Разработка урока по русскому языку: Упражнения в правописание сочетаний чк, чн, щн (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Садовникова О. В. Русский язык 2 класс

Класс- второй

Предмет - русский язык

Программа развивающего обучения Л. В. Занкова

Учебник - А. В. Полякова. Русский язык.- М.: Просвещение.


Тема урока: « Упражнения в правописание сочетаний чк, чн, щн».


Цель: сформировать у учащихся умение писать слова с словосочетаниями чк, чн, щн.
Задачи личностного содержания: - погружение в атмосферу темы, - воспитание интереса к предмету, самостоятельности, умению работать в коллективе, самооценки.
Задачи метапредметного содержания: познавательные: работа с информацией и выделение существенного, выполнение логических операций; регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция своей деятельности, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, учитывать различные мнения и позиции с целью успешного участия в диалоге.
Задачи предметного содержания: -актуализировать имеющиеся знания по данной тематике; - умение применять полученные знания при записи слов и предложений.

Оборудование для учителя:

проектор, ноутбук, карточки с заданиями для доски.

Оборудование для учащихся:

карточки для работы в группах и парах, учебник, тетрадь.



Структурные

элементы урока

(этапы урока)

Содержание урока

УУД

Цели

деятельности

учителя

Цели деятельности ученика

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода?

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. (слайд 1)

Установление готовности учащихся к учебному занятию.

Настраивание ребенка на организацию своей деятельности.

Подготовка к работе

- коммуникативные УУД

2.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Посмотрите.

-Что закрыла тучка? Дети: Она спрятала от нас задание по чистописанию.

(слайд 2)

- Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ТУЧКА

- Какой звук вы слышите в середине слова?

Дети: звук [ч]

  • Что вы можете сказать о звуке [ч]?

Дети : согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.

- Молодцы.

- Тучка открыла нам задание.

-Посмотрите внимательно на задание.

-Какая буква лишняя?

Дети: буква н-звонкая согласная, а все остальные глухие.

-Хорошо. А теперь какая буква лишняя?

Дети: буква ч- всегда мягкая

-Какое сочетание можно составить из этих букв?

Дети: сочетание чн.

Запишите с минутке чистописания сочетание чн. (слайд 3)

  • Какие еще сочетания вы знаете?

Дети: сочетание чк, щн.

- Кто догадался какая тема урока сегодня?

Дети: упражнения в правописании чк, чн, щн

- Слова с сочетаниями чк, чн, щн - это и есть тема нашего урока.

Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе.

Создание проблемной ситуации, поиски делового режима.

Средства:

  1. Побуждающие вопросы.

  2. Определение темы урока детьми.

  3. Выделение главной идеи урока.

  4. Совместное целеполагание.

Принятие цели учебной деятельности путем её осознания.

Задачи:

  1. Актуализировать опорные знания.

  2. Спланировать предстоящую деятельность

-личностные УУД

(формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).

3. Открытие нового знания

- Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

- В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (слайд 4)

Дети: береза

- Правильно, это береза. Как вы догадались?

Ответы учащихся.

- Произнесем слово по слогам. (бе-рё-за).

- Сколько слогов?

- Давайте запишем это словарное слово.

- Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? Будем ставить ударение?

- Какую букву мы должны запомнить? (е)

- Подчеркните ее.

- Мы знаем много словарных слов. Есть и такие в которых встречается сочетание чк, чн.

_Посмотрите на картинку, кто изображен?

Дети: девочка

- Это словарное слово и в нем встречается сочетание чк.

- Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Проверьте то, что вы написали.

Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний.

Задача: обеспечение эффективного восприятия

Активные действия ученика по усвоению новых знаний.

-познавательные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез)

4. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений. 1)Самостоятельная работа с самопроверкой.

2)Работа в парах

1)- Сейчас вы будите работать в парах. У вас на столах карточки со словам.

