крыльями ушами и т. д. У некоторых племён не было числительных кроме (один) и (два). А после двух считалось много. Понадобились другие числа. Сколько собак у охотника, и стрел у него, и овец у свинопаса может быть больше, чем две. Вдруг пришло решение: числа стали называть, повторяя несколько раз названия единиц и двоек.

Папуасы живущие на Новой Гвинеи в Тихом океане, числительное (один) звучит «урапун», «два»- «окоза», число 3 называется «окозаурапун», а 4«окоза - окоза». Они дошли до 6, имя которого «окоза - окоза - окоза». А дальше нам знакомо «много» (конечно, по - папуасски). И 10 у них «много» и 100 тоже «много».

Операции над числами

С операциями над числами люди работали до того как числа поучили имена. С операцией умножения познакомились, когда стали сеять хлеб и увидели, что собранный урожай в несколько раз больше, чем количество посеянных семян. Говорили: собрали урожай «сам двадцать», «сам 40». Наконец добытое мясо делили, поровну, выполняя операцию деления. Сами названия этих операций показывают, с какими действиями над предметами они связаны. Но должны были пройти тысячелетия, пока люди осознали, что, выполняя действие с группами предметов, они повторяют одни и те, же операции. Они поняли, что каждый раз, когда кладут рядом 2 ореха и 2 ореха, получается 4 ореха. Так люди узнали, что « 2+2=4». Постепенно накапливая знания, они обучались выполнять действия над всё большими и большими числами. Так возникло учение о числах.

Первые цифры

Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная - они ещё не умели писать. Поэтому, если кому - нибудь надо было переслать другому человеку сведенья, где участвовали числительные, прибегали к зарубкам на дереве или на кости, к узелкам на верёвках, рисункам на мягкой глине и т. д. Такие знаки уже нельзя было перекладывать с места на место, убирать одни добавляют другие. Вместо этого приходилось думать, мысленно выполнять операции над знаками.

И вот примерно 5 тысяч лет тому назад было сделано замечательное открытие. Люди догадались, что можно обозначать знаком не 1 голову скота, а сразу 10 или 100 голов, не1 мешок зерна, а сразу 6 или 60 мешков. Немало различных способов записи числительных было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым законом (титло), который писали над буквой. Первые 9 букв алфавита обозначали единицы, следующие 9 букв - десятки, а последние 9 букв - сотни. Число 10 тысяч называли словом «тьма»

Открытие нуля

Интересны были различные методы обозначения чисел, придуманные египтянами и вавилонянами, греками и римлянами. Но у всех этих методов был 1 недостаток: по мере из величайших древнегреческих математиков Архимед научился называть громадные числа, но обозначать их он не умел. Не хватало ему самой малости. Архимед, 1 из гениальнейших математиков в истории человечества, не додумался до … нуля!
Знакомясь в первом классе с числом 0,вряд ли кто-нибудь себе представлял, что это одно из величайших изобретений в математике. Только после того, они получили в руки могучее орудие познания природы. Без нуля не были бы возможны многие современные научные достижение, например полеты на космических кораблях и изобретение компьютеров.

Впервые нули были придуманы вавилонами примерно две тысячи лет назад.

Но они применяли его лишь для обозначения пропущенных разрядов в середине числа. Писать нули в конце записи числа они не догадались.

В Индии примерно в 9 веке нуль был присоединен к девяти цифрам и появилась возможность обозначать этими девятью цифрами любое число, как бы велико оно не было. И самое главное, запись таких гигантских чисел стала короткой. Индийской системой обозначения мы пользуемся до сих пор.

Часть 2. Числа в нашей жизни.

Числа в нашей жизни окружают нас повсюду. С детства мы знакомы с загадками, где встречаются числа

Четыре братца под одной крышей живут. ( стол)

С пословицами и поговорками

Один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Играми

«Две из трех»

На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг

них, держа руки за спиной. По команде «Стоп» каждый

старается схватить две кегли. Тот кому достанется одна

проигрывает.

Физкультминутками «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик . видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Стихотворения с числами.

На бумаге цифра 5
Ручку вправо потянула,

Ножку круто изогнула,

Рады мы её принять.

