- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по литературе
Открытый урок по литературе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекмагамбетова К.Ж. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок
ГУ «Константиновская ОШ» Класс: 2
Учитель начальных классов Бекмагамбетова К.Ж.
Тема: А. Барто. Думают ли звери?
Цели: познакомить учащихся с произведением А.Л.Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты; развивать навык чтения полными словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать любовь к своему краю.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: ноутбук, фото А.Барто, высказывания, картинки, карточки, карандаши
Ход урока
1.Орг.момент. Психологический настрой. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу пригласить Вас в путешествие по стране, которой нет на карте, в страну стихов самой любимой, самой доброй детской поэтессы, чье имя вы узнаете, сложив первые буквы названий животных (картинки на доске бараны, архар, рыбы, тигра, оленя).
Сквозная тема: Устюртский заповедник. Обратите внимание на картинки. Всех ли животных вы знаете? (отв.детей) Это каратауский баран- АРХАР. Он обитает в Устюртском заповеднике, расположенном на Западе Казахстана. Архар занесен в Красную книгу, так как численность этого вида с каждым годом сокращается.
Ну, ребята, давайте прочитаем с кем мы будем путешествовать? (дети читают по первым буквам названий животных ) Правильно, мы сегодня будем путешествовать с А.Л.Барто. На доску вывешивается портрет А.Л.Барто.
Межпредметная связь. Назовите одним словом изображенных на картинках предметы? (звери- что это слово обозначает- предмет, какая часть речи-сущ., а что еще можете сказать об этом слове - род, число.) Молодцы, ребята!
Итак, мы отправляемся в путешествие с А.Л.Барто. (раздается стук в дверь)
Кто это там? Входите, пожалуйста! (входит под музыку почтальон Печкин с огромной посылкой, в которой находятся игрушки; посылка красиво оформлена)
Печкин: Здравствуйте! Здрасьте, значит! Я - почтальон Печкин. Принес Вам посылку. Только я ее Вам не отдам, потому что у вас документов нету.
(читает) ГУ «Константиновская основная школа», на праздник по творчеству А.Л.Барто, ребятам 2 класса.
-Это здесь?
Дети(хором): Здесь!
Печкин: А я Вам все равно ее не отдам, потому что у Вас документов нет. И весь разговор.
Учитель: Уважаемый Печкин! А какой Вам нужен документ? Может быть Вам предъявить читательский билет? У нас есть, ведь ученики нашего класса читатели школьной библиотеки .
Печкин:
- Ну давайте! А это что за дама? (показывает на портрет А.Барто)
Учитель:
- Детская писательница А.Барто.
Печкин:
- Она! Точно она!
Учитель: Хотите ребята познакомят Вас с ее творчеством.
Печкин:
Очень интересно!
Выступление детей о творчестве писательницы? А.Л.Бато родилась в Москве. Отец ее был ветеринарным врачом. Он научил дочь любить животных. Он же показал дочери буквы, научил ее читать. Писать стихи Барто начала в первых классах гимназии. Мечтала стать балериной, но желание писать книги оказалось сильнее. Сама Агния Львовна говорила детям, что пишет для них «из хитрости - ведь дети обязательно вырастут, а стихи запомнят и еще своим детям потом прочтут, вот стихи и проживут долго»!
Печкин:
Молодцы, ребята! Очень интересно. Тогда вот, возьмите свою посылку. Да вот тут в документе распишитесь. (подает листок и ручку, ведущий расписывается) Вот и ладненько. Ну, мне пора. Прощевайте! (Печкин уходит)
Учитель:
- Ушел Печкин. Интересно, что в этой посылке лежит? Ребята, интересно? Посмотрим? Идите все сюда. (дети распечатывают посылку, достают телеграмму, читают ее)
ТЕЛЕГРАММА
«Ребята! Мы знаем, что в вашем классе проводится праздник по творчеству А.Л.Барто. Мы высылаем Вам посылку с игрушками (мишка, бычок, , зайчик, тигр, слон, лошадка), а вы должны вспомнить стихи, написанные этой поэтессой к каждой игрушке, и вспомнить название книги, в которой напечатаны все эти стихи». Ваши друзья: дядя Федор, Кот Матроскин и Шарик. (каждый ребёнок берёт игрушку и читает стихотворение о зверях)
Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением А.Барто «Думают ли звери?» А как вы думаете, ребята, думают ли звери? (ответы) Но прежде, чем мы начнем знакомиться, давайте отдохнем.
