Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок Развитие познавательных способностей 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Методический совет Директор СОШ № 5

Протокол №_____ от _______________ 2013г. __________________

от _____________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

ДЛЯ 2 КЛАССА

НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Москвина Елена Николаевна


г.Рыбинск, 2013 год












Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

1.Закона РФ « Об образовании» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.

2.Приказа Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.

4. Авторской программы по развитию познавательных способностей Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2007 г. - с. 191 - 210.

5. Методического письма преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2013/2014 уч.году (Материалы ГОАУ ЯО «Институт развития образования», г.Ярославль, 2013 г.)


Место в учебном плане Предмет включает 2 занятия в неделю, всего 68 занятия во 2 классе.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Данная программа представляет общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности обучающихся.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию.

Актуальность : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цель и задачи программы Цель программы - это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Задачи программы Обучающие: - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); - углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие: - формирование и развитие логического мышления; - развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.); - развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); - развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; - развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); - развитие речи и словарного запаса учащихся; - развитие быстроты реакции. Воспитательные: - формирование положительной мотивации к учению. - формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; - формирование умения работать в группе

Программа развивающих занятий нацелена на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого предмета является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Отличительные особенности программы :

В содержании предмета интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают : разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. В программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

В работе формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  • Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Ценностные ориентиры содержания программы «РПС»:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Особенности организации учебного процесса. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью, Используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно). Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;
  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.
Основные принципы, на которых построена программа: * Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. * Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: - системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой; - принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются; - принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. - увеличение объёма материала от класса к классу. * Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. * Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:
  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения предмета являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой


  • жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения предмета являются формирование следующих умений.
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формы работы Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия. Методы формирования взглядов и обмен информацией: - повествование; - объяснение; - диалог; - доказательство; - рассказ; - рассуждение; - беседа.
Методы организации деятельности: - состязание; - показ примеров и образцов; -создание ситуации успеха; - перспектива.
Методы стимулирования и мотивации; Методы стимулирования интереса к учению: - игры; - соревнования; - познавательные беседы; - создание ситуации успеха; - эмоционально-нравственных ситуаций; - творческие задания Методы стимулирования долга и ответственности: - убеждение; - требование; - поощрение; - порицание; - наказание; - поручение.
Формы организации занятий: - учебное занятие; - открытое занятие; - экскурсии; - организация праздников; - театрализованное занятие; - участие в выставках и конкурсах различного уровня; -участие в воспитательных мероприятиях школы.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать математический материал; находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу второго года обучения обучающиеся научатся:

  • внимательно и сосредоточенно слушать учителя;

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;

  • находить закономерность;

  • классифицировать предметы, слова;

  • определять истинность высказываний;

  • делать выводы, простейшие умозаключения.

  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

  • делать выводы, простейшие умозаключения;

  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.


Содержание предмета В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Учебно - методическая литература для учителя


Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Методическое пособие для 2 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2010. - 34 с. - (Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Дополнительная литература для обучающихся:

1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения логических задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути задачи, умении слушать учителя и одноклассников.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в умении делать выводы и умозаключения, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в олимпиадах, конкурсах разного вида.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( УУД )


Личностные Метапредметные Предметные

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь а общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.






































Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий .

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами

являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Характеристика

деятельности

обучающихся

Формы и вид контроля

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

Беседа, практичес­кие задания

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Стартовый контроль

Диагностика

2.

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

Математический утренник

Принимать участие в математических конкурсах.

Самооценка.

3.

Развитие концентрации внимания.

(Узнаем предмет по заданным признакам).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Игра «Зашифрованное слово».

Практичес­кое занятие

Сравнение геометрических фигур.

Решение логической задачи.

Прогностический контроль.

4.

Тренировка слуховой памяти. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ».

Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

Иероглифы - «священные знаки.

Практичес­кое занятие.

Прослушивание сказки. Знакомство с первобытной письменностью.

Самоконтроль.

5.

Тренировка внимания.

( Учимся находить общие и отличительные признаки).

Мыслительные операции анализа и синтеза.

Игра: «Занимательная лесенка».

