Реферат на тему Развитие графических навыков у учащихся с нарушением интеллекта

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей «Мензелинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида







Реферат

« Развитие графических навыков у учащихся с нарушением интеллекта»





Выполнила Полховская Л. А. Учитель-дефектолог





2014 г. Введение Актуальность темы в том, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отмечается, что формирование графических навыков письма учащихся рассматриваемой категории осуществляется с особенностями, связанными с интеллектуальными и психофизическими отклонениями в развитии (недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия и другое). Формирование графического навыка письма - длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Характеристика приемов коррекции нарушений

графических навыков у детей младшего школьного возраста с

нарушением интеллекта на уроках письма

в коррекционной школе VIII вида. Задачи обучения русскому языку в школе VIII вида: · Научить правильно и осмысленно читать доступные для понимания тексты. · Сформировать навыки и умения грамотно писать на основе усвоения звукового состава языка и элементарных сведений по грамматике и правописанию. · Повысить уровень общего развития учащихся, развить кругозор. · Научить правильно и последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. · Нравственно влиять на становление характера. Коррекционная направленность заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся. Программа учитывает недостатки прошлого опыта детей. Структурно она построена так, чтобы перед изучением каждого нового раздела выделялся подготовительный этап, который предназначен для коррекции недостатков прошлого опыта. Программа учитывает недостатки мыслительной деятельности учащихся. Поэтому весь материал располагается концентрически (по нарастанию количества связей). Программа учитывает недостатки дифференциации. В связи с этим сходный материал либо разбивается во времени, либо изучается на основе сопоставления одного с другим. Программа учитывает замедленный темп усвоения материала умственно отсталыми детьми и растягивает изучение на более длительные сроки. Практическая направленность программного материала заключается в формировании у детей речевых навыков, идет установка на развитие речи как средства общения. Тренировка пространственно-зрительного восприятия и зрительной памяти, а также предупреждение ошибок на уровне буквы: · копирование различных фигур и их сочетаний, дорисовывание фигур; · отработка понятий «право», «лево», «верх», «низ»; · постановка точки в заданном учителем месте; · соединение точек в заданном направлении; · выкладывание букв из палочек, элементов-шаблонов, ощупывание букв; · нахождение недостающего элемента, написание буквы и т.п. Предупреждение ошибок на уровне слога: · придумывание и записывание слов на заданный слог в разной позиции (сани, лиса); · работа со схемой слога и запись слога к схеме и т.п. Предупреждение ошибок на уровне слова: · отработка понятия «слово», в том числе и предлог; · работа над постановкой правильного ударения в слове (протяжно тянем нужную букву); · работа со схемой слова и подбор слов к заданной схеме; · подбор и запись групп однокоренных слов; · составление и запись слов из разбросанных слогов, букв; · работа с синонимами и антонимами и т.п. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания: · сочетание существительного с прилагательным (яблоко какое?); · сочетания существительных с глаголами; · сочетание существительных с числительным и т.п. Предупреждение ошибок на уровне предложения: · составление предложений к различным схемам; · работа с деформированным предложением; · работа с предложением, в котором пропущены предлоги; · пропуск прилагательного в предложении; · пропуск наречия в предложении; · пропуск глагола и т.п. Предупреждение ошибок на уровне текста: · работа с деформированным текстом; · составление связного рассказа из смешанных фраз; · составление рассказа по серии картинок, по данному началу и концу, по одной картинке, по опорным словам. Различные виды списывания: · с рукописного текста; · с печатного текста; · осложненное заданиями логического и грамматического характера. Проведение различных видов диктантов: · слуховые диктанты со зрительным самоконтролем; · графические диктанты. Основные задачи по коррекции дисграфии: · Помочь запомнить буквы письменного шрифта. · Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта. · Научить ориентироваться на листе бумаги. · Научить списывать с текста. · Научить писать по слуху. Основные требования к уроку письма: · Большая часть урока отводится либо подготовительной работе, либо письму. · Проведение гимнастики для пальцев. · Соблюдение санитарно-гигиенических требований (посадка, положение тетради, чередование труда и отдыха для руки ребенка). · Предварительный анализ того, что дети будут писать. · Проведение двух физминуток. Структура урока письма: 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Повторение пройденного материала. 