Число и цифра 0

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: математика.

Дата: 10.10.2014

Класс: 1 «В»

Классный руководитель: Ардабаева Алина Маратовна

Тема: Число и цифра 0.

Цель:

Обучающая - познакомить учащихся с числом 0 и его графической записью - цифрой 0; отрабатывать навыки счёта в пределах 10;

Развивающая - развивать умения ориентироваться во времени, самостоятельность.

Воспитывающая - воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий, правильное поведение на дороге.

Оборудование: учебник, тетрадь, образец цифры ноль, карточки для инд.работы на доске, иллюстрации (паровоз, облака, солнце, васильки, светофор, пёс), презентация.

* Тобылбаев Карим

Ход урока.


1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать. Покажем, какие мы активные, умные и внимательные.

Сегодня мы с вами отправимся искать солнце. Поедем на этом паровозе. Сейчас наш паровоз стоит под дождём. Чтобы выехать из-под дождя (облако 1 - дождливое) нам нужно ответить на вопросы.

2. Актуализация знаний.

- Какое сегодня число? (10-е)
- Если сегодня 10-е, то какое число было вчера? (9-е). Какое число будет завтра? (11)
- А какой сегодня день недели? (пятница)

- Какой день недели был вчера? (четверг)

- Какой день недели будет завтра? (суббота)

- Как называются числа, которые стоят впереди числа? (последующие)

- Как называются числа, которые стоят позади числа? (предшествующие)

- Молодцы. Разгадайте такие загадки:

- Два орешка мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё один ей дал.
Сколько же орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

- Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

- С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

3. Устный счёт.

- Пока мы работаем со всем классом, 2 ученика работают индивидуально у доски:
- Один ученик выстроит карточки с цифрами в порядке возрастания.
- Другой ученик выстроит карточки с цифрами в порядке убывания.

- Дети работают у доски, а мы будем работать с числовым рядом.

- Счёт от 0 до 10 в прямом и обратном порядке;
- Последующее число для числа 3; 5; 7; 8.
- Предшествующее число для числа 2, 4, 6, 9.
- Назовите соседей числа 2; 5; 6; 8.

Проверить работу учащихся у доски. Оценить звездочками.

- Мы ответили на вопросы. Наш паровоз сдвинулся с места (облако 2 - темно-синее).

4. Сообщение темы урока.

- Мы оказались на лугу с васильками.

Паровозик любопытный
Мимо луга проезжал,
На минутку задержался -
Васильков набрал.

Посмотрите, ребята, на каждом вагоне есть написана цифра. Мы должны положить в каждый вагон карточку с таким же количеством васильков, как и цифра на вагоне.

- А этот вагон остался пустым. Значит сколько в нём васильков? (нисколько).

- Какой цифрой мы обозначим этот вагон? (0).

- Верно. Сегодня мы знакомимся с числом и цифрой 0.

Показ учителем цифры 0.

5. Изучение нового материала.

- На что похожа цифра 0? (на овал, на букву О).

Цифра вроде буквы О -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

Повернуть её ты можешь,
Головой поставить вниз,
Цифра будет всё такой же,
Правда это, согласись?

- Это цифра ноль, и обозначают им "ничто".
- Прибавьте ноль к пяти. Сколько получится? (5)

- Отнимите ноль от пяти. Сколько получится? (снова получится 5)
- Подумаете, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это вовсе не так.
- Если разобраться, то выйдет, что ноль - очень даже важная персона.
- Как написать 10?100?1000? и т.д., если его нет?
- Без ноля 10 и 100 станут единицей.
- Так что ноль играет для нас важную роль.

Физминутка.

Скок да скок, скок да скок -
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
Нам колобок нарисовать,
Как ноль в тетради написать.
Да только ноль не колобок,
А просто он пустой кружок.

6. Чистописание. Письмо цифры 0 в тетради.

- Чтобы паровоз поехал дальше, мы должны научиться правильно писать цифру 0.

- Откройте прописи на странице 23.

- Посмотрите как нужно писать цифру 0. Учитель выполняет показ у доски (пишем в правой части клетки, начинаем чуть выше середины правой стороны клетки, ведём вверх, закругляем, касаясь верхней стороны клетки ведём вниз, касаясь нижней стороны клетки и ведём к началу овала).

