- Преподавателю
- Начальные классы
- Преемственность в работе с младшим школьником по интеллектуальному развитию и формированию личностных и человеческих качеств
Преемственность в работе с младшим школьником по интеллектуальному развитию и формированию личностных и человеческих качеств
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жумадилова А.М. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Алматинская область. город Талдыкорган
средняя школа - гимназия №10 имени
Ч.Валиханова. учитель начальных классов
Жумадилова Айжан Медетовна
Тема: «Преемственность в работе с младшим школьником по интеллектуальному развитию и формированию личностных и человеческих качеств».
Ты помнишь, было вокруг, море цветов и звуков.
Из тёплых маминых рук,
Учитель взял твою руку…
Да, у каждого из нас в жизни была школа. Начальная школа - стартовая. От того, насколько ребёнок полюбит учебу, и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому наша цель - создавать эти благоприятные условия для развития учебных возможностей учащихся начальной школы. Перед вами модель выпускника начальной школы. Наш выпускник - это прежде всего потребитель, так как на выпуске его из начальной школы он должен иметь:
- устойчивый интерес;
- высокую мотивационную сферу;
- наличие познавательного или социального мотива учения.
А реализация этой идеи заложена была в целевую комплексную программу мониторинга развития учащихся, как ученика и личности.
Что должен уметь наш ученик? Он должен быть компетентен в следующих качествах (модель выпускника начальной школы).
Государственный общеобразовательный стандарт начальной ступени обучения содержит следующее:
Русский язык:
- фонетический разбор;
- морфологический разбор;
- синтаксический разбор предложения;
- уметь писать диктанты, изложения, обучающие сочинения.
Литература:
- овладеть навыками беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный);
- различать жанры произведения: рассказ, сказка, загадка, стихотворение, басня, притча;
- отвечать на вопросы к тексту, ориентироваться в смысловом содержании текста;
- определять тему, идею произведения;
- делить текст на части;
- составлять план текста;
- находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы;
- выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку персонажам произведения.
Математика:
- последовательность натурального ряда;
- законы сложения и умножения;
- знаки и термины, связанные с арифметическими действиями;
- таблица сложения и умножения однозначных чисел;
- названия величин и единиц их измерения;
- геометрический материал (фигуры, площадь, периметр, объём, свойства фигур); - равенства и неравенства (числовые и буквенные выражения, уравнения);
- письменное умножение (деление) многозначных чисел на однозначное число, на двузначное число, трёхзначное число; - решать простые и составные задачи; - порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Познание мира: Природа: - тела живые и неживые; - растительный и животный мир; - формы поверхности земли; - свойства воды и воздуха; - полезные ископаемые. Человек: - об особенностях человека как живого организма; - строение организма человека; - человек - дитя общества. Общество: - семья, семейные традиции; - школа; - профессии людей села и города; - наша Родина, традиции и обычаи; - государственные символы; - дружба народов; - история Казахстана. Прежде всего, работая по мониторингу учебных возможностей младших школьников, мы в качестве основных характеристик, подлежащих изучению, выделили таки критерии: 1. Биологические (зрение, слух, дефекты речи, общее состояние здоровья, работоспособность). 2. Интеллектуальные особенности: внимание, память, наблюдательность, анализ, синтез, сравнение, обобщение, гибкость мышления, логичность речи, темп мышления.
3. Навыки учебного труда: соблюдение режима дня, умение планировать домашнее задание, самоконтроль, организованность на уроке, темп чтения, письма, вычисления.
4. Основные отношения: отношение к учению, к учителю, к коллективу учащихся, к родителям. О наличии познавательного мотива учения показывают следующие диаграммы: проанализировать (схемы прилагаются):
- внимание; - навыки логических операций; - перенос учебных навыков (Чему научились? Как применяют?); - мотивация; - мышление; - память. Как видно из всего сказанного, что в каждом классе есть дети, которые не соответствуют модели выпускника начальной школы. Были вскрыты причины: 1. Биологические в 4 а,б,в,г,д классах есть (дефекты речи) учащихся, которые картавят, заикаются. Дети стоят на учёте у специалистов (невропатолог, терапевт, логопед). 2. Бытовые влияния: - материально-бытовые условия; - воспитательное влияние в семье; - влияние сверстников по месту жительства; - образовательное влияние в семье. 3. Навыки учебного труда: - соблюдение режима дня; - самоконтроль; - организованность на уроке; - темп письма, чтения, вычисления; - темп выполнения заданий.