Занятие по математике в подготовительной группе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по математике в подготовительной группе.

Тема:

Цель: Развитие устойчивого интереса к математическим знаниям и умениям пользоваться ими в жизни.

Задачи: Формировать у детей первоначальные измерительные умения, с помощью условной мерки(бумаги в клетку).

Закреплять умения детей работать индивидуально, в парах, в группах.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывать коммуникативные умения и навыки.

Начинается занятие с мозговой гимнастики.

В:Сегодня у нас занятие по математике и мы отправляемся в гости к смешарикам.(выставляю персонажей.)

«Вы знаете как их зовут?»

Давайте их сосчитаем.Какой по счету Крош? Кто стоит за Нюшей?Кто стоит перед ежиком?Кто стоит справа? Слева?

Вот пришел Крош и сказал ,что математика ему не нужна.

А вам нужна математика? А зачем? (ответы детей.)

Крош сегодня собрался в гости к Нюше. А какой сегодня день недели? А какой был вчера? Позавчера? Какой будет завтра? Послезавтра? Назовите второй день недели? Третий?

Объясняю для чего путевой лист.

Все смешарики живут на одной улице, у них есть дома.(выставляю.)

Чем дома похожи и что у них разное? А какой формы крыша у этого домика?( трапеция)

Давайте соберем трапецию из квадрата и двух треугольников. Поученный результат отмечаем в путевом листе.

Около каждого дома есть «дворик» ,чтобы он был уютным мы сделаем «клумбы».

В левом верхнем углу- зеленая прямоугольная, в левом нижнем- красная круглая, в правом нижнем- квадратная желтая, в правом верхнем- синяя трапеция, в середине - овальная оранжевая .

Сравниваем с образцом. Отмечаем в путевом листе.

Физкультурная минутка.

У каждого из вас есть адрес . Что это такое? (ответы детей.)

Нюша пригласила Кроша , а адреса не дала ,давайте ей поможем и пронумеруем дома.

Но вот беда цифры запутались.

Дети работают в подгруппах.Отмечают в путевых листах.

У них разная длинна дорог.Кто же прийдет первым?

У девочек изображен путь Пина ,у мальчиков - Карыча .

А какие у них дорожки ?( изогнутые, кривые )

Дорожки надо выпрямить с помощью условной мерки.

Выполняют и отмечают в путевых листах.

Что мы сегодня делали на занятии? Зачем мы это делали? Как это пригодиться в жизни?

Домашнее задание: дополнить проект клумб.

- какой номер дома у Нюши? Зеленый дом чей? Какого цвета 8-й дом? Чей 7 -й дом?

А еще к Нюше идут Пин иКарыч.У них



Конспект

Интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну математику». Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня и числа; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу. Предварительная работа: Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу»; дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный». Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); наглядный материал для решения арифметических задач; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику». Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей посмотрите поздоровайтесь. С чего мы начинаем любое занятие? Для чего мы ее делаем?» Начинаем занятие с мозговой гимнастики ( проводит Люда )

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…» Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое царство забрался незнайка. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, не знает, как образуется число 10. Он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Этот незнайка решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! царство в опасности. Ваш друг Царица».

«Ну, что, ребята, поможем Царице навести порядок в ее царстве-государстве? А какая царица мы узнаем только в конце занятия, когда выполним все задания». Дети: «Да, да, поможем!» Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!» Сопровождать вас будет путевой лист, в котором вы будете оценивать себя во всех заданиях. Давайте вспомним как мы умеем себя оценивать.(светофорчик) Прохождение пароля. Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя: 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. Сколько пальцев на одной руке? (5) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух собак? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9). 11. Назови предшествующее число числу 7? 12. Я называю число вы называете последующее за ним. 8 а последующее? 13. Назови соседей числа 4. Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся карточки». Дидактическая игра: «Живая неделя», Ход: семь карточек перевернуты вниз. На каждой карточке кружочки соответствующие дню недели понедельник - 1 кружок вторник - 2 кружка среда - 3 кружка четверг - 4 кр пятница - 5 кр суббота - 6 кр воскресенье - 7 кр Дети берут по одной карточке. Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!» Выстраиваются в указанном порядке. Воспитатель: «Назовите свой день недели!» Называют свой день недели. Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)». Оцените себя в путевом листе № 1 И вот мы отправляемся дальше. 2-е задание . Задание «Построй город из геометрических модулей» Воспитатель: Что есть в городе?( Здания, растения, люди, транспорт) Как мы будем работать? (дружно, сообща) Ход: дети выполняют в группах постройку зданий из геометрических модулей, т.е. «восстанавливают» разрушенный город. Оцените себя в путевом листе № 2 Воспитатель: следующее задание графический диктант. Оцените себя в путевом листе № 3 Чтобы нам быстро выполнить задание сделаем пальчиковую гимнастику. Составление и решение арифметических задач задание №4 Ход: сегодня мы будем продолжать составлять и решать задачи. Посчитайте, сколько яблок лежит в тарелке. Я положу еще одно (кладет).Придумайте задачу о том , что я сделала. (На тарелке лежало 5 яблок, вы положили еще 1 яблоко. Сколько всего яблок оказалось на тарелке?) -на тарелке лежало 5 яблок, я положила еще одно яблоко - это условие задачи -Кто повторит условие задачи? (ответ) - правильно. Условие задачи - это маленький рассказ. В условии есть числа. - назовите числа в той задаче (5 и 1) - в условии задачи всегда должно быть не менее двух чисел. Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? (сколько всего яблок оказалось в тарелке) - вопрос должен соответствовать смыслу задачи. - кто повторит всю задачу? (дети повторяют). - запишите решение задачи.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! Оцените себя в путевом листе № 4