Стихотворения из чисел. « Грустное стихотворение»

511 16

5 20 337

712 19

2000047

(Приложение)

Часть 3. Наши исследования и наблюдения. а) Любимые числа. Было интересно узнать. какие числа привлекают людей, нравятся им. Для этого провели опрос среди учеников 2-4 классов (36 человек) нашей школы и их родителей. Подведя итоги, пришла к следующим выводам. У мальчиков на 1 месте - 7 У девочек 1 место - 8 2 место - 5.6 2 место - 7 3 место - 9 3 место - 9, 5 У взрослых на 1 месте - 8 распределение мест 1 место - 8 2 месте - 7 2 место - 7 3 место - 5 3 место - 9 и 5 б) Числа в названиях организаций нашего поселка. В нашем поселке есть только магазины, в названиях которых есть цифры. «Гайны - 1», «1000 мелочей». в) Цифры -лидеры в номерах телефонов детей нашего класса. Когда человек чаще всего называет в разговоре числа? Очевидно, называя номер своего телефона. Я проверила, какую цифру чаще всего называли дети класса, когда сообщали свой номер. И вперед выходит 8! За ней также идут 9,7,5. Может быть, когда часто произносишь числа, то они становятся любимыми. Заключение. При работе над данной темой я узнала много нового о происхождении чисел, об их использовании в жизни человека. Я поняла, что без знания математики обойтись не возможно. Как например, подсчитать, сколько рулонов обоев надо для ремонта, сколько металла для машины или сколько бензина залить в бак, чтоб доехать до Перми? Поэтому математику называют королевой всех наук.

Исследовательская работа

«Детство, с горечью войны»

Оглавление.

1.Введени

2.Основная часть.

2.1Детство в военное время.

2.2.Жизнь после войны.

2.3. На новом месте.

3.Заключение.

Введение

1.Выбор темы исследования.

Я часто с мамой смотрю новости по телевизору, за последний год в сюжетах часто показывают, что происходит в Украине.

Я вижу, как живут дети; спят в подвалах, еды нет, если выходят погулять, то не надолго, дома у них разрушены, игрушек нет. Увидев это я просто закричал, что не хочу, чтоб у нас была война. Это страшно. Тогда я узнал, что когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, бабушка тоже была ребенком и было ей, как и мне сейчас, 7 с половиной лет. Линия фронта была далеко, но жили они в то время очень тяжело и я решил узнать про это подробнее. 2.Актуальность темы Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, так не все мои одноклассники знают как жили их ровесники в годы войны, они не могут себе представит жизнь без еды, игрушек, телефона, комптютера.
3. Гипотеза: вдали от фронта, детям тоже жилось тяжело.


