Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Тема: «Вода и жизнь»

Творческая тема: «Всё тайное становится явным»

Учитель: Анисова М.П.

Цель: ознакомить с новыми свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов.

Задачи:

  1. учить наблюдать за явлениями, происходящими в природе;

  2. развивать способность рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности;

  3. воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе, навыки экологической культуры.

Ученик получит возможность научиться:

  • Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;

  • знать значение воды для живого, физические свойства воды;

  • соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами;

  • узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе;

  • приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов:

  • использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе;

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Средства ИКТ

Универсальные учебные действия (УУД)



1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1

Приветствует учащихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.

Приветствую вас, дорогие друзья, члены клуба «Новая цивилизация»! Сегодня в нашем клубе начинает работу научная лаборатория.

Вы станете свидетелями новых открытий, а некоторые совершите сами.

Будете творить волшебство своими руками.

Над тайнами природы откроете завесу

Посредством приобщения к научному прогрессу.

Приветствуют преподавателя.

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Личностные

Формирование познавательных мотивов - интерес к новому.

2. Стратегии для определения потребностей воспитанников

2

Вы готовы отправиться в мир научных открытий? Все новые открытия будут посвящены одному веществу, которое сказало бы о себе так:

«Много меня - пропал бы мир,

Мало меня - пропал бы мир».

Земля, на заре своей жизни, когда была раскалена как огонь, вместе с другими химическими веществами породила воду. Соединяясь с расплавленными породами, вода застыла в гранитах и базальтах. Так жизнь на Земле стала возможной.

Так что же такое вода? Обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы приступить к новым открытиям?

Давайте создадим свою Вселенную. Те планеты, на вопросы которых вы не знаете ответа, раскрасьте в синий цвет.

Проанализируем ситуацию.

Почему на некоторых планетах во Вселенной появились тёмные пятна?

Можно ли изменить ситуацию?

Что делать для того, чтобы каждая планета стала светлой, без тени?

Дети отгадывают загадку, обосновывают свой выбор ответа.

Учащиеся соотносят то, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Высказывают своё мнение.

Выявляют проблему и ищут способ её решения.

На некоторых планетах во Вселенной появились тёмные пятна, потому что не на все вопросы планет мы знаем ответы.

Ситуацию изменить можно.

Для того, чтобы каждая планета стала светлой, без тени, нужно больше узнать о воде.

видеоролик

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе


Личностные (самоопределение)

Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.

Познавательные (действия постановки и решения проблем)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование

3. Формирование продуктивных знаний

3

На нашей планете нет ни одного естественного предмета, пылинки, которые были бы лишены воды. Всё живое и неживое содержит её. И всё же вода до сих пор преподносит загадки, причём одну сложнее другой.

Разобраться в этом нам помогут лучшие умы в области водоучения:

разрушители мифов, хранители тайн и, конечно же, исследователи.

Личностные

Формирование интереса к способу решения и общему способу действия.

Предлагаю проделать несложный опыт: Описание опыта 1: 1.Возьмите сахар, соль и два стакана с водой. Положите в стаканы с водой по ложке сахара и соли. Перемешайте. Куда исчезли соль и сахар, когда их смешали с водой? Изменилась ли вода после растворения в ней соли и сахара? Как?


Дети по группам проделывают опыт. (отвечют на поставленные вопросы)

Коммуникативные Умение договариваться, находить общее решение. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение слушать собеседника.

4

Если посмотреть на воду с научной точки зрения, то природная вода - это всегда раствор. В природе не существует абсолютно чистой воды, без примесей.

Постоянно соприкасаясь со всевозможными веществами, она фактически всегда представляет собой раствор различного, зачастую очень сложного свойства. Происходит это благодаря уникальному свойству воды - быть универсальным растворителем.

А в жизни…

Как это свойство воды позволяет тысячам химических веществ, минералам, а также питательным проходить с кровью по всему нашему телу?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Это очень важное свойство воды позволяет тысячам химических веществ, минералам, а также питательным веществам в растворенном виде проходить с кровью, (которая состоит на четыре пятых из воды), по всему нашему телу, питая организм и обеспечивая ему жизнь.

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

5

А сейчас хранители тайн помогут раскрыть одну загадку, связанную со странным поведением воды.

Фокус 1.



А в жизни…

(купание в солёных и пресных водоёмах)

В Израиле есть Мёртвое море, в котором вода настолько солёная, что на ней можно лежать как на пляже. Ваше тело окажется легче воды и, поэтому, вода будет удерживать его на поверхности.


Описание опыта 2:

Фокус №1 Заставь плавать яйцо Нам понадобятся 2 банки, одна из них литровая, лучше с широким горлышком, (если нет банки, то подойдет любой сосуд с прозрачными стенками), сырое яйцо и 2-3 столовые ложки соли. Наливаем в литровую банку пол-литра воды и растворяем 2-3 столовые ложки соли. Подождём немного, пока вода станет прозрачной. Теперь опустим сырое яйцо в банку. Оно должно плавать у поверхности. Во вторую банку нальём обычной воды. Всё готово. Постепенно наливаем воду в банку с яйцом. Яйцо начинает погружаться и зависнет, как подводная лодка. Продолжаем подливать воду, и наша «подводная лодка» ляжет на дно. Можно усложнить фокус. Положим в пустую банку яйцо и будем подливать воду из разных банок по очереди - сначала солёную, затем обычную. Яйцо будет то подниматься, то опускаться на дно. Почему это происходит? Добавляя соль в воду, мы делаем ее тяжелее (увеличиваем ее плотность). В нашем фокусе яйцо оказывается на дне, когда оно тяжелее воды. Но вот мы добавили соль (солёную воду), и ситуация изменилась. Плотность воды стала больше, яйцо стало легче раствора и всплыло.