Практичес­кое занятие.

Сравнение времен
года, сравнение геометрических фигур.

Выявление закономерности. Выполнение заданий: «Продолжи ряд», «Вставь пропущенное
число». Решение логической задачи.

Самооценка.

6.

Тренировка памяти и развитие артикуляции.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Игра « Змейка».

Составление моделей слов.

Практичес­кое занятие.

Заучивание и сочинение чистоговорок и скороговорок.

Прогностический контроль

7.

Развитие концентрации внимания.

Игра «Зашифруй слова», «Зашифруй числа».

Поиск закономерностей. Закономерности в числах, фигурах, словах.

Практичес­кие задания, работа в па­рах.

Находить закономерности.

Решать логические задачи.

Самоконтроль.

8.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Практичес­кое занятие.

Уметь ориентироваться в пространстве.

Работать с геометрическими фигурами.

Самооценка.

9.

Поиск закономерностей. Игра «Найди закономерность и вставь пропущенное число».

Развивающие игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур.

Практичес­кое занятие.

Находить закономерности.

Выполнять преобразования со счетными палочками.

Прогностический контроль.

10.

Работа над проектом «Подводный мир».

( запуск проекта)

Практичес­кое занятие.

Выполнение творческих заданий.

Взаимоконтроль.

11.

Работа над проектом «Подводный мир».

( защита проекта)

Практичес­кое занятие.

Выполнение творческих заданий.

Взаимоконтроль.

12.

Кто командует корнями.

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения.

Практичес­кое занятие.

Нахождение корней в слове. Работа с однокоренными словами.

Прогностический контроль.

13.

Развитие речи.

Добрый «волшебник» - ударение.

Игра «Поставь ударение».

Практичес­кое занятие.

Уметь правильно ставить ударение в часто употребляемых словах и необычных формах слов.

Самоконтроль.

14.

Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

Практичес­кое занятие.

Разучивание песенки «напоминалки».

Прослушивание и заучивание отрывков из хорошо известных произведений российских авторов.

Прогностический контроль

15.

Развитие речи и творческого мышления.

Слова-родственники.

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?».

Практичес­кое занятие.

Составление цепочек родственных слов.

Пооперационный контроль.

16.

Развитие речи и творческого мышления.

«Пересаженные» корни.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

Практичес­кое занятие.

Работа с однокоренными словами.

Самооценка.

17.

Развитие речи и творческого мышления. Путешествие в сказку.

Беседа, практичес­кая работа.

Решение загадок и задач о сказочных героях.

Самоконтроль.

18.

Развитие речи и творческих способностей. Составление рассказа по определенному плану («Я - школьный портфель», «Я - дневник», «Я - учениче­ская тетрадь).

Беседа, практичес­кая работа

Составление устных рассказов по плану.

Взаимоконтроль.

19.

Развитие речи и творческого воображения. Загадки.

Беседа, практичес­кая работа

Пробуем сочинить загадку.

Самоконтроль.

20.

Развитие речи и творческого мышления. Составление рассказов по данным опорам. Обогащение словаря обучающихся. Игра «Словарь добрых слов».

Беседа, практичес­кая работа.

Составление устных рассказов по сюжетным картинкам.

Самооценка.

21.

Развитие памяти, внимания, совершенство­вание навыков техники чтения. Письменная проверка понимания текста в виде ответов на вопросы. Определение главной мысли текста.

Практичес­кое занятие.

Выполнение заданий: «Прочитай текст, вдумайся в содержание и запомни его» (время 5 минут). Определение главной мысли в тексте.

Прогностический контроль.

22.

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

Конкурс-игра.

Принимать участие в занимательных конкурсах и викторинах.

Самооценка.

23.

Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. Графический диктант.

Практичес­кое занятие.

Уметь ориентировать в тетради, выполнять команды учителя.

Прогностический контроль.

24.

Развитие речи и творческого воображения. Придумывание фантастических историй по теме: «Что было бы, если...?».

Практичес­кие задания, работа в па­рах.

Придумывание фантастических историй по теме: «Что было бы, если...?».

Прогностический контроль.

25.

