Рабочая программа внеурочной деятельности Факультатив Литература Урала 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ориентированная на общеинтеллектуальное развитие обучающихся

факультатив

«Литература Урала»

срок реализации программы - 2 года

3 класс




















Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная задача предлагаемой программы - это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении литературы Урала и жизненных явлениях, в ней отражённых. В основе всей программы лежит исходное отношение «автор - художественный текст - читатель». Освоение этого отношения - непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в авторской, то в читательской позиции.

Общая характеристика учебного предмета


Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей законом художественной формы, как средства выражения мыслей и чувств автора.


Основные задачи программы: Обучающие: - понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира «глазами» автора; - включить в произведение свой, чужой для автора жизненный и культурный контекст, т.е. выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими «глазами» - «глазами» читателя. Развивающие:

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей, Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету «Литературное чтение»,

- воспитание любви к родине,

- расширение коммуникативных способностей детей. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

Описание места учебного предмета в учебном плане Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение литературы Урала во 2 и 3 классе отводится по 1 часу в неделю, всего 68 часов, 34 часа в каждом классе. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме далее.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются: - формирование умения владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами; - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; - передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Содержание учебного предмета

Большой Урал. Введение. Стихи Л. К. Татьяничевой. О.Ф. Коряков «Чудесная кладовая». О.Ф. Коряков «Чудесная кладовая».

Сказки народов Урала. Башкирские народные сказки. Татарская народная сказка. Удмуртские народные сказки. Сказки народа коми. Сказки народа манси. Сказки народа ханты.

Легенды, мифы и сказки народов Урала. Башкирские народные сказки. Удмуртские народные сказки. Мансийские народные сказки.

Сказки уральских писателей. Сказки Петра Павловича Ершова. Сказки Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Сказки Павла Петровича Бажова. Произведение Н. П. Вагнера. Произведения С. Г. Георгиева.

Мир вокруг нас. Произведения Н. Г. Никонова. Уральские поэты. Произведения Б.С.Рябинина и В.П.Астафьева. Произведение В.П.Крапивина. Произведение Л.И.Давыдычева.

Результаты изучения учебного предмета Содержание курса литература Урала обеспечивает реализацию гармоничного развития личности участников учебно-воспитательного процесса на основе выработанных в социуме духовно-нравтвенных ценностей, формирование навыка чтения, развитие интереса ребенка к произведениям искусства слова, расширение его культурного кругозора. Литература Урала способствует нормальному развитию ребенка и настраивает не на потребительское отношение к литературе и жизни, а на активно-творческое сочетающее в себе и познавательные мотивы, и нравственные, и сугубо эстетические. Данный курс способствует воспитанию любви к своему краю - Уралу. Личностные: -владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами; -понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; -передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение. Метапредметные: -составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); -вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования; -выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; -уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватить, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, фактами и доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; -давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы. Предметные: -самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; -знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков; -знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать; -знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы

В практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности 2 и 3 класса, учащиеся в процессе обучения литературе Урала ознакомились с использованием литературных знаний для умения полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватить, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, фактами и доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.

Описание материально-технической базы 1. Литература: Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей / Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - 624 с. с ил. 2. Наглядные пособия: Изобразительные наглядные пособия (портреты авторов произведений рисунки). 3. Технические средства обучения: 1.Мультимедийная доска. 2.Проектор. 3.Компьютер.




Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

Тема раздела

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

1-3

Легенды, мифы и сказки народов Урала

Башкирские народные сказки

3

Введение в новый раздел. Вспоминаем традиции башкирского народа. Чтение башкирских народных сказок, мифов и легенд.

05.09.2015г.

12.09.2015г.

19.09.2015г.

4-5

Удмуртские народные сказки

2

Вспоминаем традиции удмуртского народа. Чтение удмуртских народных сказок, мифов и легенд.

26.09.2015г.

03.10.2015г.

6

Мансийские народные сказки

1

Вспоминаем традиции мансийского народа. Чтение мансийских народных сказок, мифов и легенд. Проверочная работа.с.220.

10.10.2015г.

7-8

Сказки уральских писателей

Произведение Н. П. Вагнера

2

Введение в раздел. Знакомство с Н. П. Вагнером. Чтение сказок из сборника «Сказки Кота-Мурлыки». Ответы на вопросы после прочтения произведений.с.415

17.10.2015г.

24.10.2015г.

9-13

Произведения С. Г. Георгиева

5

Знакомство с С. Г. Георгиевым. Чтение повести-сказки «Шарик из Австралии». Ответы на вопросы после прочтения произведения.с.425

31.10.2015г.

07.11.2015г.

14.11.2015г.

21.11.2015г.

28.11.2015г.

14-15

Сказки Павла Петровича Бажова

2

Чтение сказки П.П.Бажова «Голубая Змейка». Ответы на вопросы после прочтения произведения.с.423

05.12.2015г.

12.12.2015г.

16-21

Мир вокруг нас

Произведения Н. Г. Никонова

6

Введение в новый раздел. Знакомство с Н. Г. Никоновым. Чтение произведений Н.Г. Никонова. Проверочная работа. с.595

19.12.2015г.

26.12.2015г.

16.01.2016г.

23.01.2016г.

30.01.2016г.

06.02.2016г.

22-23

Уральские поэты

2

Л.И.Кузьмин (с.406), Ф.П.Архипов (с.413), Е.Ф.Трутнева (с.478), В.Ф.Телегина, Ханиф Карим, Е.Е.Хоринская (с.541),

13.02.2016г.

20.02.2016г.

24

Произведения Б.С.Рябинина и В.П.Астафьева

1

Знакомство с писателями Б.С.Рябининым и В.П.Астафьевым и их произведениями. Ответы на вопросы после прочтения произведений.с.599

27.02.2016г.

25-28

Произведение В.П.Крапивина

4

Знакомство с В.П.Крапивиным. Чтение отрывков из повести «Брат, которому семь». Проверочная работа. с.602

05.03.2016г.

12.03.2016г.

19.03.2016г. 09.04.2016г.

29-34

Произведение Л.И.Давыдычева

6

Знакомство с Л.И.Давыдычевым. Чтение повести «Лёлишна из третьего подъезда».

16.04.2016г.

23.04.2016г.

30.04.2016г.

07.05.2016г.

14.05.2016г.

21.05.2016г.


© 2010-2022