Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л. В. Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова.Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема: «Сочетание слов по смыслу». Цель: Создать условия для формирования у обучающихся нового знания о лексической сочетаемости слов. Формируемые универсальные учебные действия: Личностные: Освоение личностного смысла учения. Регулятивные: Следовать режиму организации учебной и деятельности. Определять план выполнения заданий на уроках. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении задания. Познавательные: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: Участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.



Оборудование: Проектор, интерактивная доска, сканер, презентация, фишки для деления на группы с изображениями различных воронят, карточки для групповой работы, карточки самооценки работы на уроке. Ход урока.

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу»).
-Сегодня наш урок начнут две мои помощницы. (Две, заранее подготовленные ученицы, читают народную небылицу).

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят!»

-Ребята, а почему вы смеётесь? Что смешного в этом стихотворении? Д. (Подвести детей к выводу, что такие произведения смешны, потому, что в них слова НЕ ПОДХОДЯТ друг к другу).

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Открываем тетради. Записываем дату и слова «Классная работа». -Обратимся к учебнику. На странице 48 красным шрифтом выделено предложение. (Сочетание слов по смыслу). Прочитайте его. Почему оно занимает место перед небылицей, которую прочитали девочки? Что это значит? Д. Это значит, что мы будем говорить о сочетании слов по смыслу. -Как называется то, о чём мы говорим на уроке? Д. Это называется тема урока. Значит, тема урока сегодня «Сочетание слов по смыслу». -Впишите тему в карточки самоконтроля и оцените, как вы можете сочетать слова по смыслу. Приложение 1. №299. Девочки вас познакомили с первым текстом, а теперь познакомимся со вторым. (Чтение стихотворения предусматривается заранее подготовленным ребёнком, что является необходимостью для более точного воспроизведения логического ударения, интонационной оформленности). -Почему они помещены рядом? Д. Эти тексты оба нелепицы. -В чём нелепость второго текста? Д. В этой нелепице действия животных перепутаны. И т.д. Орфографическая минутка. - Какая орфографическая задача ставиться перед вами в этой путанице? Д. Вставить пропущенные буквы. -Какие знания и умения вам для этого понадобятся? Д. Знание правил правописания и умения подбирать проверочное слово. -Я предлагаю выполнить эту работу в паре. Выпишите эти слова, обозначая вставленные буквы. Обязательно обсудите, какую букву вы будете вставлять. У доски работает пара ______________________________. Снимаем затенение экрана. Один из вас вставляет буквы, другой обозначает орфограммы. Кто, что будет делать договоритесь сами. Сигнализируют окончание работы, взявшись за руки. -Ребята, у кого-нибудь из вас возникли разногласия? (Значки слева обозначают название орфограммы: карандаши - правописание гласного после шипящих, антенна - правописание удвоенных согласных, лиса - правописание безударного гласного, ёж - правописание парного согласного в корне слова, бабочка - правописание согласных после шипящих, солнце - правописание непроизносимого согласного в корне, а справа - алфавитная линейка для выбора и переноса букв). -Оцените выполнение задания и умение работать в паре в карте самооценки. 3. Выявление места и причины затруднения. Прочитайте предложения. Мышка живут в норке. (нет сочетания категории числа); На опушке леса стоит бочка сена. (нет сочетания по смыслу); Тигр поставил передние лапки на камень. (нет сочетания по смыслу); Рыжий лиса живет в норе. (нет сочетания категории рода); Стая белых гусей пролетала над деревней. (построено правильно); Птицы вернулись к нам из юга. (неправильное использован предлог, который служит для связи слов в предложении).

- Что вы можете сказать об этих предложениях? Д. В нескольких предложениях есть ошибки. Одно предложение правильное. - Какие нормы нарушены? Д. Эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу, роду ), а ещё нельзя сказать бочка сена и у тигра не лапки, а лапы, неправильно использован предлог, поэтому нарушена связь между словами в предложении. -Какой вывод вы можете сделать? Д. Слова должны сочетаться по грамматическим признакам и по смыслу. 4. Построение проекта выхода из затруднения . -А сейчас вам предстоит работа в группах. На уроках литературного чтения вы узнали, что у человека могут друзьями быть не только люди. К вам сегодня пришли на помощь ваши друзья. Выберите себе каждый друга. А с кем он ещё дружит? Теперь у вас большая дружная компания. Найдите домик своего друга. Там ждёт вас задание. Выберите секретаря и того, кто будет отвечать от вашего имени. Работа в группах. Приложение 2. I группа. Сочините нелепицы, используя опорный материал. Соблюдай главное правило стихотворения: строчки должны рифмоваться. Вторые половинки строчек даются в разрезном виде. Злой кабан Конспект урока по русскому языку на тему Сочетание слов по смыслу, 2 класс, система Л.В. Занкова. сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки Кошка физику учила Маша хвостик свой ловила Буратино сшил себе штаны Портной все поел блины Ёж накрыт к обеду был Чиж усами шевелил Рак летал под облаками Стол гонялся за мышами Чайник прыгал во дворе Мальчик булькал на костре Сделайте вывод: Что помогло сочинить нелепицы? Д. Вывод: Нелепицы получились потому, что действия предметов не сочетались с существительными. II группа. Исправьте предложения, заменяя слова, подходящими по смыслу словами. Люди посадили в парке деревья и скамейки. __________________________________________________________________ Счастливая Рита улыбалась во весь рост. __________________________________________________________________ Петя относился к учёбе с холодцом. __________________________________________________________________ Мальчик встал как вскопанный. __________________________________________________________________ Вывод: Смысл предложения зависит от правильного подбора слов по их значению. III группа. Вставить подходящие по смыслу слова. Знакомство со стихотворением Усачёва «Стая и стадо».

Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется, а стая - летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!

Весной на первую травку выгоняют ____________ баранов и овец, __________ лошадей. Смотрю, _________________ уток возвращается с юга домой. С обочины вспорхнула ______________ воробьёв. Все с нетерпением ждут, когда придёт _____________________ рыб. Скоро проснётся _____________ пчёл. Вывод: Чтобы не получилась нелепица, необходимо правильно употреблять слова в речи. IV группа. Исправьте ошибки в сочетаниях слов. И придумайте с ними предложения.


оказать заботу __________________заботу

____________________________________________________________________________________________________________________________________

повысить кругозор __________________кругозор

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Широкая игра _______________игра

____________________________________________________________________________________________________________________________________

пристально слушать ________________слушать

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ Справочник: проявлять, интересная, внимательно, расширять, произвести, мелкая. Вывод: Ошибки в речи возникают при неправильном соединении слов в словосочетания. 5. Реализация построенного проекта. Вы очень хорошо поработали в группах, оцените каждый свою работу. И продолжим работу с вашими заданиями. I группа. Задание классу: Восстановите первые две строчки, сохраняя сочетаемость между словами. II группа. Задание классу: Придумайте предложения со словами рост, холодцом. III группа. Задание классу: Запишите предложение, в котором объясняется значение слов стая и стадо. IV группа. Задание классу: Подберите другие слова, которые могут сочетаться со словами забота, кругозор, впечатление, слушать. -Отметьте в карте самооценки умение сочетать слова по смыслу. 6. Рефлексия учебной деятельности . -Ребята, вы сегодня выполнили много заданий, а теперь сделайте вывод. Что необходимо уметь делать, чтобы речь была грамотной? Посмотрите свои карты, подумайте, над чем вам ещё необходимо поработать. Заполните последнюю строку карты самооценки. Закрасьте кружок зелёным карандашом, если вы отлично поняли тему урока. Жёлтый карандаш вы можете использовать, если хорошо знаете, как сочетаются слова, но считаете, что могут возникнуть трудности. А красный карандаш вам нужен только в том случае, если решение задач урока у вас вызвало большие трудности. В завершении урока сделайте общую оценку урока. На доске поместите изображение своего друга в столбик диаграммы. 7. Домашнее задание: №302, 305. Приложение 1. Карта самооценки работы на уроке Тема:
Я умею использовать правило, чтобы не ошибиться в написании слов.
В паре я помогал (а) подбирать проверочные слова.

Я умею устанавливать сочетание слов в предложении.

В работе группы принимал(а) участие.

Внимательно слушал(а) учителя и своих одноклассников.

Активно работал(а) на уроке и правильно отвечал(а) на вопросы.

Фамилия, имя Оценка








Приложение 2.

Задание. Г1 Сочините нелепицы, используя опорный материал. Соблюдай главное правило стихотворения: строчки должны рифмоваться. Сделайте вывод: Что помогло сочинить нелепицы? Начните со слов: Нелепицы получились потому, что ____________________ _________________________________________________________________ Придумайте задание классу.



Задание. Г2 Исправьте предложения, заменяя или вставляя слова так, чтобы они в предложении сочетались. Люди посадили в парке деревья и скамейки. _________________________________________________________________ Счастливая Рита улыбалась во весь рост. _________________________________________________________________ Петя относился к учёбе с холодцом. _________________________________________________________________ Мальчик встал как вскопанный. _________________________________________________________________ Сделайте вывод: Почему не сочетались слова в предложении? Начните со слов: Слова в предложении не сочетались потому, что _____________________________________________________________ ________________________________________________________________. Придумайте задание классу.



Задание. Г3 Познакомьтесь со стихотворением Андрея Усачёва и заполните пропуски в предложениях.

Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется, а стая - летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!

Весной на первую травку выгоняют ____________ баранов и овец, __________ лошадей. Смотрю, _________________ уток возвращается с юга домой. С обочины вспорхнула ______________ воробьёв. Все с нетерпением ждут, когда придёт _____________________ рыб. Скоро проснётся _____________ пчёл.

Сделайте вывод: Что необходимо понимать, чтобы правильно вставить слова? Начните со слов: Чтобы в предложении правильно вставить слова, необходимо __________________________________________________. Придумайте задание классу.



Задание. Г4 Исправьте ошибки в сочетаниях слов, используя слова из справочника. Оказать заботу - _____________________ заботу; повысить кругозор - ____________________ кругозор; широкая игра - ___________________ игра; пристально слушать -___________________ слушать. Справочник: расширять, проявлять, интересная, внимательно, произвести, мелкая. Сделайте вывод. Начните со слов: Ошибки в речи возникают при ________________________________ __________________________________________________________________. Придумайте задание классу.

















© 2010-2022