Главная цель моей работы - доказать на личном примере моей бабушки, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего счастливого детства. Задачи: найти фотографии бабушки, собрать и изучить из различных источников жизнь своей бабушки - Токмолаевой Феоктисты Матвеевны; сделать вывод, оформить исследование в электронном виде ( презентация) Объект исследования: жизнь моей бабушки Предмет исследования: детство моей бабушки в годы войны 2. Основная часть. 2.1 Детство в военное время. Мою бабушку, по маминой линии, зовут Токмолаева Феоктиста Матвеевна. Родилась она в Кировской области, Кикнурском районе, в деревне Кукнур в 26 декабря 1933 году. Её родители Софроновы Матвей Сергеевич и Лариса Сергеевна имели 8 детей. Самая старшая была Феня, потом Герман, Зоя, Вася, Лиза, Саша, Зина, Толя. Когда моей бабушке Фене исполнилось 7 с половиной лет, как мне сейчас, началась Великая Отечественная Война ( 22 июня 1941 года). Узнали они об этом от председателя совхоза. Мужчины сурово молчали, а дети ничего не понимая, смотрели испуганно на плачущих женщин. Вскоре дедушку забрали на фронт. Осенью бабушка пошла в школу, но часто приходилось пропускать занятия, так как приходилось нянчиться с младшими братьями и сестрами. Прабабушка имела много скотины, работала в совхозе, вязала носки и варежки, которые отправляли на фронт. Забота о младших, помощь по дому, в огороде легла на старшую дочь Феню. В школу ходили за 3 километра пешком, не было тетрадей, ручек и карандашей. Больше всего бабушка мечтала о цветных карандашах и когда у нее появились свои дети, она всегда следила, чтоб в доме были тетради и цветные карандаши. Вспоминая о военном детстве бабушка всегда говорила. что ни когда не забудет чувство голода, которое она испытывала даже ночью. В доме было много скота, корова, но еды детям не хватало, все сдавали государству «Всё для фронта, все для победы». Были обязательные нормы для каждого двора, сколько сдать молока, сметаны, масла, творога и мяса. Детям доставалась чаще только сыворотка. Бабушка до конца своей жизни помнила случай, про то, как не выдержав один раз, она забралась в погреб, где стояли крынки с молоком, выдерживали до сметаны, и поела её. Прабабушка, узнав про это, сильно её ругала, ведь дедушка был на фронте. Это был урок на всю жизнь. С нетерпением дети ждали весны, лета. Но не для забав, а для того, чтоб ходить в лес по грибы, ягоды, за травами. Делали лепешки из травы, опилок и пригоршни остатков муки. Осенью и весной ходили в поле искали промёрзшую картошку, варили очистки от картошки. От такой еды болели животы. Выживали, как могли. Но летом и осенью помогали взрослым в совхозе, ведь в деревне оставались только женщины, дети и старики. Зимой вязали, пряли. Закончилась война, этот день тоже остался в памяти на всю жизнь, из дома в дом передавали эту весь, плакали, смеялись, обнимали друг друга. Бабушка вспоминала, с каким визгом детвора бегала по улице. 2.2. Жизнь после войны. Пришёл с госпиталя прадедушка. Так как Феня была старшей, то прадедушка брал её с собой на рыбалку, в лес за дровами, бревнами, а она была, как она сама себя называла «худущая» и было тяжело выполнять такую работу, но она никогда не жаловалась. Построили новый сарай, дом, развели пчёл, прадедушка с прабабушкой работали в совхозе. Жизнь стала налаживаться. Закончив 7 - летнее образование в 15 лет, стала работать почтальоном, потом бухгалтером в совхозе. В 1957 году вышла замуж за моего дедушку, с которым прожила 57 лет. 2.3. На новом месте. В 1960 году переехали с первенцем Володей в Пермскую область в поселок Гайны, где появились еще 2 дочери Татьяна и Наталья. Здесь, на новом месте, работала моя бабушка, Феоктиста Матвеевна сначала няней в яслях, потом воспитателем, затем заведущей яслями. Избиралась 3 созыва депутатом Гайнского поселкового Совета народных депутатов в 1975, 1987, 1990 гг. За свою работу награждалась почётными грамотами, награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года». Стаж работы 40 лет. В домашних архивах сохранилось интервью бабушки с моей старшей сестрой Аней (она старше меня на 17 лет) к классному часу «Профессии моей семьи» 2005 год. - Чем занимаешься сейчас? - На пенсии, нянчусь с правнучкой, ухаживаю за скотом. - Если вернуть время назад, кем бы ты стала? - Наверное, так же работать в яслях, я ведь люблю детей? - Почему ты выбрала профессию воспитателя? - Потому что я всю жизнь нянчилась, сначала с сестрами и братьями, потом с детьми, внуками, сейчас с правнучкой и мне нравиться. - С кем из братьев и сестёр поддерживаешь переписку? - С Зоей и Толей, больше никого не осталось. Я родился 2007 году, когда мне сисполнилось 2 с половиной года, то бабушки не стало. Я не помню её, но рассматривая фотографии, где я у неё на руках, вижу, с какой добротой и нежностью она смотрит на меня. До последних лет своей жизни бабушка поддерживала связь с сотрудниками яслей, выйдя на пенсию, они ходили друг к другу в гости, помогали друг другу. Никто не помнит, чтоб бабушка с кем-то ругалась, сорилась, жаловалась, всегда улыбалась и была приветливой, часто они называли её просто «Матвеевной». Сердце, отданное детям, осталось в них. Продолжается династия педагогов. У бабушки 3 детей, одна дочь - учитель начальных классов, невестка- воспитатель в детском саду. Внуков 9, один работает в Перми учителем математики, его жена биологом, ещё один внук, мой брат Леонид, учится в Перми на педагога дополнительного образования. Подрастают 3 правнуков. Жизнь продолжается… Заключение. При работе над данной темой я узнал многое про свою бабушку, сделал вывод о том, что и в отдаленном от фронта деревне, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства. Война - это беда для всех. Статья Развитие интеллектуального-творческого потенциала младшего школьника в процессе исследовательской деятельности.

© 2010-2022