Рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета Изобразительное искусство 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Моршанска



Рассмотрена Утверждена

на заседании ШМО приказом директора

протокол №____ МБОУ «СОШ №3»

от «__»_______2014г №___ «__»______2014г.

Рекомендована

к утверждению МС

протокол №____

от «__»_______2014г

Рабочая программа

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 1 класса



на 2014 -2015 учебный год









Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); -Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями; -Приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); -Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями); -Законом Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»; -Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования; -Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»; -На основе авторской программы Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. - УМК «Перспектива». Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы имеет важное значение в воспитании учащихся. Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

Основные цели программы:

  • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
  • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

  • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
  • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности на уроках является приобретение учащимися умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, формирование индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даѐт возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости или, наоборот, огорчения. Восприятие произведения изобразительного искусства рассматривается целостно, т.е. охватывает сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа. Произведения для анализа отобраны с учѐтом доступности детям младшего школьного возраста. Автором продуманы задания для самостоятельного рассказывания учащихся о том, что изображено, выделения характерных деталей, признаков, существенных для раскрытия образов, средств художественной выразительности. Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, предметов, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, особенности композиции, учитель постепенно подводит учащихся к умению элементарно оценивать и обобщать воспринятое.

Оценка учителя обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения (положительное подкрепление), чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному творчеству

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане на изучение изобразительного искусства в первом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего - 33 ч.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмо- ционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметныерезультаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

в результате изучения изобразительного искусства учащийся должен: знать:

  • значения слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика;

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение тѐплых и холодных цветов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • правила безопасности и личной гигиены, правила планирования и организации работы;

уметь:

  • организовать своѐ рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учѐтом замысла;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; выражения собственного мнения при оценке произведений искусства; проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда - своего и других людей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Восхитись красотой нарядной осени - 9 часов. Какого цвета осень? Твой осенний букет. Осенние перемены в природе. В сентябре у рябины именины. Щедрая осень. Орнамент народов России. Золотые травы России. Изовикторина. Наши достижения. Наш проект.

Любуйся узорами красавицы зимы - 8 часов. Орнамент народов России. Русская глиняная каргопольская игрушка. Зимнее дерево. Зимний пейзаж: день и ночь. Белоснежные узоры. Цвета радуги в новогодних игрушках. Изовикторина. Наши достижения. Наш проект.

Радуйся многоцветью весны и лета - 16 часов. По следам зимней сказки. Зимние забавы. Защитники земли русской. Русская глиняная игрушка. Народный костюм. Вешние воды. Птицы - вестники весны. У лукоморья дуб зелёный. Образ сказочного героя. Цвет и оттенки. Тёплые и холодные, основные и дополнительные цвета. Пейзаж в живописи. Изовикторина. Наши достижения. Наш проект.

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и ха- рактерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учё- том местных условий). АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразитель- ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, гео-графических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.



Тематическое планирование

Тема урока

Деятельность обучающихся

Вид работы

Восхитись красотой нарядной осени (8 часов)

1

Какого цвета осень? Живая природа :цвет. Пейзаж в живописи

Познакомить детей с понятиями: живопись, пейзаж, научить пользоваться приёмом «красочное пятно и линия»

Картина «Золотая осень»

2

Твой осенний букет. Декоративная композиция.

Познакомить с понятиями: композиция, коллаж, научить пользоваться приемом «печатание»

Декоративная композиция «Осенний букет»

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы.

Научить применять приём «раздельный мазок» точкой и удлиненный.

Рисунок

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.

Закрепить умения использовать в своей работе изученные приемы рисования.

Рисунок.

5

Щедрая осень. Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция.

Познакомить детей с понятием «натюрморт», научить рисовать натюрморт.

Натюрморт

6

Орнамент народов России.

Познакомить детей с понятием «орнамент», с элементами травяного орнамента, научить использовать орнамент в своей работе.

Орнамент

7

Золотые травы России. Ритм травяного хохломского узора.

Познакомить с понятием « ритм», декоративно - прикладное искусство, учить использовать приемы росписи в своих работах.

Орнамент

8

Наши достижения. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Проект

Любуйся узорами красавицы зимы. 7 часов

9

Орнамент народов России.

Познакомить с каргопольским узором, учить рисовать элементы каргопольского узора.

Узор

10

Русская глиняная игрушка.

Учить лепить из глины.

Лепка.

11

Зимнее дерево. Живая природа. Пейзаж в графике.

Познакомить детей с понятием «графика», учить рисовать с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей.

Графический рисунок.

12

Зимний пейзаж: день и ночь.

Научить выполнять рисунок в графической технике.

Графический рисунок

13

Белоснежные узоры . Вологодские кружева.

Познакомить с понятием «симметрия», с особенностями композиции кружевных узоров.

Рисунок

14

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

Учить рисовать декоративную композицию из новогодних игрушек, закреплять умение использовать известные художественные приемы.

