Обустройство экологической тропы Донские курганы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Базковская средняя общеобразовательная школа»











Обустройство экологической тропы

«Донские курганы»




Руководитель работы: Кузнецова Н.П.,

учитель начальных классов

Составители маршрута:

Кондакова Анна, Пустовалов Иван,

учащиеся начальной школы












ст. Базковская

2012 г.

Содержание работы:

  1. Введение.
  2. Этапы создания экологической тропы.
  3. Экскурсионный текст по экологической тропе «Донские курганы».
  4. Заключение
  5. Литература
  6. Приложения






































Введение В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении предмета «Окружающий мир». Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории - «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий. Известный американский эколог Олдо Леопольда писал: «…каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают…» Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности. Наша экологическая тропа создана детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Во время проведения экскурсии ребята разбирают различные жизненные ситуа­ции, решение которых требует от них творческо­го подхода, активной деятельности. Задания по изуче­нию и оценке состояния окружающей среды в зоне тро­пы побуждают детей не только использовать свои зна­ния из разных учебных предметов, но и - самое важ­ное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности - убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки эколо­гически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.




Этапы создания экологической тропы Работа по подготовке к созданию учебной экологической тропы должна проходить в несколько этапов.

Первый этап - подготовительный. Работа началась с подготовки небольшой группы ребят - организаторов и помощников учителя-куратора. Перед детьми была поставлена цель: создать эколого-туристическую тропу для учащихся начальной школы, и задачи:

  1. Изучить историю родного края;
  2. Познакомиться с природными объектами, находящимися на территории х. Кружилинского, Шолоховского района, Ростовской области;
  3. Создать текст для проведения экскурсии по экологическому маршруту.
Ребята самостоятельно изучали историю родного края, посещали школьную и сельскую библиотеки, провели опрос местных жителей. Весь материал собрали в папку «История родного края». Затем группа ребят совместно с учителем занялась исследованием местности, прокладкой маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, составлением плана-схемы маршрута. Другой важный этап совместной работы учителя и учащихся - оснащение и благоустройство маршрута учебной экологической тропы с учетом всех требований. После того как был выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в классе был организован конкурс на лучший проект каждого сооружения. Дети совместно с родителями приняли активное участие в создании и оформлении лозунгов, призывов, указателей, предупреждающих знаков - для размещения на специальных щитах, которые впоследствии устанавливались на хорошо просматриваемой территории маршрута. Третий этап в работе - составление текста для экскурсии по маршруту и подготовка экскурсоводов. На этом этапе ребята учились ра­ботать с научной и публицистической литературой, уста­навливать связи между знаниями по разным предметам, анализировать отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность. Помощь при этом им оказывали учитель и родители учащихся. Первая экскурсия была проведена на собственном классе, затем ребята пригласили пройти по маршруту учеников параллельных классов и первоклассников.
Экскурсионный текст по экологической тропе «Донские курганы».

Цели:

- образовательная: формирование экологических знаний;

- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине, самому себе;

- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру. Основные объекты показа: х. Кружилинский, река Чёрная, родник, курганы. Остановка №1. х. Кружилинский, дом М.А. Шолохова. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? (Ответы детей). Конечно же, на природе. «Не могу жить без природы, она каждый миг иная. Все в ней неповторимо. Вечно новы облака, вода, травы, деревья…» - говорил наш земляк М.А. Шолохов. По его собственному признанию, именно на реке, в лесу, в степи, во время охоты и рыбалки ему лучше всего думалось, здесь возникали многие сцены и картины, воплощавшиеся потом в его произведениях. Один из первых литературных учителей и наставников Михаила Шолохова А.С. Серафимович писал: «С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайними степными просторами, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные пахоты, сева, уборки пшеницы - все клало черту за чертой на облик мальчика…» И сегодня, во время прогулки, мы попытаемся выяснить, какое место в жизни Михаила Александровича Шолохова занимал хутор Кружилинский, прогуляемся вдоль речки Чёрной, услышим шум родника, питающего её, увидим древние курганы, хранящие неразгаданные тайны прошлого и поговорим об экологии. Экология - это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей - они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда». Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить. Отправной точкой нашего маршрута является хутор Кружилинский, появившийся в донской степи, на месте слияния речек Чёрной и Семёновки, в начале ХIХ века. По одной из версий сотник Кружилин попросил у атамана землю на поселение и основал хутор, получивший его имя. Хутор Кружилинский известен всему миру как родина М.А. Шолохова, здесь находится дом, в котором родился и жил до 1910 года М.А. Шолохов. Сегодня Кружилин - большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине начала ХХ века? Голая ложбина у небольшой речушки Чёрной. Редко стоящие друг от друга саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца. Клочки земельных наделов. И безмолвная целинная степь на многие версты. До станицы Вёшенской на быках ехать почти целый день. До железнодорожной станции - трое-четверо суток. Жизнь казаков замыкалась вокруг куреня и небольшого надела скудной земли. Миша рос не один. В доме с Шолоховыми жила многодетная семья родной сестры Александра Михайловича. Детей смальства приучали к крестьянскому труду, а в свободное от работы время ребята ходили на речку Чёрную, где купались, ловили рыбу, раков, оживленно обсуждали хуторские новости.. Остановка №2. Река Чёрная. Мы тоже пройдем вдоль живописной поймы речки Чёрной, её украшают пышные кроны деревьев - дубов и вязов, ольхи, ивы и вербы. Лес - это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы и т. д. Добро пожаловать в лес. Давайте послушаем, как он шумит, полюбуемся его красотой. У меня для вас есть задания, ответив на них, можно смело отправляться дальше. - Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…) - Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы) - Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…) - Лес дает нам много благ, его еще называют легкими нашей планеты. И не зря. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю. Пройдём дальше через пойменный влажный лес, перемежавшийся с лугами. Луг привлекает нас своим красочным разнотравьем. Мы чувствуем запах воды, слышим шуршанье зарослей камыша. Вот и речка - река, Черная. В былые времена она была бурной и полноводной. Маленький Миша любил бродить по берегу реки, собирать гальку, отполированные, в завитушках, раковины, наблюдать за рыбаками. Такие прогулки наполняли его радостью, он жадно впитывал в себя все звуки и краски огромного, сияющего под высоким солнцем степного мира. С годами река Чёрная все больше и больше мелела и превратилась в небольшую речушку, которая живет благодаря неиссякаемой силе родников Вода всегда имела огромное значение в жизни человека, от её чистоты зависит его здоровье. Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды. Сегодня человек широко использует моющие средства. Они - один из самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок, соду. Они практически не удаляются очистными сооружениями. При попадании моющих средств в водоем мелкие организмы (например, водоросли) погибают. Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами транспорта. Загрязняют воду не только предприятия, но и мы с вами. Повсюду можно увидеть бутылки, плавающие в воде, мусор. Можно увидеть, как водители моют свои автомобили на берегу реки. А ведь людям так нужна вода, и не просто вода, а чистая, пресная вода, люди испытывают постоянный в ней недостаток, ее и так очень мало на планете, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь! Ребята, для безопасности на дороге дорожные знаки придуманы уже давно. Давайте придумаем знаки экологической безопасности. Это будет наш экологический проект «Экознаки вокруг нас». Для этого разделимся на небольшие группы. У каждой творческой группы есть шаблоны. Если это были дорожные знаки, то они означали бы следующее:

- знак разрешающий

- знак предупреждающий

- знак запрещающий. Ваша задача - поместить в соответствующий шаблон рисунок, изображающий природный объект вашего края и защитить свой проект небольшим рассказом.