Работа со стихотворением А. Барто. Аудиозапись стих.в исполнении А.Барто.
А. Барто «Думают ли звери?»
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот шевельнув хвостом,
Котёнок входит в двери.
Он думает о том,
Что будет с ним потом?
Есть мысли у телят?
Я видел как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то…
Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пёс -
И уши вниз повесит.
Я думаю про птиц:
Должны подумать птицы,
Куда им полететь
И где им приютиться,
Должны, в конце концов,
Подумать про птенцов!
Я бабушку спросил:
- Умеют думать звери ? -
Она сказала: - Нет! -
Но я еще проверю.
Обсуждение прочитанного. Что необычного в названии? - вопрос
Кому задан этот вопрос? - читателям, детям
Кто задаёт вопрос? - мальчик, главный герой произведения
Задавая вопрос, обычно хотят получить ответ.
Дан ли ответ? Кем? да, бабушкой
Согласен ли мальчик с этим утверждением? - нет, он хочет проверить
Почему он сомневается в ответе бабушки? -у животных бывают просящие глаза, тоскливо опущенные хвосты, уши; они шумно вздыхают, как будто переживают ,о чём-то думают, рассуждают, наблюдают.
А как считаете вы?
К чему побуждает нас А.Л. Барто своим произведением- задуматься над поставленным вопросом, «докопаться» до истины. Такие стихи учат искать истину, спрашивать у взрослых, сомневаться, т.е. учат думать, а значит переживать о «братьях наших меньших»
- Согласны ли вы с героем стихотворения, что кошки и собаки умеют думать? Что их может в жизни огорчать? (плохое отношение к ним) Посмотрите на картинки (на доске картинки задумавшихся животных кошки, лошади, тигра, собаки)
Что ещё, очень важное, хотела донести до нас, читателей, А.Барто?
(Мир животных всё-таки в чём-то похож на мир человека. Животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, переживать, грустить, о чём-то думать. Человек не должен считать себя царём природы, он часть самой природы, поэтому должен её беречь.)
Учитель: - Животные отвечают на доброе отношение человека своей преданностью. А могут ли животные быть друзьями? (отв) А какие пословицы о друге вы знаете? (дети рассказывают пословицы о друге)
Физминутка
Учитель: Так к какому выводу мы пришли?
Вывод: окружите любовью и заботой того, кто живет рядом с вами. Сент- Экзюпери говорил: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
Закрепление.
Работа со стихотворением (продолжение) над выразительностью
- Ребята, чтобы понравилось прочтение самому и окружающим, этому нужно учиться. Поэтому цель нашего урока - научиться выразительному и красивому чтению стихотворения. А что значит научится читать выразительно? (Ответы детей)
-Читать громко, без ошибок не всегда самое главное. Важно учиться читать стихотворение красиво: 1. соблюдая логические паузы, 2. правильно выбирая темп чтения, 3. соблюдая нужную интонацию, 4. уметь владеть своим голосом, 5. стараться передавать им настроение и чувства героя.
1. жужжащее чтение.
Мы с вами попробуем научиться красоте чтения стихотворения А.Барто.
- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение. Один читает, а второй следит внимательно глазками. Понравилось ли вам самим читать это стихотворение? Легко ли было это делать? А соседу по парте понравилось то, как вы ему читали?
2.хоровое чтение по рядам
3.конкурс на лучшего чтеца (читают Айнагуль, Данияр, Никита)
Работа по группам: под музыку «Звуки природы»
«Зеленые»- раскрасить рисунки
«Синие»- расшифровать названия животных теконок, лятета, касоба (придумать вопросы к тексту)
«Красные»- 1. Собрать последовательно строки стихотворения
2.Д/игра «Исправь ошибки» по стихотворениям А.Барто
Презентация работ
Рефлексия. Какое настроение было у вас в самом начале урока? У кого оно изменилось? Как? Почему? - стало более серьёзным
Полезен ли был урок?
Получили ли новую информацию? -рассуждали об ответственности за животных
Если понравился урок, то поднимите красные карточки
Если не понравился, то синие
Д/з выучить стих., обсудить с родителями вопрос стих. «Думают ли звери?»
Оценивание:
Итог урока: Мне очень понравилась ваша деятельность на уроке. Молодцы! Урок окончен