Урок по литературному чтению Зима в изображении поэтов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М



униципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 5 г.Усть-Лабинска







УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВО 2 КЛАССЕ




«ЗИМА В ИЗОБРАЖЕНИИ ПОЭТОВ»

Из опыта работы

учителя начальных классов МОУ гимназии № 5 Кобзаревой Е.В.




г.Усть-Лабинск

Тема: С.А.Есенин «Поет зима - аукает…»


Цель: ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина; показать значение литературных приемов в лирике поэта; развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворением «Поет зима - аукает…»; способствовать эстетическому развитию учащихся


Оборудование: портрет С.А.Есенина; картины зимней природы, созданные детьми, а также фотографии; карточки со словами: эпитет, сравнение, контраст, олицетворение; плакат со словами А.Толстого «Его поэзия - есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души»; видеофрагмент с изображением зимнего леса; музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

ХОД УРОКА


Учитель: Здравствуйте, друзья! Сегодня утром вы шли в школу… А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для его описания. Ученик: Утро пасмурное, серое, хмурое, неприветливое, ветреное, морозное, сердитое. Учитель: Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения? Ученик: С помощью мимики Учитель: Правильно. Попробуйте показать выражением лица свое настроение (дети показывают). Отчего же вам радостно? Почему улыбаетесь? Ученик: Радостно от встречи с учительницей, одноклассниками, от встречи с новым произведением на уроке. Учитель: Дорогие ребята, мне тоже сегодня радостно от встречи с вами. Я радуюсь и волнуюсь потому, что сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром - миром поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страничку… А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, что там за окном. Ученик: Скрипит снег под ногами, каркают вороны, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве… Учитель: Сегодня утром шел снег. Как он шел? Расскажите. Ученик: Он шел медленно, неторопливо. Все, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет. Учитель: Кто помнит, чем пахнет снег? Ученик: Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой Учитель: Иногда люди говорят: «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это выражение? Ученик: Это значит, что что-то произошло, причем неожиданно, внезапно. Учитель: Расскажите, какие снежинки вы видели. Ученик: Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, легкие, кружевные… Учитель: Что же делают эти снежинки? Ученик: Они летают, кружатся, падают, ложатся, блестят, сверкают… Учитель: А можно сказать, что он шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? Ученик: В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ Учитель: Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью, потоку что она - ваша, вы создали ее в своем воображении. Представили? Теперь возьмите фломастер и нарисуйте ее (дети рисуют, звучит тихая музыка). Сейчас наша снежинка станет сказочной, живой, потому что мы будем играть в игру "Живое предложение". Итак, я - слово снежинка... Смысл игры заключается в том, что каждый из участников игры становится Словом. Главная задача играющих - придумать красивые, правильные слова и найти свое место среди других слов. Основное требование к игре: предложение должно быть содержательным, красивым, интересным, ярким, большим. Желательно, чтобы в игре принима­ли участие все дети. Предложение может быть таким: Мохнатые пушистые снежинки, тихо кружась в морозном воздухе, плавно падают на белую землю, блестят и переливаются на солнце всеми цветами радуги. А сейчас закроем глаза и шепотом произнесем: з-и-м-а... Какое чувство возникло?

Ученик: Стало холодно и грустно... А мне стало радостно, я люблю зиму... Учитель: А какие ассоциации связаны со словом зима (ответы детей). Зима уже давно стала полноправной хозяйкой в природе. Многое изменила она, побывав в лесу, не хотите ли увидеть? Ученик: Хотим. Учитель: Предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес; прошу закрыть глаза. Звучит тихая "волшебная" музыка. На телевизионном экране появляется изображение зимнего спящего леса, издалека доносится стук дятла, среди веток мелькает хвост белочки. Фильм снят специально для урока. Какой лес вы увидели? Ученик: Лес неподвижный, сонный, белоснежный, кружевной, прозрачный, загадочные, таинственный. Учитель: А кто сделал лес таким, кто хозяйничает в нем? Ученик: Волшебница-зима. Учитель: Как бы вы назвали зиму? Подберите красивые слова Ученик: Зима - волшебница, кудесница, кружевница, снежная, морозная... Учитель: А что вам послышалось в зимнем лесу? Ученик: Шум ветра. Тишину леса нарушил стук дятла. С ветки упала сосновая шишка, а вместе с ней снег, точно алмазная пыль, упал на землю. Учитель: Что же делает сейчас ветер в лесу? Ученик: Он шумит, дует, завывает, поет, баюкает... Учитель: Зимняя природа побуждает людей творить. На доске вы видите рисунки и картины учеников нашего класса, работы родителей, посвященные зиме. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. (В классе звучит музыка из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик"). Изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор - с помощью звуков, а писатель, поэт "рисуют" картины словами... На фоне тихой музыки учитель читает стихотворение С.А.Есенина "Поет зима - аукает...". Какими впечатлениями вам хочется поделиться? Что вам особен­но понравилось?

Ученик: Очень жалко воробышков, они замерзли. Учитель: А знаете ли вы, что первое название этого стихотво­рения и было "Воробышки"? Прочитаем о них. (Дети выполняют задание учителя). Какие олова особенно вызывают переживания поэта? А может быть, вы знаете, как называются слова, кото­рые согласуются с данным словом для большей выразительности? Ученик: Эпитеты (на доске карточка с этим словом) Учитель: Какой еще прием использует автор, чтобы усилить переживания? Ученик: Прием сравнения: "Воробышки, как детки сиротливые" (на доске карточка) Учитель: Для чего же Есенин использует эпитеты, сравнения? Ученик: Чтобы ярче передавать свои чувства нам Учитель: Попробуем передать чувства автора своим чтением, передадим тревогу, волнение, переживание. Почему же пташки бедные, голодные? Ученик: Зима сердитая, злая Учитель: Прочитайте, какая зима у поэта. Какие слова-краски помогут оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом? Как называется такой литературный прием? Ученик: Олицетворение (на доске карточка со словом) Учитель: Как вы думаете, для чего Есенин рассказывает о холод­ной метелице, седых облаках, снежных вихрях? Ученик: Чтобы показать силу и власть зимы. Учитель: Попытаемся голосом передать силу, власть зимы, ее могущество. Все ли так страшно в стихотворении? Докажите. Как прочитаем эти строки? Ученик: С надеждой, светло... Учитель: В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. Как бы вы назвали эти образы? Ученик: Противоположными. Поэт использует прием контраста (на доске карточка со словом) Учитель: Для чего же автор использует этот литературный прием? Ученик: Чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие. Учитель: Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует поэт... Попробуем в чтении передать настроение поэта (дети выполняют задание учителя). Автор этого стихотворения - Сергей Александрович Есенин, о нем его современник, писатель Алексей Николаевич Толстой, писал так: "Его поэзия есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души". А что бы вы сказали о Есенине? Что вы открыли в сти­хотворении? (ответы детей). В своих стихах поэт воспел красоту русской природы, восхищается ею и удивляется ей. Любовь к России, ее природе он впи­тал в себя еще с детства. Ведь вырос он в селе Константинове, что на Рязанщине, в центре России. Во всем мире знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна, Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться. Я очень люблю стихи Есенина» надеюсь, что полюбите их и вы. Среди ваших родителей есть тоже немало любителей поэзии, особенно поэзии Есенина. Один из родителей исполняет песню на стихи Есенина. Какое домашнее задание вам бы хотелось получить? Ученик: Выучить стихотворение Есенина наизусть.

Учитель: Спасибо за урок.


© 2010-2022