- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Когда командует словарь 2 класс
Конспект урока по русскому языку Когда командует словарь 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шишкина В.М. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока
русского языка во 2 классе по теме:
"Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Тип урока: открытие нового знания
Разработала: Шишкина Валентина Михайловна
Тема урока : Работа над непроверяемыми написаниями. Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём. «Когда командует словарь».
Цель урока: Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.
Оборудование: интерактивная доска, учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко 2 класс.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся, организация внимания.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт
вам радость общения.
- Пожелаем друг другу удачи. (Дети делают хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).
Девизом нашего урока будут слова Слайд1
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений
-Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
С чего мы начнем наш урок? (С повторения необходимых знаний).
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Откройте тетради, положите их правильно.Запишите число.Классная работа.
На доске картинки предметов. Дети называют эти предметы, находят в словах орфограммы и подбирают проверочные слова. Слайд 2-9.
Котята, гриб, лодка, звезда, лиса, хлеб, флаг, снежинка
У.- Какими оказались слова на доске? ( С проверяемыми орфограммами)
У. - Что же мы с вами повторили? (Как проверить орфограммы в корне).
- У. - А почему я выбрала именно это?(Это нам пригодится при открытии нового знания.)
У. Какое задание я вам сейчас предложу(Задание , в котором будет что -то новое)
У. Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы не знаем)
У. - Спишите в тетрадь слова с доски, вставьте в них пропущенные буквы и подберите проверочные слова.
Кр…кодил, …безьяна, , за…ц,. Слайд 10
3. Выявление места и причины затруднения.
У. - У кого появились затруднения? Почему?
Д. К некоторым словам нельзя подобрать проверочные слова.
У. - Как же называются эти слова. (словарные, с непроверяемыми орфограммами)
4. Построение проекта выхода из затруднения
У.-Какова же цель нашего урока? (Научиться писать слова с непроверяемыми орфограммами)
У. Кто теперь сформулирует тему урока (Работа с непроверяемыми орфограммами в словах)
У. - А как же нам узнать правильность написания этих слов? А кто же вам в этом поможет? (учитель, словарь)
У. Я даю вам план работы со словарем. Слайд11
План работы со словарем 1.Произношу слово, как говорю, слушаю себя и определяю в слове орфограмму . 2. Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю. 3.Пишу, диктуя себе. 4.Проверяю, верно ли записал, делаю пометы.
5. Реализация построенного проекта
У. -И предлагаю поработать в группах. Пользуясь планом, вставьте пропущенные буквы в слова пословицы.
Отчеты детей о проделанной работе у доски.
У. Какой же вывод мы можем сделать? ( слова с непроверяемыми орфограммами проверять по словарю) У. - Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике, с. 80 в красной рамочке. У. - А теперь доделаем пробное задание.(ПО РЯДАМ) У. Итак , ребята, если в слове есть проверяемая орфограмма, мы что будем делать? (подбирать проверочное слово), а если непроверяемая ?( обращаться к словарю) Показ эталона. У. - Если в слове есть непроверяемая орфограмма, нужно обратиться к орфографическому словарю. орфографический - указывает, как правильно написать слово)Слайд 12-14
Есть еще толковые словари. Один из таких словарей создал Владимир Иванович Даль - русский учёный и писатель. Жил в 19 веке. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», в котором объяснил значения многих слов. Учёные и сейчас обращаются к страницам этого словаря. толковый - объясняет значения слов. Есть еще и этимологические словари. -- этимологический - рассказывает о происхождении слов) - Вы преодолели своё затруднение. Что дальше? (Надо потренироваться) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -А теперь выполним упр. 452. Прочитайте задание.- Как она называется? - Кто её автор? -А строки, которые пропущены, вспомните? (задание читает ученик) Работа у доски. - Выпишем все названия предметов, у которых в корнях есть безударные гласные, не теряя предлоги. - Какое первое слово? Медведи запишет это слово … (комментирует, ставит ударение. Подчеркивает орфограммы) - Можно подобрать проверочное слово? Нет. - Почему? Непроверяемая орфограмма. - Что нужно сделать? Запомнить. - Слова на велосипеде, на собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике пишут у доски, комментируя вслух. - Какие из этих слов нам знакомы? - Какие слова встретились впервые? На велосипеде, в автомобиле, в трамвайчике. - Да, эти слова для нас новые, и написание их нужно запомнить. - Посмотрим, не пригодятся ли нам подсказки внука К.И Чуковского. У. Ребята, иногда происхождение слов, может помочь в его запоминании, хотя проверочным его назвать нельзя. Прочитаем подсказки внука Чуковского в упр. 453. -Помогли ли нам подсказки? (ХЛОПОК). - Давайте наш вывод сравним с выводом ученых (чтение вывода на стр. 82)
- Согласны вы с учеными? (ХЛОПОК).
Работа с загадкой: Слайд 15.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Береза -словарное слово, но его происхождение может нам помочь в его запоминании.
В этимологическом словаре написано:
«Название свое дерево получило по цвету коры.
У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер образовалось сначала слово «берза», а потом «береза».
Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная е, потому что слово произошло от древнеславянского бер! Так легче запомнить написание слова. У. -Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки? Д. Нет. "Исторические" слова нельзя называть проверочными. Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым написанием. Может служить подсказкой.
Физкультминутка для глаз Слайд 16-20
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа. Упражнение. № 454 - Прочитайте задание к упражнению. - Выполните работу. - Проверка работы по эталону. СЛАЙД 21. Вывод: Иногда знание происхождения слова является подсказкой при написании "словарного" слова. 8.Включение в систему знаний Работа со словарем, в парах. 1) - Прочитайте задание к упражнению № 456 до рамочки - Прочитайте слова - Прочитайте первое задание 2) Инструктаж: - Работаем в парах. - У вас на парте памятка " Как пользоваться словарем" - Договоритесь, кто с какой буквой ищет слово в словаре, при записи слова пользуйтесь памяткой №1, проговариваете друг другу. 9.Рефлексия деятельности У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю? Д. - Когда в слове непроверяемая орфограмма. У. - Командует какой словарь? Д. Орфографический. У. - Подсказывает? Помогает запомнить? Д. Этимологический словарь. Домашнее задание (по выбору) Слайд 22.Поделиться своим опытом запоминания "словарных" слов.
- Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.
-
Написать несколько слов с непроверяемым написанием, объяснить их происхождение, объяснить, как легче их запомнить.
- Приготовьте сигнальные карточки и оцените свою работу на уроке.
- Молодцы! Хорошо потрудились. Спасибо за урок. Слайд 23.