Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Автор: корякина татьяна альбертовна Что знает о сказке, о её возможностях современный человек? Зачастую, если он не занимается этим профессионально, его знания ограничиваются определением из словаря: «Сказка - один из основных жанров фольклора, этическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» С древних времён сказка выполняла очень важную функцию: она отражала социальные отношения, она учила. И эти знания имеют прямое отношение и к нашей жизни. Одними из основных принципов ФГОС являются принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром и принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Поэтому, многие современные воспитатели используют сказки в воспитательных и образовательных целях, пользуются элементами сказкотерапии для формирования эмоциональной сферы дошкольника. И мы, в нашем садике активно пользуемся этими приёмами обучения. В рамках данной статьи я хочу поделиться опытом, раскрывающим особенности использования приёма сказкотерапии северными сказками в процессе ознакомлении детей с природными явлениями и экологическом воспитании. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством, всегда привлекает детей. Ребёнок с радостью погружается в воображаемый, нереальный мир, активно участвует в нём, творчески преобразует его. Но нереальным он кажется только нам, взрослым. Ребёнок же, перевоплощаясь в фей, колдунов, животных, растения, насекомых, пропускает через себя волнения, проблемы своего героя, лучше запоминает при этом данный педагогом учебный материал. Заметим, что при этом перевоплощении эффективно решаются и воспитательные задачи. Использование элементов сказкотерапии в работе по экологическому образованию дошкольников предполагает реализацию трёх базовых модулей. Первый модуль - ознакомительный. Дети получают определённые знания на занятиях-путешествиях в сказку. Отправляясь в сказку, дети знакомятся с определёнными природными явлениями. Например, узнают чёткую последовательность времён года; получают знания о растительном и животном мире нашего леса. По мере погружения в сказку происходит смена явлений, которые дети переживают одно за другим. Так, если дети в зимнем лесу, они мёрзнут от холода, укрывают ёлочку слоем снега, спасают птичку, спрятав её за пазуху. Если погружение в сказку сопровождается звуками леса, классической музыкой, притушенным освещением, это, безусловно, делает обстановку волшебной, таинственной. И всё происходящее ещё больше заинтересует ребёнка, сильнее привлечёт его внимание. Ведь не секрет, что детей всегда привлекает что-то таинственное, яркое, так как внимание ребёнка является непроизвольным. Если сказка понравится детям, можно рассказать её ещё раз, включая новые знания о природе. Второй модуль - коррекционно-развивающий. В его рамках формируется навык свободного оперирования знаниями о природе. Во время путешествий в сказку на этом этапе работы, дети от пассивного проигрывания ситуаций с помощью воспитателя переходят к решению дидактических задач, направленных на адекватное включение их в социальную среду. Например, на занятии «Путешествие в зимний лес» дети решают проблему, как сохранить деревья и кустарники в зимнюю стужу (укрыть толстым слоем снега). Или на занятии «пропавший Оленёнок» дети помогают олененку добраться до своего дома - стада, одновременно закрепляя строение оленей и их способы передвижения (олень бегает, прыгает, имеет быстрые и сильные ноги,). На этапе третьего - интеграционного модуля решаются сложные дидактические задачи, направленные на развитие всей познавательной деятельности в целом (закрепляются обобщающие понятия, классифицируются признаки, развивается речь, аналитическая деятельность, воображение). Например, на занятиях-путешествиях в сказку, на определённом этапе, воспитатель прекращает вести детей за собой по сказке, детям предлагается придумать конец истории, найти выход из тупика, заменить отрицательный исход на положительный путём решения какой - либо дидактической задачи. «Зима, весна, лето, осень - времена года. Запомни, малыш», «Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы» - втолковывает воспитатель. Это сложно запомнить ребёнку, да и довольно скучно. Интереснее и полезней отправиться вместе с ребенком в сказку «» в зимний лес за подснежниками, мерзнуть на ветру в феврале (упражнение на дыхание «Дует ветер»), радоваться солнечным лучам и журчанию воды в июне (упражнение на релаксацию «ручей»), вдыхать аромат первоцветов (упражнение для пальчиков «Цветок»). Человек - частица мира, часть природы. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее его знания о нём, реализация его творческих способностей в природе. Литература.

© 2010-2022