Личностные

Формирование познавательных мотивов - интерес к новому.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника;

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

Умение

аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

6 Все знают, что вода превращается в лёд при её охлаждении до нуля градусов по Цельсию. Между тем необычен сам процесс образования льда. Все физические тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Разрушители мифов вам докажут, что вода - это тоже физическое тело, но при замерзании воды все происходит наоборот! Чтобы посмотреть, как изменяется объем воды при переходе из жидкого состояния в твердое, то есть при замерзании, разрушители мифов проделали интересный опыт и сейчас представят его вашему вниманию.

А в жизни…

(трещины на дорогах, водопроводные трубы)


Описание опыта 2: Нам понадобились пластиковая емкость и фломастер. Налили небольшое количество воды в ёмкость (примерно наполовину) и сделалии отметку уровня воды фломастером. Поставили ёмкость в морозилку на ночь. Утром посмотрели, изменился ли уровень воды, когда она превратилась в лед. На сколько?

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Коммуникативные

Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

7 Есть один уникальный факт о воде - оказывается, горячая вода замерзает быстрее холодной! Верится с трудом! По логике вещей, горячей воде надо сначала остыть до температуры холодной, и только потом превращаться в лед, а холодной остывать не надо.

Разрушители мифов докажут вам это! Описание опыта 3: Нам понадобились две одинаковые закрывающиеся емкости, две небольшие одинаковые открытые ёмкости Сделали отметку фломастером, чтобы различить ёмкости с горячей и холодной водой. Сначала налили небольшое (одинаковое!) количество холодной и горячей (вода должна быть очень горячей, не меньше 70 градусов) воды в закрывающиеся ёмкости. Вода при замерзании увеличивается в объёме - это мы уже знаем, поэтому наливать нужно чуть больше половины, чтобы впоследствии не повредить ёмкость. Поставили ёмкости в морозилку. Теперь самое важное - периодически заглядывать в морозилку, чтобы проверить, не замёрзла ли вода. Теперь вторая часть - наливаем холодную и горячую воду в одинаковые открытые ёмкости. Ставим в морозилку и опять проверяем, чтобы установить, какая вода (горячая или холодная) замёрзла быстрее. Сравниваем результаты, полученные в первой и второй частях опыта, делаем вывод.

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Личностные

Формирование познавательных мотивов - интерес к новому.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника;

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Установление причинно-следственных связей.

8 Одним из важных свойств воды является поверхностное натяжение. С ним связано сильное смачивающее действие воды (способность «прилипать» к поверхности многих твердых тел). Например, из-за сил поверхностного натяжения формируются капля, лужица, струя воды «слипается» в цилиндр, маленькие объекты с плотностью больше плотности жидкости способны «плавать» на поверхности жидкости. Некоторые насекомые (например, водомерки) способны передвигаться по воде, удерживаясь на её поверхности за счёт сил поверхностного натяжения. Как вы думаете, почему если очень медленно наливать в чашку чай до краев, то какое-то время он не будет выливаться через край? Конечно, дело в поверхностном натяжении воды! Посмотрев на свет, можно увидеть, что над поверхностью жидкости образовалась тончайшая пленка, которая не дает чаю выливаться. Хранители тайн покажут фокус, который раскроет тайну поверхностного натяжения воды.



А в жизни… (лодка пристаёт к берегу, ныряние в воду)

Фокус 2

«Шарик в стакане с водой»

Нам понадобилось следующее:

1 стакан, кувшин с водой,

шарик для пинг-понга.

Начинаем научное волшебство

Наполним стакан водой и положим в него шарик для пинг-понга. Теперь попросим кого-нибудь установить его в центре стакана. Как видите, это никак не удается - шарик прилипает к краю стакана из-за действия сил поверхностного натяжения. Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Добавим воды в стакан так, чтобы она переливалась через край. Тогда силы поверхностного натяжения автоматически установят шарик в центр. Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Личностные

Установление связи между учением и жизненными ситуациями.

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника;

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

9 Смачивание и поверхностное натяжение лежат в основе явления, названного капиллярностью: в узких каналах вода способна подниматься на высоту гораздо большую, чем та, которую «позволяет» сила тяжести.


Попробуйте самостоятельно проделать следующий опыт, наглядно иллюстрирующий капиллярность. Опыт 4 Вам понадобятся глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды. Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости на дно тарелки (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Осторожно! Когда сахар пропитается водой, башня может «рухнуть».

А в жизни… (фломастер, веточка дерева)


Дети проделывают опыт.

Познавательные

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Установление причинно-следственных связей.

Учитель использует на уроке приём ПОПС.

Предлагает учащимся обосновать гипотезы, опираясь на карточку с предложениями, отражающими компоненты ПОПС-формулы:

Я считаю, что…

Потому, что…

На примере того, что…

Исходя из этого, я делаю вывод в том, что…

Каждая группа на основе ПОПС-формулы обсуждает свою гипотезу, строит логическую цепь рассуждений.

Технологическая карта внеклассного занятия в 3 классе

Познавательные (логические)

13


© 2010-2022