Защита проектов детьми. Остановка №3. Родник Подкалинники. Продвигаясь вперёд по нашему маршруту, мы попадем к роднику Подкалинники, Казаки считали, что родник это особое место, где незримый чудодейственный поток соединяет небо и землю. Отсюда, из глубины земли, выходит на поверхность сила и красота ее живительной влаги. Даже воду из родников в народе называют необычно - живая вода. Родник Подкалинники - бьет из-под высокой кручи и с весёлым шумом устремляется к реке. Жители хутора Кружилинского, как и в прошлые времена, пользуются этим благодатным источником. Около родника растет множество лекарственных растений - шалфей, лопух, подорожник, крапива, осот. С древнейших времен люди верили в целебную силу этих трав, которые помогают лечить многие болезни. Обязательно попробуйте чистую, родниковую воду, а по ходу маршрута послушайте легенды и мифы о травах Находим лекарственное растение и слушаем о нем легенду. Крапива. Молодой парень, Павко, женился, а жена его невзлюбила младшую сестру Павки, Олёнушку. Решила она Олёну со свету сжить. Сначала перерезала жена горло любимому соколу Павки, затем зарезала вороного коня, обвиняя во всем Олёнушку. Но Павко прощал любимую сестру. Тогда жена решилась на страшное дело - она убила собственного маленького сына. Помутился разум у Павки, привязал он родную сестру к конскому хвосту да и размыкал по чисту полю. Где упало сердце Олёнушки, выросли маки, где синие глаза - там васильки, где русые косы протянулись - золотая розга выросла, а где сама упала - церковь поднялась, словно из-под земли выросла. Через некоторое время молодая жена заболела и попросила Павку отвезти ее в церковь. Только по дороге начало ее тело на части распадаться. Где тело упало - там болото пролегло, а где кровь пролилась - там крапива выросла. Понял тогда Павко, что напрасно сестру загубил, да уж поздно было… Существует поверье, что крапива растет на местах гибели проклятых или грешных людей. На Украине бытовала легенда о том, что крапиву посеял сам дьявол, и она проклята Богом. Одно из самых известных литературных произведений, где упоминается крапива - это сказка Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». Единственный способ, которым Эльза могла спасти своих заколдованных братьев - это сплести для них кольчуги из стеблей крапивы… Сказка ложь, да в ней намек. Из крапивы действительно делали ткань. И ткань очень прочную. В десятом веке не было нейлона и целлофана, зато была крапива, которая шла на изготовление парусов, канатов, рыболовных снастей. А уж лечебные свойства крапивы вообще трудно перечислить, настолько их много. Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран. Шалфей. Шалфей называют цветком, продлевающим жизнь. В Англии рассказывают о человеке, который питался только хлебом, маслом и шалфеем и прожил около 150 лет. Вот, что произошло однажды в Молдове, где было много плантаций лекарственных трав. Там выращивался так называемый мускатный шалфей (Salvia sclarea), отличавшийся особым ароматом. Он и медонос, и отличная приправа к мясным и рыбным блюдам, колбасам, он нужен для приготовления лекарственного чая и разнообразных напитков. Так вот, крестьяне многие годы вывозили отходы после переработки шалфея прямо в поле и оставляли там догнивать под дождем, а по весне запахивали. И почва никогда не знала истощения - столь щедро подкармливали ее остатки богатырской травы. Всю зиму вода в лужах стояла темно-зеленой, и никто не подозревал, какой она вдруг преподнесет сюрприз. Две лошади заболели туберкулезом. Ветеринарные врачи уже совсем было махнули на них рукой, и лошади без присмотра паслись на опустевшем с осени поле, купались в лужах с шалфейным настоем. А потом вдруг люди начали замечать, что лошади и ходить стали легче, и резвость у них появилась. Осмотрел их ветеринар - туберкулеза как не бывало... Так было открыто еще одно целебное свойство шалфея.
Остановка №4. Донские курганы. Вот мы и у конечной точки маршрута - перед нами курганы. Молчаливые свидетели минувших времён. Сторожевые и погребальные, созданные людьми, насыпью из земли и камней, или рождённые природой. Безымянные, или с именами - Гетман, Песчаный. 25 курганов история «подарила» хутору Кружилинскому. Один прямо в центр хутора «поставила» - курган «Сарматский». Название кургана относит нас к кочевым скотоводческим племенам, в которых жрицы решали, где жить племени, куда уходить, с кем воевать. Цепочку из 14 - ти курганов «разместила» на возвышенности. Недалеко от хутора. Местные жители называют это место точно и красиво - «Виды». С вершины «Видов» открывается прекрасная панорама: утопающий в зелени хутор Кружилинский, просторы полей, овраги, балки, островки сохранившейся ковыльной степи. Курганы - степные горы, напоминающие людям о тайне ушедших времён. Возможно здесь, где мы стоим и любуемся окрестностями, пять тысяч назад лет шла битва. Летели стрелы, звенели их бронзовые наконечники, гибли воины. Совершались погребальные обряды. Что отвоёвывали друг у друга кочевые племена? Степь. Целебные травы. Богатую рыбой речку. Птиц. Родник с чистейшей водой. Словом жизнь, с которой, пребывая в душевном спокойствии, мы соприкоснулись сегодня. Помогли нам испытать такое состояние несуетная красота этих мест и символы бессмертия - курганы. Сегодня мы много говорили об экологических проблемах не только нашего края, но и страны в целом. И в завершении нашей встречи мы проведем тест. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» Несколько слов о том, как отвечать на вопросы. После каждого из них есть три ответа. Выбери из трех один - тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу. Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным. Вопрос 1. Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь? - Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко.) - Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка.) - Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков.) Вопрос 2. Ты нашел гнездо с птицами. Что ты сделаешь? - Покормлю птенцов. (3 очка.) - Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков.) - Буду наблюдать издали. (1 очко.) Вопрос 3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? - Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков.) - Не пойду и других не пущу. (3 очка.) - Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко.) Вопрос 4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход? - Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка.) - Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков.) - Закопал бы в землю. (1 очко.) Вопрос 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы? - Почти все знаю и всегда ее охраняю. (3 очка.) - Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко.) - Я люблю природу, но мы еще этого не проходили. (5 очков.) Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи все очки вместе.
Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся. Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков. Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь ее охранять. Главное - не останавливайся, стремись узнать больше. Группа 2 - те, кто набрал от 12 до 18 очков. Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу. Группа 3 - те, кто набрал от 19 до 25 очков. Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного. Честно говоря, есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зеленую лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы!
























Заключение



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не собирай березовый сок. Помни, что это вреди дереву.
  • Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
  • Съедобные ягоды, орехи, собирай так, чтобы не повредить веток.
  • Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
  • Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
  • Не разоряй гнезда шмелей.
  • Не разоряй муравейник.
  • Береги лягушек, жаб и головастиков.
  • Не убивай змей, даже ядовитых.
  • Не лови диких животных и не уноси их домой.
  • Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо.
  • Не разоряй птичьи гнезда.
  • Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
  • Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  • В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения.
  • Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам услышишь и увидишь гораздо меньше.
  • Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
  • Не оставляй в лесу, парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывали мусор в водоемы.
ПОМНИТЕ! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2-х лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло - 1000 лет.

© 2010-2022