Рисунок

15

Наши достижения. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Проект

Радуйся многоцветью весны и лета ( 18часов)

16

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

Познакомить с произведениями художников и народных мастеров, продолжать учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Графический рисунок.

17

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

Познакомить с понятием «сюжет», , продолжать учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Рисунок «Зимние забавы»

18

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

Познакомить с произведениями художников и народного мастера, учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Рисунок богатыря.

19

Дымковская игрушка.

Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить рисовать элементы дымковского узора.

Рисунок дымковской игрушки.

20

Дымковская игрушка.

Учить лепить дымковскую игрушку.

Лепка.

21

Краски природы в наряде русой красавицы. Народный костюм.

Познакомить с произведениями художников, рассмотреть женский народный костюм, элементы узора.

Рисунок.

22

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

Познакомить с произведениями художников, учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Рисунок

23

Птицы - вестники весны. Декоративная композиция.

Познакомить с произведениями художников, учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Декоративная композиция.

24

У лукоморья дуб зеленый. Образ дерева в искусстве.

Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Рисунок «Сказочное дерево»

25

Образ сказочного героя.

Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Рисунок «Конь - огонь»

26

Цвет и оттенки.

Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Композиция из весенних цветов.

27

В царстве радуги - дуги. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки.

Познакомить с основными и дополнительными цветами, учить применять на практике разные цвета.

Рисунок

28

Пейзаж в живописи.

Познакомить с произведениями художников, учить передавать красками свое видение родной природы.

Рисунок

29

Наши достижения. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Проект

30

Наши достижения. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Проект

31

Изовикторина

Закрепить знания детей по изученным темам.

Рисунок

32

Изовикторина

Закрепить знания детей по изученным темам.

Рисунок

33

Изовикторина

Закрепить знания детей по изученным темам.

Рисунок




Литература и средства обучения


Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. «Изобразительное искусство» учебник для 1 класса. Москва «Просвещение», 2012.

Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. «Изобразительное искусство» творческая тетрадь для 1 класса. Москва «Просвещение», 2014.

Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. «Изобразительное искусство» Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 2012.



















Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе

из расчёта 33часа в год (1 час в неделю)


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

УУД

Дата

план

Дата

факт

1

Восхитись красотой нарядной осени - 9 ч.

Какого цвета осень? Живая природа :цвет. Пейзаж в живописи

1

комбинированный

Восхитись красотой нарядной осени Познакомить детей с понятиями: живопись, пейзаж, научить пользоваться приёмом «красочное пятно и линия

Знать правила работы с последовательность расположения цветов в спектре; умение организовать своѐ рабочее место.

текущий

Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства.

Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции.

Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения.

Формировать художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы.

2

Твой осенний букет. Декоративная композиция.

1

комбинированный

Знать о форме предметов и цветовой гамме; знание правил работы с акварельными красками; умение работать акварельным красками;

текущий

Развивать осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.

В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы.

1

Комбинированн4ый

Познакомить с понятиями: композиция, коллаж, научить пользоваться приемом «печатание»

Уметь выполнять изображение с натуры, смешивать краски; знать значение понятия «композиция»; умение анализировать форму, цветовую окраску предметов.

текущий

Формировать художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.

1

комбинированный

Научить применять приём «раздельный мазок» точкой и удлиненный.

Умение выполнять изображение с натуры; различать оттенки красок; анализировать форму и цветовую окраску; знать правила работы с акварельными красками.

текущий

Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм - неотъемлемая часть образов сказочных персонажей.

Формировать художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции.

5

Щедрая осень. Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция.

1

комбинированный

Закрепить умения использовать в своей работе изученные приемы рисования.

Умение выполнять изображение с натуры; умение работать карандашом и акварельными красками; умение наблюдать.

текущий

6

Орнамент народов России.

1

комбинированный

Познакомить детей с понятием «натюрморт», научить рисовать натюрморт.

Знать о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.И.Левитана; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками.

текущий

В эмоционально-игровой форме дать представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.

Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.

Формировать художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

7

Золотые травы России. Ритм травяного хохломского узора.

1

комбинированный

Познакомить детей с понятием «орнамент», с элементами травяного орнамента, научить использовать орнамент в своей работе.

текущий

8_9

Наши достижения. Наш проект.

2

комбинированный

Познакомить с понятием « ритм», декоративно - прикладное искусство, учить использовать приемы росписи в своих работах.

Знать об особенностях работы над изображением в объѐме; знание приѐмов работы с пластилином; умение наблюдать; умение лепить овощи и фрукты.

текущий

Развивать потребность детей в творчестве

10

Любуйся узорами красавицы-зимы - 8 ч.

Орнамент народов России.

1

комбинированный

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Уметь наблюдать; умение самостоятельно решать изобразительную задачу; знать о народных традициях в изображении птиц.

текущий

Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира.

Формировать художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением

11

Русская глиняная игрушка.

1

комбинированный

Любуйся узорами красавицы зимы. 7 часов

знание о роли фантазии в искусстве; умение графически передавать пропорции сложных по форме предметов; умение композиционно выстраивать свой рисунок; умение работать акварельными красками.

