- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка к разделу обучение грамоте 1 класс. Планета знаний
Пояснительная записка к разделу обучение грамоте 1 класс. Планета знаний
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андреюк А.Е. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Раздел № 1. Пояснительная записка Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта общего начального образования, письма департамента образования Администрации Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 г., Образовательной программы и учебного плана школы, а также примерной программы по обучению грамоте. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией И.А.Петровой.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
курса «Обучение грамоте и развитие речи»
№ п/п Название пособия
Класс
Год издания Авторы 1 Учебник «Букварь» 1 2011 Т.М. Андрианова 2 Рабочая тетрадь 1 2011 Т.М. Андрианова 3 Методические рекомендации для учителя по работе с букварём и рабочей тетрадью. 1 2011 Т.М. Андрианова 4 Пропись (из 4-х частей) 1 2011 В.А. Илюхина 5 Методические рекомендации для учителя по работе с прописями 1 2011 В.А. ИлюхинаУчебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/14 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ. По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, Программа соответствует Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту общего начального образования. На изучение обучения грамоте в 1 классе отводится: письмо - 5 часов в неделю, обучение грамоте по букварю - 4 часа в неделю. При 23 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет письмо - 115 часов, обучение грамоте по букварю 92 часа. Изменений в программу не внесено, так как она полностью соответствует требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту общего начального образования. Резервные уроки распределены на проверку знаний учащихся и повторение. В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса» Обучение грамоте и развития речи» каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.
Раздел № 2. Цели обучения Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключается в том, чтобы:
- помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средство общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
- Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
- Обогащение и активизация словарного запаса детей.
- Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
- Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
- Формирование графического навыка.
Раздел № 3. Тематическое планирование
по курсу «Обучение грамоте и развитие речи».
№ п/п Тема раздела Количество часов Формы контроля Развитие речи
«Обучение грамоте и развитие речи по «Букварю»
92 часа
1 Подготовительный (добуквенный период). Наша речь.
14 часов
2 Основной (буквенный) период. Алфавит.
74 часа ПЗ №1, №2 - №7
3 Заключительный период. Читальный зал.
4 часов
«Обучение грамоте и развитие речи по «Прописям»
115 часов
1 Подготовительный (добуквенный период).
17 часов
2 Основной (буквенный) период.
91 час ДР №1, №2
3 Заключительный период. 7 часов ДР №3 ПС №1
Предлагается следующую систему учёта знаний:
- Проверка знаний (7) - «Обучение грамоте по букварю».
- диагностические работы (3) - «Письмо»
- административное проверочное списывание (1) - «Письмо»
Раздел № 7. Анализ выполнения Программы
№п/п
Темы
По авторской программе
По рабочей программе
Диагностические работы
Проверочные работы
Проверочное списывание
Фактически проведено
Всего часов Всего часов на тему
1 четверть 2 четверть 3 четверть Всего часов
% ДР и ПС ПР
«Обучение грамоте и развитие речи по «Букварю»
92
92
1 Подготовительный (добуквенный период). Наша речь.
14
14
2 Основной (буквенный) период. Алфавит.
74
74
7
3 Заключительный период. Читальный зал.
4
4
Всего:
92
92
«Обучение грамоте и развитие речи по «Прописям»
115
115
1 Подготовительный (добуквенный период).
18
17
2 Основной (буквенный) период.
92
91
2
3 Заключительный период.
5
7
1
Всего:
115
115
3
1
Раздел № 8. Требования к уровню подготовки учащихся ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут формироваться
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
Учащиеся должны знать:
-
название букв алфавита;
-
различия звука и буквы;
-
различия гласных и согласных звуков.
Учащиеся должны уметь:
-
определять отдельные звуки в словах;
- определять количество звуков в словах и их последовательность;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- определять количество слогов в слове;
- определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте
- выполнять написание букв, слов из 2-4 букв под устный комментарий учителя;
- парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
- алфавит.
- распределять слова по алфавиту;
- находить среди группы слов родственные;
- ставить вопросы к словам- предметам, словам-действиям, словам- признакам.
- самостоятельного чтения книг;
- высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам (обложки, иллюстрации)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся будут учиться на доступном уровне
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
-
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
-
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
-
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
-
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные
Учащиеся будут учиться на доступном уровне- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
При составлении рабочей программы использовала нормативные документы:
- Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 30.08.2010г. №889.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения от 06.10.2009г. № 373.
- Примерные программы, созданные на основе Федерального Государственного образовательного стандарт начального общего образования II поколения.
- Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом от 24.12.2010г. №2080, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального Государственного образовательного стандарт начального общего образования II поколения.