Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках и во внеурочное время / из опыта работы/

Степунина

Любовь

Владимировна

Учитель начальных классов

б/категории

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.

Создать условия для развития функциональной грамотности чтения младших школьников. (1 слайд)

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»

(А.А. Леонтьев). (2 слайд)

Понимая значимость обучения чтению, на своих уроках я применяю разнообразные формы, методы и виды работы. Это- минутки чтения на каждом уроке, речевые разминки, зрительные диктанты и другие виды работы с текстом. Кроме того на уроках чтения использую приемы технологии критического мышления. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Моделировать урок в этой технологии непросто, ведь это

1 класс. Поэтому я ограничилась только элементами.

Применяю прием «Верите ли вы, что…» Этот прием позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать свое мнение ( использую круг зеленого цвета- да, круг красного цвета- нет).

Например:

Верите ли вы что звук Ш может быть мягким?

Верите ли вы, что буква П следует за буквой О в алфавите?

Верите ли вы, что мягкий знак имеет звук?

Верите ли вы, что в алфавите 36 букв?

Верите ли вы, в русском языке 10 гласных?

Прием помогает мне не только оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. (3 слайд)

Восприятие текста - происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

- увеличить ширину поля зрения.

На решение этой задачи направлено упражнение

«Пирамида»

О М

А Х Н Л

Глядя в центр, на точку и не двигая глазами по горизонтам, надо постараться одновременно увидеть два слога. Расширению поля зрения способствует и «Словесная пирамида». Кол Укол Уколол Уколоть Ма Мал Мама Марка Знать Узнать Познать Опознать

Игры на звукоподражание: (слайд 4)

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра...

Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда...

Га, га, га!

Наши курочки в окно...

Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет..

-Ку-ка-ре-ку!

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и не сплошных текстов. (слайд 5)

1.Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов.

Для этого я взяла текст из известного детям произведения «Репка».

По.. де.. ре.. Вы.. ре.. бо..-пре.. Ста..де.. ре..тя..

Тя..- потя.., вы.. не мо..

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)

Интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. (Слайд 6)

Инсценировка сказки : «Репка» Рисунки к произведениям В.Бианки

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 1-м классе. (слайд 7)

ДЕДУШКА

Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

1.Чему учил дедушка мальчиков?

2. Чему вы научились у своего дедушки?

Развитие функциональной грамотности в современной жизни не имеет представления без компьютерных технологий. (Слайд 8)

Игра» Конструируем буквы.»

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Игра:»Волшебные превращения» ( Какие буквы алфавита имеют элементы- овал?)

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)

Прием «Написания творческих работ» хорошо зарекомендовал себя . (Слайд9)

Изготовление «Книжки-малышки»Загадки»

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)

К празднику «Прощания с Букварём» сочинили сказки об алфавите.

Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)

Также практикую в своей работе домашнее чтение книг, где каждый родитель ведет контроль над чтением дома. Заводится тетрадь, где родители записывают дату, название произведения прочитанного дома, время чтения и ставят свою роспись.
Уже в 1 классе мои дети все посещают библиотеку.

Всем успехов. Спасибо за внимание. ( 10 сдайд)



© 2010-2022