Урок по чтению для 3 класса «Почему люди фантазируют»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Ф. И. О. Гильяльдинова Надежда Ивановна
Предмет: литературное чтение
Квалификационная категория: вторая
Место работы: МОУ «Гимназия № 10 ЗМР РТ»
Тема : «Почему люди фантазируют» ( по произведению Т. Пономаревой) (программа «Перспективная начальная школа» . Автор: Н. А. Чуракова) Класс: третий
Цели: 1) Обсудить с учащимися в ходе дискуссии особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению; развивать умение творчески подходить к художественному произведению, уметь заменить одного героя другим; на материале музыкальных произведений и произведений живописи показать особенности творчества и фантазии в изобразительном искусстве и музыке. 2) Развивать творческие способности, воображение, речь учащихся. 3) Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, к людям вокруг нас.
Окружающая жизнь-это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. И необходимо, начиная с начальной школы, вовлекать детей в активную познавательную деятельность. Форма урока- заседание клуба «Ключ и заря»- располагает детей к обсуждению, развивает мыслительную деятельность. Дети учатся проводить дискуссию, формировать свою точку зрения и подходить к решению проблем самостоятельно. Знакомясь с произведениями литературы, живописи, музыки, ученики младшего класса сами принимают участие в творчестве, они фантазируют, спорят , размышляют.












Оборудование: таблички со словами, стол для заседания, рамки для просмотра картины, образцы мозаики, газета с объявлением, карточки с незаконченными предложениями , магнитофон, кассета.
  1. Организационный момент.
Учитель( У. ). Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Предлагаю вам садиться И сейчас начнем трудиться. 2. Введение в тему урока. У. Мы сегодня собрались на занятие клуба «Ключ и заря»,участниками которого будем мы сами и наши герои Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин, волшебница Анишит Йокоповна, Главный Библиотекарь Михаил Потапович. Тема занятия- « Почему люди фантазируют». (Герои-учащиеся сидят за столом перед классом) Анишит Йокоповна (А Й): Я предлагаю прочитать историю из книги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон». 3.Чтение произведение Т. Пономаревой « Автобус». Словарная работа. 4. Анализ прочитанного произведения У. Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? Миша. Два героя. Маша. Их не меньше трех. У. А как вы думаете, ребята ? Дети (Д.) Три героя: Автор, бабушка и автобус. У. Чье поведение напоминает вам поведение автобуса? Д. Поведение собаки. У. Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку? Маша. Это сказка или рассказ? Миша (смеясь). Конечно , это сказка! Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака? Маша: Это рассказ. Костя Погодин (К П. ): Это небылица. Главный Библиотекарь (Г Б): Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке. Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа -разные цели. Цель небылицы- поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки- приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленным миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа- «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.У. Познакомимся с содержанием плаката Летучей Мыши.

У. Этот текст-небылица? Д. Нет. ГБ: Обсудим мнение Маши и Миши. Ещё раз прочитайте ,каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус»- это сказка или рассказ? Дети высказывают свою точку зрения. ГБ: Так и должно быть: по смыслу это сказка -рассказ! Но вот по построению это что? У. Как вы думаете, ребята? Д. Рассказ.
В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.


А Й. Хотите проверить своё предположение? Замените в тексте слово «автобус» словом «пес» и прочитайте еще раз. Сразу все увидите. К П: Тогда придется ещё кое- что заменить. Пес не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом! А Й. Хорошо! Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте. У. Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем -необыкновенные. Учащиеся пересказывают текст с заменой героя. У. Можно ли сказать , что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием? Д. Олицетворение. У. Как называется прием, когда мы сравнивали автобус и собаку? Д. Сравнение. У. Вы обращаете внимание на объявления в газете? Обязательно ли нужно ждать вознаграждения за возврат или нет? У. Автор Т. Пономарева -человек с богатой фантазией? Физкультминутка 5. Поход в «Музейный Дом» У. А сейчас мы отправимся в «Музейный Дом» и найдем фотографию Нарвских ворот и репродукцию картины Павла Филонова «Нарвские ворота». К П: Можно я расскажу про Нарвские ворота? Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены В 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху- колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди! А Й. Очень хорошо, Костя! У. Ребята! Рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видите коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? Что такое арка? Ученики ищут в Толковом словаре значение этого слова. Арка- сооружение в виде больших ворот дугообразной формы. У. Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? Д. Зиму. Люди в зимней одежде. У. А какой день: солнечный или пасмурный? Докажи свое мнение. Д. Солнечный, так как снег блестит. У. Где видно, что ворота- это вход в большой город с многоэтажными домами? Д. На фотографии. У. Сравни изображение коней на картине и на фотографии. Миша. На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные. Маша. На картине кони как будто ожили. У. А у вас ,ребята, какое впечатление? А Й. Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? Такое изображение называется мозаикой. У. А вы когда-нибудь видели мозаику? Может быть сами ее составляли? Учитель показывает образцы мозаики. А Й. Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики. Кто догадался , зачем он это делает? Ответы детей. Миша. Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит. Маша. Разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной. К П. Мозаика из пятен создает впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов. У. Как вы думаете: чтобы так изобразить Нарвские ворота, нужно обладать воображением и фантазией? Физкультминутка 6. Прослушивание музыкального произведения. Анишит Йокоповна (подошла к магнитофону и предложила). Давайте послушаем пьесу Сергея Прокофьева «Мимолетности №1» У. Что вы представили слушая это произведение? 7. Творческая работа учащихся. У. Сейчас попробуем побывать в роли фантазеров, проявим свое богатое воображение и творчество и выполним следующее задание: закончить данные фразы: - Что было бы, если солнце всегда было закрыто тучами… -Что было бы, если весь мир, окружающий человека, стал бы очень медленным… -Что было бы, если свет был бы не белым, а черным… 8.Итог урока. У. Что нового вы узнали на уроке? Какой вывод мы можем сделать? Вывод: . Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве писателей, художников и музыкантов. И нужно нам всем стремиться развивать воображение и уметь проявлять свое творчество..
© 2010-2022