- Преподавателю
- Начальные классы
- Есенин. Жизнь и творчество
Есенин. Жизнь и творчество
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Караваева Т.М. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.
- Садитесь.
-
Постановка учебной задачи.
Душа поэта - тонкая струна,
Дотронешься - и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть. 3. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина») № 1 - титульный лист. № 2. - С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. № 3. Родители Есенина были бедные крестьяне. № 4. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. № 5. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. № 6. Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. № 7. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище. Основная тема творчества Есенина - тема Родины. Родина для него - это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все - и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо - живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. 4. Подготовка к восприятию стихотворения. - Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях? - Лебедь - величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. - Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным. 5. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению. (Презентация к стихотворению С.Есенина «Лебёдушка»). - Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ( Чувство грусти, печали). - Кто главные герои стихотворения? - Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.) 6. Словарная работа. - Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний: - покрывала златотканые - в стихотворении это яркие солнечные лучи; - гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; - молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; - трава шелковая - нежная; - тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; - росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; - цветы лазоревые - светло-синий тон; - волны пряные - издающие запах; - Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.) - дозорила - стерегла, охраняла; - хоронились - прятались; - не чуяла - не чувствовала; - Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам? 7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы). - Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. - Кто из вас помнит, что такое олицетворение? - Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ. - А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения. 1 - 2 строфы - Бурганов Миша, 3 - 4 строфы - Зарубин Антон, 5 - 6 строфы - Сосина Карина, 7 - 8 строфы - Малов Илья, 9 - 10 строфы - Рогачёв Илья, 11 - 12 строфы - Васильев Андрей, 13 - 14 строфы - Крылова Марина, 15 - 16 строфы - Бурганова Настя, 17 - 18 строфы - Бочкус Винцас, 19 - 20 строфы - Солоненчук Юля, 21 - 22 строфы - Праздников Лёша, 23 - 28 строфы - Губина Аня. Дети зачитывают олицетворения. - зорюшка рассыпала, - сосны наряжали, - камыши шепталися, - перешёптывались лилии, - цветы улыбались. - Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь - природа живая. 8. ФИЗМИНУТКА.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо - влево наклонились
И ещё раз повторили.
Приседаем мы по счёту,
Раз - два - три - четыре - пять.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать.
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А теперь наоборот.
Встанем, дети, на носочки,
Руки тянем в потолок.
На разминке ставим точку,
Продолжаем наш урок. 9. Работа в группах над содержанием текста. - Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы. - Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки) Задание для группы № 1.
- Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
- Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
- Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
- Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
- Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
- Как лебёдушка заметила опасность?
- Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
- Чем закончилось стихотворение?
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 - 21) - Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25) - Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27) - Могла ли она спастись от смерти? (Да) - Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним) - О чём говорит поступок матери - лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.) - Такой поступок называется самопожертвованием. - Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей. - Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории? - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.) - Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. 11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен - Санса и П.И.Чайковского. - Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль - Камиль Сен - Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Слушание отрывка из произведения Сен - Санса «Лебедь». - Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.) - Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене. - Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята) 12. Игра «Если бы я был волшебником». - Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии.) 13. Итог урока. - Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду! - Всех благодарю за работу на уроке. - Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания. Выставление оценок за работу на уроке. 14. Домашнее задание.