Урок литературного чтения на тему Как приходит весна (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок для родителей: «Как приходит весна?»

(Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принес издалека…»)

3 класс, программа «Школа 2100»

Учебник «В одном счастливом детстве», 2 часть.

Раздел «О весна, без конца и краю…». Цели:

  1. Помочь увидеть и понять за строками стихов чувства и настроения их авторов.
  2. Поддерживать стремление и интерес к изучению стихотворных текстов на основе образного восприятия природных явлений в действительности.
  3. Формировать навыки беглого и выразительного чтения. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
  4. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружелюбие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. (Звучит запись музыкального произведения П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка»). СЛАЙД -Улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашние обиды, беспокойства и огорчения. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, прозрачность воздуха. Желаю вам на весь урок хорошего настроения и успехов.


II. Введение в раздел.

- Отгадайте загадку:
Зеленоглаза, весела

Девица-красавица

Нам в подарок принесла

То что всем понравиться

Зелень - листьям

Нам - тепло,

Волшебство

Что б всё цвело

Вслед ей прилетели птицы.

Песни петь все мастерицы.

Догадались кто она?

Это девица - (…) (Весна) СЛАЙД

- Какие приметы вы услышали в загадке? - Назовите слова, которые относятся к весне. - Как же природа извещает о приходе весны? - Послушайте об этом строчки из стихов известных поэтов. 17 СЛАЙДОВ





















- Что бы вы изобразили на развороте учебника, открывающего раздел «О весна, без конца и без краю…»?

- А теперь откроем учебник на странице 176-177. Сравните ваши предположения.


















- Прилёт птиц, тепло, зелень которую дарит листьям.
- Ручьи, грачи, проталины, капель … Отрывки из стихотворений о весне читают заранее подготовленные ученики:

  1. Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» (Ф. Тютчев)
  1. «Кли-кли» - журавли
Закурлыкали вдали. Под крылом своим они В дом весну к нам принесли. (О. Туманян)
  1. Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!» (В. Жуковский)
  1. Травка зеленеет,
Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев)
  1. И песня зяблика слышна:
- Пришла весна, пришла весна! (В. Алферов) Дети высказывают свои предположения.

III. Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы будем со стихами Андрея Макаревича, Фёдора Тютчева и Александра Блока. О чем же будут эти стихи вы, конечно же, догадались. О каком времени года?
  • Правильно, о весне.

  • Тема нашего сегодняшнего урока «Как приходит весна» СЛАЙД


- О весне.

IV. Работа со стихотворением А. Макаревича «Снег». СЛАЙД

  1. Первичное чтение (про себя)

- Какие картины представили?

  1. Повторное чтение вслух и размышления по ходу чтения.

Снег.
Город почти ослеп.

- Как это? Что вы представляете?


Свет.
Красок на свете нет -
Есть только белый цвет.

- Почему?
После 1-ой строфы:
- Какой приём использует автор ,чтобы описать город?
- Какую картину вы представили?
- Какие слова особо выделил автор? Как это он сделал?
- Они особо значимые для автора, их при чтении вслух надо выделить.

Город твой,
Словно корабль,
Льдами захвачен в плен.

Я знаю один секрет:
Снег
Скоро сойдёт на нет,
У снега короткий век.

- Согласны вы с автором?
- С чем опять автор сравнивает город? Как вы догадались?

Город твой
Солнцем согрет,
Поплывёт по весенней воде.
Но я не могу понять -
Кто
Дарит нам столько тепла,
Чтобы растаял снег?

- Можете ли вы ответить на вопрос автора?

- Я думаю вы слышали и такое выражение: «растаяло сердце», «душа растаяла»,когда так говорят?
- Подумайте, бывали такие случаи в вашей жизни?
- Ребята. так бывает в жизни, от тепла человеческого, от доброты может «растаять» всё, даже снег, даже лёд, поэтому давайте будем относиться ко всему окружающему, ко всем людям, к своей семье, с теплом, с добром.

Сто долгих дней
Снег был сильней
И исчез без следа
Лишь за пять
Тёплых дней…


- Когда снег был сильней?


- Можно ли предположить, когда автор написал это стихотворение: зимой или весной?

  1. Выразительное чтение.


  1. Прослушивание песни в исполнении автора. СЛАЙД

- Какие чувства хотел передать автор читателям, слушателям?

- Понравилась ли вам музыка? Почему это не быстрая, торжественная мелодия? Какое время суток вам представлялось, когда слушали песню?

Ученики читают стихотворение про себя и отвечают на вопрос.

- Идет густой снег, и ничего не видно.

- Все покрыто снегом.

- Сравнение.

- Это слово на одной строчке.



- Город - корабль, который плывет по весенней воде.



- Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, о доброте.



- Зимой, но автор говорит - «у снега короткий век» и удивляется быстрому штурму весны - лишь за пять теплых дней снег исчез без следа.

- Зимой, а о весне он пишет в будущем времени. Дети выполняют разметку, читают про себя затем вслух.


- Зима не вечна, весна быстро изменяет облик земли, облик города. Дети рассуждают, отвечая на вопросы. - Вечер, сумерки. V. Физкультминутка СЛАЙД «Песенка про чибиса» У дороги чибис, У дороги чибис. Он кричит, волнуется чудак. Ах, скажите, чьи вы, Ах, скажите, чьи вы И зачем, зачем, идете вы сюда...


VI. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Еще земли печален вид...» СЛАЙД

- Андрей Макаревич -наш современник. - А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением. Какую картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами?

  1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
  2. Анализ стихотворения.
- Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё» (то есть то, что сейчас, зимой) и «но» (ощущение скорой весны). Попробуйте услышать эти мотивы, перечитывая стихотворение. - Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны еще нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Этот знакомый уже нам прием называется…
  1. Выразительное чтение.


ещё но

печален вид весною дышит

мертвый стебель (т. е. колышет

сухая прошлогодняя шелестит

трава) сон (редеющий)

природа не проснулась улыбнулась

- олицетворение.

VII. Работа со стихотворением А. Блока «Ветер принес издалека...» СЛАЙД

  1. Чтение стихотворения про себя.

- Какие картины представили?

- Какую музыку услышали?


  1. Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

1-я строфа

- Какую песню принес ветер? Как она звучит?

- Что слышится в ней?

- какую картину вы представили, прочитав две последние строчки?

2-я строфа

- Что значит бездонная лазурь?

- Как автор говорит о конце зимы?

3-я строфа

- Что чувствует автор с наступлением весны?


  1. Выразительное чтение.

- Вой ветра, плач бури, звуки весны: журчание ручья, звон капели…

- Робко, слабо…

- Звуки, напоминающие весну.


- Чрезвычайно глубокая синева неба.
- Робкую надежду. Он слышит звучание песни. С каждым днем весна смелее вступает в свои права.

VIII. Сравнение прочитанных стихотворений. - В каждом стихотворении поэты по-своему рисуют приход весны. В каком из них вы увидели картины будущей весны, ранней весны? - Кто из авторов, на ваш взгляд, сумел нарисовать портрет весны? - В каком стихотворении вы увидели весну? услышали весенние звуки? почувствовали её дыхание? - Какое стихотворение вам хочется перечитать? выучить наизусть? Ребята отвечают на вопросы учителя.

IX. Работа в группах. Учащиеся класса делятся на 5 групп по 5 человек в каждой группе и выполняют задания:

  1. Задания 1 группе «Художники»: нарисовать картины весны, описанные поэтами.

  2. Задания 2 группе «Музыканты»: подобрать музыку к каждому стихотворению (работа с ноутбуком)

  3. Задания 3 группе «Композиторы»: попытаться сочинить весеннюю музыку (используя доступные музыкальные инструменты)

  4. Задания 4 группе «Поэты»: сочинить стихотворения о весне.

  5. Задания 5 группе «Художники слова»: сочинить мини-сочинение, нарисовать словами картины весны.

Родители также принимают участие в данной работе и объединяются в группы.

X. Итог урока. Рефлексия. - Почему же я назвала весну волшебным временем года?




- Чьи стихи произвели на вас большее впечатление? - На каком этапе урока вы были более активными, почему? - Какой этап урока был для вас самым интересным, а какой- самым трудным? - Вы все сегодня работали дружно, энергично и активно. Спасибо за урок.


- Солнышко пригревает, снег тает. Все вокруг оживает, просыпается, птицы поют звонкие песни, животные играют, наслаждаются теплом, люди радуются. Происходит преображение природы и всех живых существ.

XI. Домашнее задание.

  • Прочитать выразительно понравившееся стихотворение. По желанию выучить наизусть.
  • Сделать записи на страничку «Весна» в рабочей тетради.


© 2010-2022