Внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Ставрополя Ставропольского края










Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Ступеньки в мир театра» для 1 класса

Срок реализации: 1 год Возраст детей: 7 - 8 лет Количество часов: 34 ч



Авторы - составители: Калмыкова Елена Викторовна МБОУСОШ №7 г. Ставрополь





г. Ставрополь 2013 год


Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Ступеньки в мир театра» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, реализуется в рамках педагогики сотрудничества - совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и воспитанием всестороннеразвитой гармоничной личности. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия элементами театральной деятельности способствуют соединению общих знаний о театре с художественной фантазией и драматизацией, присущей детскому восприятию. В процессе реализации программы происходит формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом с педагогом, с родителями, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют оптимизация процесса обучения чтению; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Программа разделена на ступени. Ступень - поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждая ступень достаточно независима, но, дополняя друг друга, складывается целостная система. Программа для первого класса может послужить толчком для создания её продолжения во 2-4 классах. Причём названия ступеней могут оставаться прежними, и меняться будет лишь уровень и формы работы. Направленность образовательной программы:  создание условий для самореализации и самоопределения личности ребѐнка;  освоение окружающего мира путѐм творческого познания его, осознание своего места в этом мире. Цель образовательной программы: воспитание интереса и любви к театру, как части общей культуры. Задачи образовательной программы:  развитие творческих способностей, эстетического вкуса;  поддержание интереса детей к театру и элементам драматизации через ситуацию успеха;  создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;  обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ. Программа учитывает условия и индивидуальные способности детей, использует в работе доступный материал для драматизации, знакомство с местным театром актёрской профессией. Темы занятий распределены так, что на драматизацию прочитанных произведений, экскурсии и посещение театра отведена большая часть часов по отношению к теоретическим занятиям, чем и достигается общекультурная направленность курса. Ожидаемые результаты. 1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства. 2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем. 3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. 4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически. 5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой. 6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций. 7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве. Получение первичных знаний о театре в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, развитию речи и коммуникативных способностей ребёнка. Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети заинтересуются волшебным миром театра и продолжат работу поданной программе в последующих классах. Личностные: Научатся достойному поведению в театре и других общественно - культурных местах. Метапредметные: Учащиеся смогут анализировать и оценивать жизненные ситуации через вживание в образ. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям. Познавательные: Дети получат знания о структуре театра, основных театральных понятиях(гардероб, сцена, трупп, авансцена, кулиса, зрительный зал, партер, амфитеатр, бельэтаж и т. д.), получат первичные представления о профессии актера. Познакомятся с талантливыми актёрами местного театра. Узнают много нового о мире закулисья (костюмерной, декорациях, гримёрной) и работе людей театра без которой невозможна игра актёров. Регулятивные: Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением; ставить познавательные задачи перед выполнением разных заданий; адекватно оценивать результаты деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов. Коммуникативные: Занятия по данной программе помогут формированию в классе ситуации комфорта и формированию сплочённого детского коллектива. Учащиеся смогут: планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела, участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 -8 лет. Объем программы: 34 часа - 1 класс Сроки реализации образовательной программы - 1 год. Предполагаемые формы занятий: беседа, экскурсия, тренинги, инсценирование, КТД Режим занятий: 1 раз неделю Продолжительность занятия: 35-40 минут Состоит из 4 ступеней:

  • С чего начинается театр? -6 часов
  • Мы - зрители.-6 часов
  • Мы - актёры - 20 часов
  • Театр - маленькая жизнь. -2 часа
Формы работы:
  • мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
  • конкурсы, праздники, творческие мастерские, проекты, КТД.
  • беседы, диспуты, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • экскурсии.
  • посещение театра
Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены в результате участия каждого ученика в совместных творческих проектах и КТД.
Учебно-тематическое планирование № п/п Название ступеней Всего часов Теоретические часы Практические часы I «С чего начинается театр?» 6

1 Какие бывают театры. 1 1
2. Театр начинается с вешалки… 1 1
3 Театры нашего города. Афиша. 1
1 4 Когда куклы оживают? 1 1
5-6 Мир закулисья… 2 1 1 II «Мы - зрители». 6

7- 8 Устройство зрительного зала и сцены театра. 2 1 1 9-10 Правила поведения во время спектакля. 2 1 1 11 Актёры нашего театра. 1
1 12 Посещение театра. Просмотр и обсуждение. 1
1 III «Мы - актёры». 20

13 Легко ли быть актёром? 1 1
14-16 Отличие пьесы от других литературных форм. 3 2 1 17-18 Речь, жесты, мимика. Создание образа. 2 2
19-20 Речь, жесты, мимика. Создание образа. 2
2 21-22 . Музыка и танцы в театре. 2
2 23 Знакомство с пьесой «Волшебный лес» (или другой по выбору) 1 1
24-31 Репетиция - важный процесс. 8
8 32 Премьера спектакля. Обсуждение. 1
1 IV «Театр- маленькая жизнь». 2

33 Любите ли вы театр? 1 1
34 Теперь мы можем пошутить! Театральный «капустник» 1 1
Содержание программы: № п/п Название ступеней Понятия Форма работы I «С чего начинается театр?»

1 Какие бывают театры. Театр, драма, комедия ,оперетта Беседа - презентация 2. Театр начинается с вешалки… Гардероб, программка, звонок Беседа с элементами рассуждений 3 Театры нашего города. Афиша. Реклама, афиша Беседа с элементами творчества. 4 Когда куклы оживают? Образцов, ширма, марионетки, кукловод Просмотр и обсуждение документального фильма про кукольный театр 5-6 Мир закулисья… Кулисы, занавес, костюмер, гримёр, художник - декоратор Беседа - презентация. Экскурсия в театр. II «Мы - зрители».

7- 8 Устройство зрительного зала и сцены театра. Сцена, авансцена, суфлёр, партер, амфитеатр, бельэтаж, галёрка. Познавательная беседа. Экскурсия. 9-10 Правила поведения во время спектакля. Отделение, антракт, буфет. Беседа с элементами викторины. 11 Актёры нашего театра. Фамилии известных актёров нашего театра. Труппа. Круглый стол. 12 Посещение театра. Просмотр и обсуждение. Аншлаг, провал, «бис», «браво» Дискуссия III «Мы - актёры».

13 Легко ли быть актёром? Актёр, актриса, репетиции, чужая жизнь. Беседа - рассуждение. 14-16 Отличие пьесы от других литературных форм. Пьеса, драматург, действующие лица, сцены. Беседа - практикум. 17-18 Речь, жесты, мимика. Создание образа. Речь, жесты, мимика. Инсценирование 19-20 Речь, жесты, мимика. Создание образа. Пантомима, мим, образ. Этюды в парах и группах. 21-22 . Музыка и танцы в театре. Мюзикл, оперетта. Выступление артистов филармонии. 23 Знакомство с пьесой «Волшебный лес» (или другой по выбору) Репетиция, роль, творчество. Чтение, распределение ролей. 24-31 Репетиция - важный процесс. Жестикуляция, музыкальное сопровождение, вживание в образ. Работа над образом. 32 Премьера спектакля. Обсуждение.
Выступление. IV «Театр- маленькая жизнь».

33 Любите ли вы театр?... Афоризм Проект. 34 Теперь мы можем пошутить! Театральный «капустник» «Капустник», юмор, сатира. Концерт.
Перечень оборудования:
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • сканер;
  • принтер лазерный;
  • цифровой фотоаппарат;
  • цифровые носители информации.
  • ширма
  • сцена



Список литературы: Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. Е.А.Гальцова «Забавные истории» (театрально-игровые занятия) 2006 А.П.Макарова «Театрализованные праздники для детей» 2009 Т.Д.Зинкевич «Тренинг по сказкотерапии» С-Петербург 2006 Е.А.Гальцева «Инсценировки и игровые программы» 2009 Волгоград Учитель Н.Д.Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» 2004 Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Список литературы для учеников и родителей: Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольни­ка: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003. Н.В.Нищева «Разноцветные сказки» 2004 Л.Поляк «Театр сказок» 2009 Т.Д.Зинкевич «Тренинг по сказкотерапии» С-Петербург 2006

© 2010-2022