- Теперь смотрим написание цифры в презентации.

- Возьмите ручки, пропишем цифру 0 в воздухе.

- Сейчас вы напишите цифру 0 самостоятельно в тетрадях.

- Пишем аккуратно, не выходим за пределы клетки.

- Молодцы. Нам удалось помочь провозу поехать (облако 3 - голубое) в еще более светлое и ясное место.

7. Работа по учебнику.

- Продолжим путь. Откройте учебники на странице 29.

- Выполняем задание № 1. Посмотрите на картинку.

- Кто на ней изображен? (девочка)

- Что у неё в руках? (шарик)

- Сколько шариков? (один)

- Какой цифрой обозначим один шарик? (1)

- Что случилось дальше? (шарик улетел)

- Сколько шариков улетело? (один)

- Какой цифрой обозначим один шарик? (один)

- Чтобы узнать сколько шариков осталось, что нужно сделать? (отнять)

- Каким знаком обозначим? (минус)

- Если у девочки был один шарик и один шарик улетел, то сколько шариков осталось у девочки? (ноль)

- Теперь рассмотрим задание № 2. Что изображено на картинке? (коробки)

- Что в первой коробке? (ничего)

- Какой цифрой это обозначим? (0)

- Что во второй коробке? (кукла)

- Сколько кукол во второй коробке? (одна)

- Какой цифрой обозначим одну куклу? (1)

- Чтобы узнать сколько кукол было всего в двух коробках, что нужно сделать? (сложить)

- Каким знаком обозначим сложение? (+)

- Посмотрите на картинку рядом. Что в первой коробке? (ничего)

- Какой цифрой это обозначим? (0)

- Что во второй коробке? (кубики)

- Сколько кубиков? (два)

- Чтобы узнать, сколько кубиков в обеих коробках, что нужно сделать? (сложить)

- Если в первой коробке не было ни одного кубика, а во второй было 2 кубика, то сколько кубиков в обеих коробках? (2)

- Молодцы.

8. Работа с геометрическим материалом.

- Вот наш паровоз решил двинуться дальше, но на пути ему встретился пёс Дружок. Он хотел перейти дорогу. Чтобы перейти дорогу, какие помощники на дороге нужны? (пешеходный переход, подземный переход, светофор)

- Поставим дружку светофор. Какой формы лампочки на светофоре? (треугольной)

- Почему треугольник так назван? (у него 3 угла)

- Что еще у треугольника есть в количестве трёх? (стороны, вершины).

- Бывают ли лампы светофора треугольной формы? (нет)

- Поставим Дружку другой светофор. Какой формы лампочки на этом светофоре? (четырёхугольной).

- Почему эта фигура называется четырёхугольник? (у нее четыре угла)

- Что у этой фигуры есть в количестве четырёх? (стороны, вершины)

- Бывают четырёхугольной формы? (нет)

- Поставим Дружку другой светофор.

- Какой формы лампы этого светофора? (круглой)

- Правильный ли это светофор? (да). Теперь Дружок смог перейти дорогу. А паровоз продвинулся (облако 4 - улыбчивое) дальше.

- Ребята, в каких местах можно переходить дорогу?

- При каком сигнале светофора мы можем идти?

- При каком сигнале светофора идти запрещено?

- Какой цвет светофора сообщает нам, что нужно приготовиться, но идти еще нельзя?

* Выбери предметы квадратной формы.

Число и цифра 0.Число и цифра 0.Число и цифра 0.

Физминутка (мультимедийная).

9. Закрепление. Решение примеров.

- Чтобы закрепить знания об изученной сегодня цифре мне бы хотелось, чтобы вы самостоятельно решили несколько примеров в прописях. № 4 на странице 23.

- Наш паровоз доехал до высоких гор (облако 5 - белое), здесь и пряталось солнце. Посмотрите, какой теплое, лучистое, оно будет светить нам до конца дня.

10. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- С каким числом познакомились?

- Какую цифру научились писать? Что означает число 0?

11. Оценивание (ученики получают оценки в виде звёздочек).

© 2010-2022