текущий

12

Зимнее дерево. Живая природа. Пейзаж в графике.

1

комбинированный

Познакомить с каргопольским узором, учить рисовать элементы каргопольского узора.

Иметь представление о блике на объѐмной освещѐнной поверхности, умение работать с акварельными красками; наблюдать.

Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета.

Формировать художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры.

13

Зимний пейзаж: день и ночь.

1

комбинированный

Учить лепить из глины.

умение графически передавать изображение предметов сложной формы; умение работать карандашом и акварельными красками.

текущий

14

Белоснежные узоры . Вологодские кружева.

1

комбинированный

Познакомить детей с понятием «графика», учить рисовать с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей.

Иметь представление об узоре, орнаменте; знать о сфере применения орнамента; умение выполнять аппликацию; выделять элементы узора; знать правила и технику выполнения орнамента.

текущий

15

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

1

комбинированный

Научить выполнять рисунок в графической технике.

Знать об узоре, ритме, силуэте; знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца; умении выполнять городецкий узор различными приѐмами рисования.

текущий

Дать учащимся представление о карнавальной, новогодней игрушке.

Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.

Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.

Развивать потребность детей в творчестве.

16-17

Наши достижения. Наш проект.

2

комбинированный

Познакомить с понятием «симметрия», с особенностями композиции кружевных узоров.

Знать основные элементы цветочного узора в городецкой росписи; знание приѐмов свободной кистевой росписи в декоративной разделке цвета; умение использовать приѐмы для выполнения декоративного изображения

текущий

18

Радуйся многоцветью весны и лета - 16 ч.

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

1

комбинированный

Учить рисовать декоративную композицию из новогодних игрушек, закреплять умение использовать известные художественные приемы.

Знать о творчестве Е.И.Чарушина; умение графически изображать предметы сложной формы; умение наблюдать; бережно относиться к природе.

текущий

Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа.

Формировать художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.

19

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

1

комбинированный

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Уметь работать с пластилином; умение выполнять объѐмные изображения; наблюдать; бережно относиться к живой природе; знать приѐмы работы с пластилином.

текущий

20

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

1

комбинированный

Радуйся многоцветью весны и лета ( 18часов)

Уметь графически изображать предметы сложной формы; знать о творчестве художников-портретистов; уметь самостоятельно решать композиционные задачи.

текущий

Формировать знания учащихся о древнерусской истории, богатырями земли русской.

Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук

21

Дымковская игрушка.

1

комбинированный

Познакомить с произведениями художников и народных мастеров, продолжать учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Уметь графически изображать предметы сложной формы;самостоятельно решатькомпозиционные задачи; знать о народных промыслах.

текущий

Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни

Развивать потребность детей в творчестве.

Формировать художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

22

Дымковская игрушка.

1

комбинированный

Познакомить с понятием «сюжет», , продолжать учить применять в своих работах известные художественные приемы.

Знать об орнаменте, технике
аппликации; знать приѐмы выполнения геометрического
орнамента в квадрате ; уметь самостоятельно решать композиционные задачи.

текущий

23

Краски природы в наряде русой красавицы. Народный костюм.

1

комбинированный

Познакомить с произведениями художников и народного мастера, учить применять в своих работах известные художественные приемы.

уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; иметь представление о красках весны.

текущий

Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса.

Развивать потребность детей в творчестве.

Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор - венец, коруна.

Формировать художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию.

24

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

1

комбинированный

Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить рисовать элементы дымковского узора.

Уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; уметь наблюдать.

текущий

Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников.

Развивать потребность детей в творчестве.

Формировать художественно-графические умения в технике монотипии

25

Птицы - вестники весны. Декоративная композиция.

1

комбинированный

Учить лепить дымковскую игрушку.

Уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи.

текущий

26

У лукоморья дуб зеленый. Образ дерева в искусстве.

1

комбинированный

Познакомить с произведениями художников, рассмотреть женский народный костюм, элементы узора.

Уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников И.Шишкина,

В.Поленова; уметь наблюдать.

текущий

27

Образ сказочного героя.

1

комбинированный

Познакомить с произведениями художников, учить применять в своих работах известные художественные приемы.

текущий

28

Цвет и оттенки.

1

комбинированный

Познакомить с произведениями художников, учить применять в своих работах известные художественные приемы.

текущий

Познакомить детей с образцами растительного .

Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет),

Закрепить художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции

Развивать потребность детей в творчестве.

29

В царстве радуги - дуги. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки.

1

комбинированный

Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; уметь наблюдать.

текущий

30

Пейзаж в живописи.

1

комбинированный

текущий

31-32

Наши достижения. Наш проект.

1

комбинированный

Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

текущий

33

Изовикторина

1

комбинированный

Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Закрепить знания детей по изученным темам

умение использовать в своих работах изученные приемы, создавть коллективную работу, работать в группах.

Закрепить знания детей по изученным темам.

текущий





© 2010-2022