- Преподавателю
- Начальные классы
- Подготовка к итоговым комплексным работам учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в условиях ФГОС
Подготовка к итоговым комплексным работам учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в условиях ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мирзоева Н.М. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВЫМ КОМПЛЕКСНЫМ РАБОТАМ
УЧАЩИХСЯ С ЗПР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Мирзоева Наталия Михайловна
учитель - дефектолог МАОУ СОШ № 43 Г. Челябинска
На сегодняшний день в общеобразовательных школах обучается достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). В нашем образовательном учреждении обучаются дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР). Для данной категории обучающихся созданы специальные (коррекционные) классы или обучение детей осуществляется в общеобразовательных классах в условиях интеграции. Очевидно, что дети с ЗПР, нуждаются в особой коррекционно - развивающей среде, при этом имеют право находиться в едином школьном пространстве со здоровыми детьми, получая образовательные услуги в полном объеме. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ. В условиях обучения по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее ФГОС НОО) обучающиеся с ЗПР, как и их нормально развивающиеся сверстники, должны овладеть способностью решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что требует применение на практике нетрадиционных форм работы и контроля. Такой новой формой диагностики и контроля в начальной школе является комплексная работа на предметной и метапредметной основе. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности предметных аспектов обучения, так и уровень сформированности важнейших универсальных учебных действий. Учитывая психофизические особенности учащихся с ЗПР, можно предположить, что дети данной группы не смогут своевременно продемонстрировать готовность к новой форме контроля. У большинства учащихся перенос имеющихся знаний в новую ситуацию вызовет значительные трудности. Сложность комплексной работы заключается не только в ее новизне, но и в объёме, метапредметном характере, повышенном уровне самостоятельности, нестандартных инструкциях к заданиям. С целью предотвращения стресса при предъявлении контрольной работы нового типа, для детей с ЗПР разрабатываются и проводятся тренировочные комплексные работы. Характеристика тренировочных комплексных работ: 1.Содержание тренировочных комплексных работ на основе единого текста соответствует требованиям ФГОС НОО и концептуальным положениям УМК «Школа России».
2. Тренировочные комплексные работы состоят из небольшого по объему, доступного для понимания детей текста и текстовых заданий. 3.Задания могут быть аналогичными, но всегда присутствует вариативность за счет содержательного контекста или особенностей формулировки заданий. 4.Инструкции к заданиям краткие и четкие. 5.Содержание работ последовательно увеличивается по объёму и сложности. 6.При подборе заданий учитываются психофизические особенности детей с ЗПР, а именно:
- задержка речевого развития, трудности в овладении навыками чтения и письма;
- медленный, частичный процесс формирования предметных и метапредметных умений и навыков;
- ограниченный запас сведений и представлений об окружающем мире;
- медленный темп работы, высокая тревожность и утомляемость, низкая концентрация внимания;
- недостаточная сформированность словесно-логического компонента мыслительной деятельности;
- ограниченный объем запоминания смысловой информации;
- незрелость эмоционально-волевой сферы: низкая учебная мотивация, неспособность к волевым усилиям, особенности поведения.
Тренировочные комплексные работы включают в себя задания на формирование некоторых универсальных учебных действий. Например:
Примерные задания (инструкции) в тренировочной комплексной работе
Формируемые умения Прочитай текст шепотом (про себя), если не понял смысла текста, прочитай еще раз. Технические и смысловые компоненты чтения. Определи о ком (о чем) говорится в первом (втором) абзаце. Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Спиши первое (второе) предложение; предложение про …; предложение из трех (четырех слов).
Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос. Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение.
Выпиши из текста определенные слова (например: объекты природы); соедини стрелками; закрась лишнее слово. Умение приводить примеры из текста к предложенному заданию.
Раздели слова на группы; в тексте выдели слова, который относятся к определенной группе. Умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.
Найди слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков; состоящие из двух (трех) слогов. Умение выполнять фонетический анализ.
Используя данные текста, составь вопрос к задаче; реши задачу; выполни арифметические действия. Умение решать задачи изученных видов, понимать смысл арифметического действия.
Напиши свое мнение; напиши несколько предложений, основанных на собственных воспоминаниях, собственном опыте. Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, использовать речевые высказывания для объяснения бережного отношения к природе. Как ты понимаешь значение слов; напиши синонимы к словам; в словаре найди значение слов. Умение определять лексическое значение слов, пользоваться словарем.
Соблюдение определенных условий проведения тренировочных комплексных работ, а именно: систематичность, подробный анализ и работа над ошибками, благоприятный эмоциональный настрой, индивидуальная обучающая помощь, значительно повышает уровень сформированности у ребенка важнейших предметных аспектов обучения и его компетентность в решении разнообразных проблем. Результаты тренировочных комплексных работ помогут учителю (учителю-дефектологу) определить типичные и индивидуальные трудности в усвоении программного материала, в формировании универсальных учебных действий. Анализ тренировочных комплексных работ может стать основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы.