Урок русского языка на тему Большая буква в именах собственных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2класс

Тема: НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Цель:- развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании

слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл;

- закрепление умений группировать слова, писать большую букву в именах собственных;

- осознание себя носителями языка как части культуры.

Задачи:

Образовательные:

закреплять знание групп имен собственных;

выяснить значение слов и фразеологизмов;

познакомиться со словами сходными по звучанию.

Развивающие:

развитие оперативного мышления у учащихся, наглядного воображения;

развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;

развитие познавательного интереса к предмету;

Воспитательные:

формирование интереса к предмету;

воспитание взаимной ответственности за результаты учебного труда, аккуратности и правильности в оформлении заданий;

формирование навыков само- и взаимоконтроля.

Оборудование:

раздаточный материал;

компьютер, проектор, принтер, ксерокс.

компьютерная презентация;

Ресурсы: интернет.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

а) знакомство со словами схожими по звучанию;

б) закрепить умение писать большую букву в именах собственных;.

Метапредметные:

регулятивные

способность к организации своей деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в урочной деятельности;

умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого;

умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

познавательные

развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

развитие познавательной инициативы;

умение выделять существенную информацию из данного материала;

умение сравнивать цель и результат;

умение работать с разными источниками информации.

Коммуникативные

умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

умение строить монолог, диалог, слушать и слышать другого;

умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения;

умение и убеждать, и уступать;

осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

рефлексия своих действий.

Личностные:

обогащение духовного мира учащихся;

расширение их кругозора;

уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;




Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Посмотреть хочу на вас: вот какой хороший класс! Приготовились учиться, ни минутки не лениться, не скучать, не отвлекаться, а стараться и стараться!

Включаются в деловой ритм занятия.

Личностные:самоопределение.

Регулятивные:целеполагание.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. . Актуализация знаний.

Цель: организовать подводящий диалог, направленный на совместную деятельность.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей занятия

- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Какую запись должны сделать дальше?

- Напишите слова «Классная работа».

Чистописание :Цц

царь царица царевич Царицино

Что вы можете сказать про эти слова? Какое слово лишнее? Почему? Кто такой царевич? Значит это отчество?

1. Мини-опрос.

- Какие вы знаете имена собственные?

- Как они пишутся?

2. Словарная работа.

- Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Запишите.

Стреляный _____________, считать ___________, ____________

на хвосте принесла, как ____________ на сене.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)

- Что означают эти выражения?

- С какой буквы написали эти слова?

- Что они называют? (Животных.)

3. Написание большой буквы в кличках животных.

- Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

- Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.)

- Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.

- А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.)

Сделайте вывод: клички животных - это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

- Как выбрать кличку животному?

Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде):

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё - два козла -

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

- Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...)

- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.)

Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

- Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет.Это у людей, а у животных - клички.)

- А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.)

Пишут образцы по чистописанию.

Ищут выход из проблемной ситуации. Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения. Слушают и отвечают на вопросы.

Записывают словосочетания со словарными словами.



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

Цель: организовать исследовательскую деятельность

Проблемная ситуация.

- Запишите предложение.

У меня есть шарик.

- Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)

- А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

Если в классе только один вариант ответа - все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

- Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

- Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)

- Составим план урока.

План (примерный)

1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?

2. Составление предложений с этими словами.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Открытие нового знания.

. Работа проводится в группах.

Задание 1.

- Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).

- Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

- А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Задание 2.

- Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов.

Орёл и орёл.

Орёл - это название (имя) города, а орёл - название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) - имя собственное, оно пишется с большой буквы.

- Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

Составим предложения.

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

Самостоятельные целенаправленные действия по приобретению, открытию новых знаний

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4Развитие умений - применение знания.

Учить приёмам совместной деятельности в группе

1. Работа в тетради.

Проводится взаимопроверка.

2.Тестовые задания:

1. Это имя с отчеством

1)Иван- царевич

2)Мороз Иванович

3)Илья Муромец

2.С большой буквы надо писать слово Белка , если это

1)название животного

2)кличка собаки

3)название игрушки

3.Найди лишнее слово

1)Енисей

2)Ока

3)Волгоград

4.Это слово и название реки, и имя

1)Лена

2) Катя

3)Тигр

5.Найди ошибку

1)река Байкал

2)Красное море

3)Тихий океан

ПРОВЕРКА.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией

Работают в группах самостоятельно по заданному плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

5. Итог урока.Рефлексия.

Цель: формировать у школьников самооценку.

Оценить собственную деятельность

Подведение итогов.

Что нового узнали?

- Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.)

Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте смайлика.

Показ и защита своих проектов.

Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения.

Оценивают результат.

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать, Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Личностные: формируем внутреннюю позицию школьника, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме



© 2010-2022