Тренировка внимания. Игра «Найди одинаковые фигуры».

Поиск закономерностей.

Игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур.

Практичес­кие задания, работа в па­рах.

Находить закономерности.

Выполнять преобразования со счетными палочками.

Пооперационный контроль.

26.

Тренировка слуховой памяти.

Развитие речи и мышления. Слова - синонимы, Слова - омонимы. Сравнение, нахождение отличительных признаков.

Практичес­кое занятие.

Выполнение заданий типа: «Чем отличаются числа?», «Чем отличаются данные понятия?». Работа с омонимами и синонимами.

Самооценка.

27.

Тренировка слуховой памяти. Игра: «Самый внимательный», «Слушай и запо­минай». Развивающие игры со счетными палочками.

Практичес­кое занятие.

Выполнять задания геометрического характера со счетными палочками.

Контроль по результату.

28.

Тренировка зрительной памяти. Игра «Запомни и нарисуй геометрические
фигуры».

Поиск закономерностей. Игра: «Что общего?», «Найди в каждой группе лишний предмет».

Практичес­кое занятие, работа в па­рах.

Выявление закономерностей.

Рефлексивный контроль.

29.


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Практичес­кое занятие.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Прогностический контроль

30.

Развитие мышления и речи.

Игра « Что лишнее».

Работа с пословицами.

Практичес­кое занятие.

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

Самооценка.

31.

Развитие речи и творческого воображения.

Рифма. Проба пера.

Практичес­кое занятие.

Учимся писать стихи.

Пооперационный контроль.

32.


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Практичес­кое занятие.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Контроль по результату.

33.

Развитие речи и творческого воображения. Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки.

Практичес­кое занятие.

Познакомиться с историей возникновения фразеологизмов. Их толкование.

Самоконтроль.

34.

Развитие речи.

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши.

Практичес­кое занятие.

Решение шарад, анаграмм.

Взаимоконтроль.

35.

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

Конкурс-игра.

Принимать участие в занимательных конкурсах и викторинах.

Прогностический контроль.

36.

Развитие речи. Встреча с Радугой. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Практичес­кое занятие.

Прослушивание литературных произведений. Анализ изобразительных произведений. Пополнение словарного запаса.

Самооценка.

37.

Развитие речи.

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Практичес­кое занятие.

Знакомство с происхождением наших имен. Выполнение творческих заданий.

Пооперационный контроль.

38.

Развитие речи.

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра

« Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?»

Практичес­кое занятие.

Обогащение словарного запаса.

Участие в инсценировке.

Рефлексивный контроль.

39.

Игра «Счастливый случай».

(По материалам книг Н.Носова.)

Игра.

Знание книг Н.Носова.

Взаимоконтроль.

40.

Развитие речи.

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Практичес­кое занятие.

Разгадывать шарады.

Выполнять словообразующие упражнения.

Самооценка.

41.

Развитие речи.

Поговорим обо всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-).

Практичес­кое занятие.

Работа с литературным произведением (его анализ). Повторяем правила безошибочного письма.

Рефлексивный контроль.

42.

Развитие речи.

Строительная работа морфем. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Практичес­кое занятие.

Выполнение словообразовательных упражнений.

Прогностический контроль

43.

Работа над проектом «Во поле берёза стояла».

(запуск проекта)

Практичес­кое занятие.

Выполнение творческих заданий.

Контроль по результату.

44.

Работа над проектом «Во поле берёза стояла».

(защита проекта)

Практичес­кое занятие.

Выполнение творческих заданий.

Контроль по результату.

45.

Развитие речи.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова - архаизмы и историзмы . В «музее» древних слов.

Практичес­кое занятие.

Знакомство с архаизмами и историзмами.

Самоконтроль.

46.

Развитие речи.

Полёт в будущее. Неологизмы. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Практичес­кое занятие.

Знакомство с неологизмами.

Пооперационный контроль.

47.

Развитие речи.

В Клубе весёлых человечков. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Практичес­кое занятие.

Работа с синонимами и антонимами.

Самооценка.

48.

Развитие речи.

Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова - синонимы.

Практичес­кое занятие.

Разыгрывание сценок.