3. Знакомство с новой буквой. Дети рассматривают печатные варианты букв, затем письменные. Для формирования прочного зрительного образа письменной буквы используется прием практического конструирования букв в виде игр: «Собери букву», «Буква сломалась», «Отремонтируй букву» и т.п. Письмо элементов буквы и самой буквы по контуру, точкам-ориентирам. 4. Работа по развитию фонематического слуха и звукового анализа. Работа со схемой слога, слова. Обязательное проговаривание во время написания. 5. Повторное письмо буквы. Написание слогов с изучаемыми буквами. Учащимся дается образец написания слогов. Учитель, обращает внимание детей на то, что буквы в слоге могут соединяться разным способом (верхнее, нижнее и среднее соединение). 6. Списывание с печатного или рукописного текста с обязательным проговариванием. Задания, направленные на развитие и коррекцию речемыслительных умений учащихся: - дописывание слов в предложении с опорой на иллюстрацию или схему слова; - составление и запись предложения с опорой на иллюстрацию и схему предложения; - ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию; - разбор и запись пословиц, стихотворений, поговорок с опорой на иллюстрации. 7. Письмо по слуху с предварительной подготовкой: - слово выкладывается из букв, проговаривается, затем буквы переворачивают и пишут слово под диктовку учителя; - составление условно-графической схемы слова, слово проговаривается, затем пишется под диктовку; - составление предложения по картинке; - составление предложения по условно-графической схеме; - запись предложения и т.п. 8. Проведение двух физминуток. 9. Рисование бордюров. Письменные работы могут отделяться друг от друга орнаментом (бордюром). Рисование бордюров, узоров и т.п. не только способствует отработке определенных и необходимых в процессе письма движений, но и развивает у школьников пространственное воображение, наблюдательность, что положительно сказывается на формировании их познавательной деятельности и отношении к письму. Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы: а) письмо с пропусками "дырками" - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре; б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Учитель читает предложение и записывает на доске схему · Весной лес оживает е___оие. · Весело щебечут птицы ео еу ы · Из берлоги вылезает сонный медведь. з ие ее, ед. в) есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы "непроизносимые согласные", можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме; г) можно проводить так называемый "диктант" с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их "слышать" орфограмму, обосновать свой выбор ее написания. 2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. 3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов: 1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов: а) контекста; б) подбора синонима или антонима; в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово; г) описательного оборота. 2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией) 3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями) Фонетико-графические умения вырабатываются на минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного. Большое внимание уделяется развитию графических навыков, двигательному анализатору. Эту работу удобно проводить в таком порядке: 1) Рассмотреть образцы начертания смешиваемых букв. 2) Объяснить различие. 3) Дать облегчающий запоминание мнемонический прием. 4) Тренировать в чередующейся записи смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием звуков. 5) Упражнять в списывании слов и текстов, где пропущены смешиваемые буквы, и в записи таких текстов под диктовку. При работе над смешиваемыми буквами использовались следующие приемы: 1. Сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий (у буквы и - два крючка, а у ш - три и др.). 2. Письмо смешиваемых букв в воздухе. Этот прием использовался на каждом из занятий, так как за счет подключения движений руки дети лучше усваивали имеющиеся в начертании букв различия. Глаза при этом предлагали закрыть, так как наиболее важным в данном случае был двигательный контроль, который выполняет в чем-то компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному. 3. Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв. Данное задание использовалось нами при обследовании, но теперь нашей целью было добиться безошибочного называния букв. Для этого целесообразно давать детям соответствующие пояснения, подчеркивая различия между буквами. Важно и необходимое количество тренировочных упражнений. 4. «Достраивание» букв путем добавления недостающих элементов. При выполнении всех этих упражнений постоянно заострять внимание детей на особенностях начертания букв. Учить находить в них не только сходство, но и различие. Что и позволит обеспечить прочное усвоение графического образа буквы. Таким образом, процесс коррекции нарушений графических навыков должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков письма младших школьников с нарушением интеллекта должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.


© 2010-2022