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все внимательные! А теперь снова в путь. Мы идем с вами трудной дорогой, но мы уверены в себе и все нам по плечу. какое сейчас время года? Назовите признаки весны. Ребята, слышите шум? (шум ручейка) Звуки воды Воспитатель: Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел». 5-е задание Дидактическая игра «Ручеек» Ход: двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9; Оцените себя в путевом листе № 5 Игра «Делай по сигналу» задание № 6 Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка - встают в позу аиста, на три хлопка - в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный. Оцените себя в путевом листе № 6

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите цифры, то получится слово, которое нужно прочитать и только тогда мы сможем вернуться назад. Прохождение пароля на выход из волшебной страны. Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»). По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой. Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Давайте посмотрим по оценочному листу как мы работали в стране математике. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?» Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!» Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой». Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?» Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику». Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок, а незнайка стал все знать и стал знайкой. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития». Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного». Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе». Воспитатель вручает детям медали и конфеты и приглашает их на чаепитие.





















Используемая литература: В. П. Новикова «Математика в детском саду» (Подготовительная группа) - М. Мозаика-Синтез,2003 г. Л. С. Метлина «Занятие по математике в детском саду», изд-во Просвещение, 1985 г. Приложение:

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами. 1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, не знает, как образуется число 10. Он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Царица Математика». 2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из модулей, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали». Прохождение пароля. Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции. Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя: 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. Сколько пальцев на одной руке? (5) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух собак? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9). Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей». Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня. Материал: семь цветных картонных листов размером А5. Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубая, четверг - зеленый, пятница - желтая, суббота - оранжевая, воскресенье - красное. Дети берут по одной карточке. Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!» Выстраиваются в указанном порядке. Воспитатель: «Назовите свой день недели!» Называют свой день недели. Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)». Задание «Построй город из геометрических фигур» Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д. Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши. Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе. Дидактические игры: «Ручеек» Цель: закреплять знания детей о составе числа 10. Материал: числовые карточки от 1 до 10 в двух экземплярах. Ход: двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9; «Покажи соседей» Цель: закреплять умение детей называть «соседей» числа. Материал: числовые карточки от 1 до 10. Ход: воспитатель говорит: «Цифра «5», покажи своих «соседей». Ребенок с цифрой 5 находит «соседей» и они встают по порядку. Игровое задание со счетными палочками. Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры. Материалы: счетные палочки. Ход: воспитатель дает детям задание: 1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб). 5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник). 6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник). 7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). 8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция). 9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник). 10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников). 11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник). 12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников). Игра «Что, где?» Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции. Материал: мяч. Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим. Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе. Составление и решение арифметических задач Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус). Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине. Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.). 6+3 - в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов? 4+5 (рыбки) - в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок? 10-6 (яблоки) - в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось? 2+8 (грибы) - на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов? 10-5 (морковки) - на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось? Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус». Игра «Кто самый внимательный» Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции. Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка - встают в позу аиста, на три хлопка - в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный. Прохождение пароля на выход из волшебной страны. Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам. Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой - буквы. Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»). По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.























«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое царство забрался незнайка. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил мой город, совершенно не знает цифр, не знает, как образуется число 10. Он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Этот незнайка решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! царство в опасности. Ваш друг Царица».



















«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из модулей, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок, а незнайка стал все знать и стал знайкой.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали». Ваш друг царица математика.



© 2010-2022