Адаптация первоклассника к школе (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация первоклассника к школе.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Вот признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Диагностика уровня адаптации детей к школе

1 « В» класса

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или нет?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или

тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить

всем ученикам, ты бы пошёл в школу?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определённые предметы?

6. Ты хочешь, чтобы не задавали домашнего задания?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

В сводной таблице сами вопросы не указаны, а только номер вопроса и количество баллов набранных детьми:

0 баллов - отрицательный ответ (нет)

1 балл - нейтральный ответ (иногда)

3 балла - положительный ответ (да)

( при расстановке ответных баллов необходимо учитывать смысл положительного ответа, для наглядности сами попробуйте ответить на данные вопросы)

25-30 баллов - это учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем адаптации;__________

20-24 баллов - это учащиеся, для которых характерна средняя степень адаптации;________

15-19 баллов - это учащиеся, у которых внешняя мотивация преобладает над внутренними потребностями (внешняя мотивация);_________

10-14 баллов - свидетельствуют о низкой школьной мотивации;

___________

ниже 10 баллов - свидетельствует о негативном отношении к школе.

______________

Уровни адаптации

Содержание

Высокийуровень

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. - Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. - Занимает в классе благоприятное статусное положение

Среднийуровень

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. - Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. - Усваивает основное содержание учебных программ. - Самостоятельно решает типовые задачи. - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - Общественные поручения выполняет добросовестно. - Дружит со многими одноклассниками

Низкийуровень

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. - Наблюдаются нарушения дисциплины. - Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. - Самостоятельная работа с учебником затруднена. - При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

Негативное отношение к школе

- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. - Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. - Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

Итоги адаптация учащихся 1В класса


1.Уровень готовности к школе:

- высокий;

- средний;

- низкий.

4 чел.

13 чел.

3 чел.

2. Отношение к учителю:

- положительное;

- негативное.

3. Позиция «Я школьник»:

- имеют;

- не имеют.

20 чел.

-

16 чел.

4 чел.

Вывод:

По результатам наблюдений и диагностик видно - адаптация уч-ся 1 классов проходит успешно.

Высокий уровень готовности имеют - ____ чел.

Средний уровень у___ уч-ся.

Низкий уровень у_____ чел.



© 2010-2022