- Прочитайте их. (слайд 5)

Печ(?)ка, печ(?)ник, соч(?)ный, удоч(?)ка ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но, белоч(?)ка, реч(?)ка, реч(?)ной, ноч(?)ной.


- Вам необходимо разделить данные слова на 2 группы, подумайте на какие и ответить, почему между сочетаниями чк и чн стоит вопрос?

- Запишите слова в 2 столбика , Время 3 минут. Начали.

- ЧК -ЧН

- Проверим.

ЧК ЧН (слайд 6)

Печка печник

удочка сочный

ночка точно

точка срочно

белочка речной

речка ночной

Молодцы!

Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала

Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели.

-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль);

- коммуникативные УУД (умение работать в парах, умение участвовать в коллективном обсуждении)

Физкультминутка

Я буду называть слова. Если звучит слово с сочетанием чк-вы поднимаете руки вверх, если с чн-то разводите руками в стороны, щн - ставите руки на пояс.

Внучка, точный, мощная, ручка, хищник, срочный, птичка, кирпичный.

5. Первичное закрепление с проверкой по эталону

1. Работа с карточками в группах.

- А сейчас мы будем работать в группах - на столах у вас карточки с заданием.

-Вам нужно, к словам, обозначающим большие предметы, записать справа через черточку слова, обозначающие такие же, но маленькие предметы.

-Задание понятно? время 7 минут.

Для всех групп

туча-

рука-

река-

белка-

роза-

дача-

лисица-

ваза-

птица-

булка-

ёлка-

лодка-

Ответы детей.

туча- тучка

рука- ручка

река- речка

белка- белочка

роза- розочка

дача-дачка

лисица- лисичка

ваза-вазочка

птица- птичка

булка- булочка

ёлка- ёлочка

лодка- лодочка


-Как написали сочетания чк, чн? Вывод.

2.Работа над произношением.

- А теперь я проверю, на сколько вы внимательны?

-На доске записаны буквы, вам нужно найти спрятанные слова. Назовите их.

ЦБЬКОНЕЧНОДЬАСКУЧНОКДБИНАРОЧНОРАС

-Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Дети: сочетания чк чн.

-Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [ чн ], хотя правильное произношение этих слов такое коне[ шн]о, наро[шн ]о, ску[ шн]о.

- А сейчас мы с вами потренируемся произносить эти слова на примере одного стихотворения, которое написано у вас на карточках.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь -то я послушный!

-Запомните правописание и произношение этих слов.

Применение новых знаний и умений сходной, частично измененной ситуации.

Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля

- коммуникативные УУД (умение работать в группах, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).

-познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

6. Включение в систему знаний. Повторение.

Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн,чк, щн.

Выполним упражнение 175 страница 91 учебника. Комментируем с места.

Дополнительный материал.

Наш ветерок не только листика гоняет, но и играет со словами. Он перемешал слова в предложении.

-Прочитайте их. (Ряба снесла яичко курочка)

-Из какой это сказки?

Дети: из сказки курочка Ряба.

-Давайте вернем слова на свои места. Какое предложение у вас получилось?

Дети: Курочка Ряба снесла яичко.

-Какое правило мы должны помнить при записи предложения?

Дети: Начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим точку.

-Почему Ряба с большой буквы?

Дети: это имя собственное.

-На какие слова следует обратить внимание. Почему?

Дети: на слова с сочетанием чк, чн.

-Запишите это предложение.

Проверить своё умение применять новое учебное содержание

-познавательные УУД,

- коммуникативные УУД,

-регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос)

7. Рефлексия деятельности.

Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

Самым полезным для меня было...

У вас на партах лежат листочки. Вы, пожалуйста, возьмите их и покажите

красный лист, если вам понравился наш урок и всё понятно, если у вас остались какие-то вопросы, неясности - зелёный листик. Спасибо всем за работу на уроке!

Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по самооценке новых знаний, по проверке качества усвоения знаний.

Побуждать учащихся к совершенствованию знаний.

Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались.

Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации.

-регулятивные УУД

- коммуникативные УУД,






© 2010-2022