Обогащение словаря обучающихся.

Пооперационный контроль.

49.

Поиск закономерностей. Игра: «Найди в каждой группе лишний предмет».

Практичес­кое занятие.

Находить закономерности.

Прогностический контроль

50.


Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Игра.

Повторение единиц измерения.

Самооценка.

51.

Тренировка слуховой памяти. Игра: «Самый внимательный», «Слушай и запо­минай».

Развивающие игры со счетными палочками.

Практичес­кое занятие, работа в группах

Решение логических задач.

Прогностический контроль.

52.

Тренировка зрительной памяти. Игра «Запомни и нарисуй геометрические
фигуры».

Поиск закономерностей. Игра «Что общего».

Практичес­кое занятие, работа в группах.

Поиск закономерностей.

Решение логических задач.

Прогностический контроль.

53.

Тренировка концентрации внимания. Игра « Что поймали рыбаки?» подарок?».

Сравнение предметов,
вилка - ложка, стол - стул.

(Назвать общие и отличительные признаки этих предметов).

Практичес­кое занятие, работа в группах.

Уметь сравнивать предметы и называть их отличительные признаки.

Прогностический контроль.

54.

Развитие мышления и творческого воображения. Игра «Узнай предмет по
его описанию», составление предметов из геометрических фигур (елочка, велосипед, мальчик, девочка).

Сравнение. Игра «Сравни данные слова и числа, чем они похожи и чем отличаются?».

Практичес­кое занятие, работа в группах.

Узнавать предметы по описанию. Работать с геометрическими фигурами.

Контроль по результату.

55.

Развитие образного мышления и комбинаторных способностей. Игра: «Танграмм».

Практичес­кое занятие.

Решение и составление магических» квадратов.

Самооценка.

56.

Познавательная игра «Семь вёрст…»

Познавательная игра.

Решение нестандартных заданий на меры длины.

Прогностический контроль

57.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

Практичес­кое занятие.

Мини-проект «Наша детская площадка».

Пооперационный контроль.

58.

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

Практичес­кое занятие.

Работа над проектом «Наша детская площадка».

Самооценка.

59.

Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

Конкурс-игра.

Решение задач на упорядочивание множеств.

Самооценка.

60.

Учимся задавать исследовательские вопросы. Игра: «Да - нет».

Развитие мышления. Ограничение понятий. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. Графический диктант.

Практичес­кое занятие.

Выполнение заданий типа: «Что лишнее?».

Выполнять задания по ориентированию в тетради.

Пооперационный контроль.

61.

Развитие мышления и речи. Учимся обозначать словами существенные признаки предметов. Игра: «Определение» (карточки
со словами, в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли). Классификация. Задание: «По какому принципу распределены слова в столбцах?».

Дидакти­ческая иг­ра, коллек­тивно в группах

Выполнение заданий типа: «По какому принципу распределены слова в столбцах?».

Прогностический контроль

62.

Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

Конкурс эрудитов. Групповая работа,

решение нестандартных задач.

Самооценка.

63.

Развитие слуховой памяти. Игра: «Слушай и запоминай».

Развитие речи и мышления. Игра: «Скажи наоборот» набор слов с противоположным значением.

Развитие логического мышления.

Практичес­кое занятие.

Отгадывание ребусов, решение логических задач.

Пооперационный контроль.

64.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Игры: «Зашифрованные слова», анаграммы.

Логические задачи и задачи на смекалку.

Практичес­кое занятие.

Решение логических задач и задач на смекалку.

Прогностический контроль

65.


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Практичес­кое занятие.

Выполнение заданий типа: «Что лишнее?».

Выполнять задания по ориентированию в тетради.

Самооценка.

66.


Интеллектуальный марафон по итогам года.

Практичес­кое занятие.

Применение полученных знаний на практике.

Итоговый контроль.

Самоконтроль.

67.


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Практичес­кое занятие.

Применение полученных знаний на практике.

Итоговый.

Тест.

68.

Заключительное занятие «Конкурс эруди­тов».

Занятие-праздник.

Применение полученных знаний на практике.

Итоговый контроль.

Самоконтроль.


© 2010-2022